Матерн Ю. Ф. Жизнь и обучение астролога

Юлий Фирмик Матерн
Матерн Младший Фирмик Юлий, Фирмикус Матернус (лат. Firmicus Julius Maternus Junior) (ум. ок. 348) - христианский апологет, ритор и астролог, живший во времена императора Константина (IV в. н.э.), родом из Сиракуз (Сицилия).  Перешел из язычества в христианство. Имел высокое социальное положение (сенатор, имперский нотариус). В сборниках так называемых малых апологетов Фирмик занимает почетное место - см. изд. Bursian (1856) и (вместе с Minutius Felix) Halm. (1867).
Перед своим переходом в христианство (не позднее 337) создал неоплатоническое сочинение по астрологии «Восемь книг по астрологии» («Matheseos libri VIII»)("Познание" в восьми книгах), посвящённое Лоллиану Маворцию, правителю Кампании (консул 355 г.). Написание этого сочинения датируется между 334 и 337 г. Это один из последних дошедших до нас фундаментальных астрологических трудов периода заката античной культуры

УЧЕНИЕ (Mathesis) в восьми книгах
Глава XXX. Жизнь и обучение астролога

1. Теперь Вы, любой, кто сам пытался читать эти книги, поскольку Вы получили целостное знание этой божественной науки и теперь снабжены секретами звёзд и изучили основные принципы искусства, сформируйте себя по образу и подобию божественного, так, чтобы Вы могли всегда быть образцом совершенства. Тот, кто ежедневно говорит о Богах или с Богами должен сформировать свой разум, чтобы приблизиться к подобию Божественного.

2. Поэтому изучите и неотступно следуйте всем отличительным чертам добродетели и, когда вы воспитали себя в них, будьте доступными, так, чтобы, если любой желающий проконсультироваться о чём-нибудь у Вас мог обратиться к Вам без опасения. Будьте скромны, честны, сдержаны, немного ешьте, довольствуйтесь немногими вещами, так, чтобы постыдная любовь к деньгам не могла осквернить славу этой божественной науки. Попытайтесь своим обучением и принципами превзойти обучение и принципы достойных священников. Для этого необходимо, чтобы служители Солнца и Луны и других Богов, через которых всё земное управляется, всегда так воспитывали свой разум, чтобы утвердить достоинство всего человечества.

3. Следите за тем, чтобы Вы давали публично свои ответы отчётливым голосом, так, чтобы ни в малейшей степени не могли спрашивать Вас, что не позволено, либо вопрошанием, либо объяснением.

4. Остерегайтесь отвечать любому спрашивающему о положении Государства или жизни Римского Императора. Ибо это не уместно, и при этом не разрешается, так, чтобы нечестивым любопытством мы узнали что-либо о положении Государства. Ведь это нечестивец и тот достоин всякого наказания, кто на вопрос даёт ответ о судьбе Императора, потому что астролог не в состоянии ни узнать, ни сказать что-нибудь. Вы должны знать, что даже гаруспики [1] , столько же раз, сколько их спрашивали частные лица о состоянии Императора, и хотели ответить тому, кто советовался с ними, всегда портили внутренности, которые были предназначены для этой цели, повреждая расположение вен и хрящей.

[1] Гаруспиками называли Этрусско-Римских прорицателей, которые осматривали печень жертвенных животных.

5. На самом деле никакой астролог не в состоянии узнать что-нибудь истинное о судьбе Императора. Ибо только Император не подлежит ходу звёзд и только в его судьбе звёзды не имеют власти предопределения. Так как он повелитель всей Вселенной, его судьбой управляет приговор Высшего Бога, поскольку весь мир подлежит власти Императора и его самого, также, рассматривают среди числа Богов, которых Высшая Власть утвердила для создания и сохранения всех вещей.

6. Это рассмотрение также делает такое действие затруднительным для гаруспиков, так как, любое божество призванное ими, в силу того, что имеет меньшую власть, не в состоянии изъяснить характер высшей власти, которой обладает Император. Ибо все свободнорождённые люди, все сословия, всех богатые, всех вельможи, всех служащие, все власти служат ему; наделённый божественной властью и неувядаемой славой, он относится к числу первых рядов Богов.

