Во льдах Балтийского моря
- Нет, еще еду. – отвечаю я.
- Тогда бери маму и к нам на ужин. – говорит дочь.
- Хорошо.
Через час мы с женой, дочка с мужем и внучкой уже сидим за столом.
- Сегодня, 23 февраля 2022 года, праздник, который имеет к тебе, папа, можно сказать, непосредственное отношение. – начала говорить дочь. – Так, что поздравляю и желаю всегда быть молодцом.
Дочь загадочно улыбнулась и продолжила:
- А еще хочу поздравить тебя с тем, что, наконец, исполнилась твоя давнишняя мечта! И двадцати лет не прошло…
Я с удивлением взглянул на нее.
- Вчера по почте пришел патент на изобретение! – сказала она и подала папку с документами. – Должна признаться, что я не понимала, как можно мечтать получить патент на изобретение? Всегда думала, что мечтать можно о реализации, о благах, которые могут потом последовать… Но никак о получении патента.
Я уже открыл рот, чтобы ответить, но дочь опередила:
- Не перебивай! Пройдя с тобой весь процесс патентования в Германии, я поняла, что в твоем случае получение патента равносильно мечте. Ты сам составил формулу изобретения, без помощи специалистов написал заявку, которая без замечаний прошла проверку в патентном Ведомстве! Мы тогда получили письмо, в котором говорилось, что заявка прошла формальную проверку, передана по инстанции и была указана приблизительная дата выдачи патента. Мы даже начали строить планы на будущее…
Но через месяц из Технического отдела, проводящего экспертизу и международный поиск, пришло письмо за подписью начальника отдела, доктора технических наук, с полным отказом в выдаче патента по причине отсутствия новизны и изобретательного уровня в заявленном устройстве!
У меня тогда все надежды рухнули и руки опустились, ведь я верила, что эксперты Патентного Ведомства Германии не могут ошибиться!
Но ты не дрогнул, сказал, что «это решается в рабочем порядке» и написал им ответ с опровержением и доказательствами, что они не правы, так как твое изобретение относится к другому уровню техники, а не к тому, которые они представили.
Получив опровержение, начальник отдела позвонил мне, чтобы уточнить нюансы и попросил прислать фото действующего образца, потому что сомневается в том, что машущими движителями человек может отталкиваться от воздуха и плыть по воде. Я выслала ему фото.
Он опять позвонил: мол, фото не очень убедительно выглядит, и попросил прислать видео, если есть… Я отправила и видео.
Через какое-то время он пригласил нас на слушание, потому что только по итогам личной встречи он имеет право аннулировать результат экспертизы.
Обычно, слушание длится не более двух, трех часов, но не у нас. У нас слушание длилось 11 часов! Я даже сбилась со счета от количества патентов, которые он выставил нам, показывая, что ты ничего нового не придумал!
Но ты спокойно и уверено доказывал им, начальнику отдела и его заместителю, что на всех, без исключения, выданных патентах всех странах запатентован обычный парус, а не машущий движитель!
Даже ковидная маска не смогла скрыть красноту на их щеках…
Начальник отдела, доктор технических наук, бывший препод Технического университета, признал новизну и изобретательский уровень твоего изобретения и аннулировал выводы эксперта, проводившего экспертизу, но… Но надо было переписать заявку…
Ты снова все сделал сам! И вот, патент у тебя на руках! Поздравляю!
- Спасибо, доченька! – ответил я.
- Я не знаю, как сложится дальнейшая судьба, потому что внедрение изобретения довольно-таки сложная штука для неизвестного изобретателя, но… Но я, помня случай, произошедший во льдах Балтийского моря, о котором ты рассказывал, из всех сфер применения, указанных тобой в описании, хотелось бы увидеть внедренные спасательные средства с машущим движителем для спасения на воде в тяжелых, зимних условиях, где тонкий лед и/или ледяные торосы.
Я кивнул в знак согласия.
- А вообще, по большому счету, ты первый человек в мировой истории, который сделал и применил машущие движители, выбрав для этого не плот и не лодку, а САП-доску, на которой даже просто стоять трудно!! И первый изобретатель, который запатентовал машущий движитель в виде отдельного устройства, а не как один из элементов плавательного средства. И теперь любой человек в мире может изготовить машущий движитель по твоему образцу, плавать даже по болотам, и на примере учить детей тому, как работает птичье крыло.
