Воспоминание о службе в армейке. Глава. 86 Мемуары

Фото из архива автора

Глава.  86            Землячества в Советской Армии.


               
Прошлое не уходит, оно просто прячется в тень ...

Народная мудрость



Тема землячества всегда остро стояла, и будет стоять в армейской среде. В отличие от солдат из других регионов России, кавказцы всегда умели сплачиваться и подключаться к решению проблем каждого из них всем скопом.
               
Стоит ли удивляться, что в большинстве случаев они одерживали верх над остальными. Итак, землячество - это объединение солдат по национальным признакам. Наша страна как все знают, состояла из множества республик, в которых проживают люди всевозможных национальностей.

Самыми воинственными и сплочёнными, из которых считаются народы Кавказа. Представители этих народов призывались для службы в вооружённых силах Советской Армии.

До конца 60-х годов армия была преимущественно славянской. Появление в ней заметных вкраплений не славянских национальностей произошло в 70-е годы.

На протяжении последующих лет удельный вес не славян в армии быстро возрастал в арифметической прогрессии.

Это происходило по общеизвестным демографическим причинам: у славян наблюдалось снижение рождаемости и, кроме того, они больше пострадали в результате войны.

Демографическое «эхо» беспощадной войны в первую очередь отразилось именно на славянской популяции советских народов, а в Средней Азии демографическое эхо войны практически не заметно.

Столкнувшись с проблемой снижения удельного веса славян в составе призывного контингента, военные плановики отреагировали на неё приблизительно следующей концепцией.

В железнодорожные войска и войска стройбата «сбросили» как в «отстойник» весь не славянский контингент, добавив и криминогенный славянский контингент.

С этого времени подобно капле вина упавшей на белоснежную скатерть, пятна и метастазы постепенно расплывались с годами, глубоко проникая и одновременно уродуя бывшие славные армейские обычаи и традиции.

В данных войсках национальные и уголовные группировки сформировались ещё в начале 70-х годов. По этим причинам «дедовская» статусная система начала деформироваться, а затем была сломана земляческой.

Важно при этом, что если на основе дедовщины в армии удаётся создать жестокий, но стабильно работающий социальный порядок, то ведущие перманентную войну друг с другом национальные землячества не могут создать такого порядка.

Эти землячества превращают армию из оплота стабильности в обществе в источник потенциальных конфликтов, в том числе и вооружённых.

Усилия национальных землячеств первоначально были направлены на то, чтобы частично или полностью выйти из - под «дедовского» контроля и тем самым ослабить для себя этот гнёт.

Отношения внутри землячеств остаются иерархическими, то есть молодые подчиняются старшим, однако, эти отношения значительно смягчены по сравнению с дедовской иерархией славян.

«Старики» из национальных землячеств в меру возможностей стараются защитить соотечественников от посягательств на них со стороны славянских «дедов».

В описываемом случае находящиеся в меньшинстве землячества деформируют «дедовский» порядок, но не разрушают его.

Старики не славянских национальностей сохраняют свой «дедовской» статус, то есть не вступают в конфликт с дедами - славянами и признаются равными им по статусу.

Парадоксальное следствие такой системы отношений заключается в том, что молодые военнослужащие, принадлежащие к «господствующим» славянским нациям, зачастую оказываются в более тяжёлом положении, поскольку их некому защитить.

В зависимости от способа поведения все национальные группировки, за исключением славян делятся на три группы: кавказцы, среднеазиаты и прочие.



 
Продолжение следует …


Рецензии