И этот первый в мире человек – русский! И не только русский, но мой папа и твой, Юлианочка, дедушка! Понимаешь, доченька?
На вопрос мамы пятилетняя Юлиана, которая уже давно смотрит на торт блестящими глазами, со свойственным ей хладнокровием, ответила:
- Канеешно! А, теперь мы можем есть сладкое?
- Конечно, можем, доченька!
Мы вместе выпили безалкогольного шампанского, съели по большому куску торта, поиграли с внучкой и отправились с женой домой.
Когда я остался один, то очередной раз нахлынули эмоции от вспоминания случая, произошедшего сорок лет назад «во льдах Балтийского моря», как назвала его наша дочь…
Были первые дни февраля 1980 года. Зима в тот год была суровая, уже в конце ноября, начале декабря Балтика стала покрываться льдом. Подходила к концу наша общая и последняя практика на Учебно-производственном судне «Зенит», а также учеба в мореходном училище. Летом гос. экзамены и распределение на работу по пароходствам страны.
Рейс начался в Ленинграде, был чуть больше трех недель с заходом в Швецию, Марокко, Италию. В Бискайском заливе мы попали в шторм, загорали в Средиземном море, проходили между о. Сицилией и «носком Итальянского сапога» и даже издали видели о. Монте-Кристо…
Осталось пройти Датские проливы, встретить буксир-спасатель ледового класса, который проведет наше судно среди льдов до Ленинграда и… И домой…
Во время рейса почти каждый день после ужина столовая превращалась в кинозал. Сегодня, однако, будем смотреть последний фильм на судне, и, конечно, это «Бриллиантовая рука»!
Наше судно, пройдя проливы и несколько миль во льдах, остановилось, ожидая связи с буксиром-спасателем.
Все курсанты и экипаж уже собрались в кинозале, выключили свет, пошли первые кадры любимого фильма и громкий смех молодых ребят… Нам тогда было по 19-20 лет.
Вдруг, из громкоговорителя мы слышим команду старшего помощника капитана: «Для членов экипажа: Человек за бортом! Боцману на бак! Старшему матросу приготовить шлюпку № 1 к спуску на воду. Курсантам оставаться на своих местах»!
Члены экипажа вскакивают и быстро выходят из кинозала. Я тоже выскакиваю на палубу, благо бушлат был с собой.
За бортом темно, туман, ничего не видно, даже ходовых огней судов, проходящих где-то невдалеке.
Подбегаю к старшему матросу:
- Что случилось?
- Несколько минут назад какой-то иностранец протаранил бульбой наш буксир-спасатель ниже ватерлинии, отошел от него, выключил ходовые огни и по рации не отвечает… - отвечает старший матрос. – Стоит где там, гад… А, наши ребята борются… за выживаемость судна… попросту тонут… Я, вот, готовлю шлюпку… а они…
- Так ведь лед вокруг с торосами! – говорю.
- Конечно, шлюпка не поможет… - отвечает он. – Но порядок, есть порядок…
И вдруг, он как-то обреченно, с горечью в голосе довольно громко говорит мне в лицо, как будто я виноват:
- Других средств спасения во льдах для нас, моряков, нет!
- Что же делать? – также угрюмо спрашиваю я.
- Ничего! – отвечает он. - А, что мы можем сделать? Шлюпку никто спускать не будет… Подойти вплотную к ним мы тоже не сможем… как бы льдами не повалить… Вот, и стой здесь, понимая, что они тонут, ко дну могут пойти в любую минуту, а мы ничего сделать не можем…
Через десять минут зазвонил телефон. Старший матрос поднял трубку, выслушал старпома, сказал: «Есть», повесил трубку и стал закреплять и зачихлять шлюпку.
- Они завели пластырь. Вода больше не поступает в машинное отделение. Притопило конкретно, но буксир на плаву. Будем ждать рассвет. Все живы и чудом никто не пострадал.
Утром наше судно приблизилось к буксиру, подали электро кабели, помогли откачать воду. Потом взяли его на буксир, обнеся буксирный трос вокруг надстройки, и отбуксировали поврежденный притопленный буксир в порт г. Росток.
Память не сохранила ни названия буксира-спасателя, ни имен членов экипажа УПС «Зенит». Остались лишь чувства и эмоции от пережитого…, когда в морозную ночь не вдалеке от тебя тонет судно, моряки борются за жизнь, а ты ничем им не можешь помочь …
Свидетельство о публикации №224082101652