7. Поэтому, если кто-нибудь спросит что-нибудь об Императоре, я не хочу, чтобы Вы причинили ему беспокойство резким и жёстким ответом, но убедили его убедительными словами, что никто ничего не может открывать о жизни Императора, для того, чтобы предупреждённый Вашими доводами, он смог отложить своё безумие и своё ошибочное намерение. И при этом я не желаю, чтобы Вы давали заключение, а если скажет Вам, что нет в этом ничего плохого, чтобы после этого он получил смертный приговор из-за своих запретных желаний, а Вы не выглядели бы, кажущейся причиной его смерти. Это чуждо цели служителя.

8. Имейте жену, дом, много искренних друзей; будьте постоянно доступны для народа; держитесь подальше от всех ссор; не занимайтесь причиняющим вред делом; в любое время не соблазняйтесь увеличением дохода; держитесь подальше от всех проявлений жестокости; никогда не находите удовольствия в ссорах других или смертных приговорах или смертельной вражде. Пользуйтесь миролюбивой сдержанностью во всех своих отношениях с другими людьми; избегайте заговоров; всегда избегайте беспорядков и насилия.

9. Сохраняйте крепкую дружбу с Вашими друзьями; делайте всё возможное сохранить свою честность неподкупной во всех своих делах; никогда не пятнайте своё самоуважение лжесвидетельством. Никогда не запрашивайте процент по деньгам, чтобы не накапливать увеличение своих доходов на трудном положении других. Никогда не давайте или не принимайте присяги, особенно, если это имеет отношение к деньгам, чтобы божественное покровительство не оказалось осведомлённым относительно Ваших денег.

10. Заблудшим людям, особенно тем, кто связаны с Вами узами дружбы, укажите правильную дорогу жизни, так, чтобы, обучившись Вашим принципам, они легко избежали бы ошибок жизни. Никогда не присутствуйте при ночных жертвоприношениях, будь проводиться они публично или приватно. Не предъявляйте никому прогнозы втайне, но открыто, как мы говорили прежде и, с воздыханием одолевайте порядок проявления этого божественного искусства.

11. При составлении Генитуры (карты рождения) я не пожелаю Вам проявлять недостатки людей слишком явственно, но всякий раз, когда Вы подходите к такому месту, отложите Ваши ответы с той или иной непритязательной сдержанностью, чтобы не казаться не только объясняющим, но и утверждающим, что зловредный ход звёзд предопределяется для человека.

12. Держитесь всегда в отдалении от соблазна зрелищ, чтобы никто не думал, что Вы покровитель такого рода вещей. Ибо служителю богов должны быть чужды низменные удовольствия.

13. Когда Вы подготовили свой разум свойствами и покровительством добродетели, подойдите с уверенной смелостью разума к этой книге, также как и к следующим книгам, которые мы написали по прогнозированию по звёздам. Но если Ваш разум отклонился каким-нибудь образом от этих принципов, которые мы заложили для человеческого характера, следите за тем, чтобы Вы никогда не приближались к тайнам этого учения с извращённым инстинктом любопытства или кощунственной необдуманностью.

14. Не доверяйте секреты этой святыни греховной алчности человеческого разума; ибо нельзя посвящать души порочных людей святым ритуалам. Эта божественная наука не может в какое-либо время пристать к разуму, увлечённому и запятнанному порочной алчностью и, она всегда претерпевает самую большую потерю, когда она является опороченной непристойными намерениями.

15. Поэтому будьте чисты и целомудренны; и, если Вы обособили себя от всех видов порочных действий, которые разрушают душу; и, если желание праведного образа жизни освободило Вас от любого преступного подозрения, и, если Вы ведёте себя, как не забывающий Божественный Источник, приблизьтесь к этой работе и заучите следующие книги. Таким способом, достигнув истинного знания этого божественного искусства, которым Вы вычисляете судьбы людей и намечаете курс их жизни, Вы будете наставлены не только чтением, но и заключениями Вашего собственного рассуждения. Таким образом, Ваши собственные божественно вдохновлённые идеи могут больше принести пользы, чем традиции словесного творчества.

Примечание К.С. к фрагменту из труда Юлия Фирмика Матерна:

Положения с 4 по 7 говорят об Императоре с большой буквы "И". Можно, конечно, предполагать, что астролог следовал требованиям светской этики или проявлял собственное уважение к личности императора и судьбе государства. Но гораздо более вероятным представляется идея о том, что Юлий Фирмик, как это было принято во все времена у оккультистов, или же как этого требовали условия времени (автор трудился на астрологическом поприще во время царствования Константина Великого, преследовавшего языческие культы), выразил в символах Императора и Государства нечто крайне сокровенное. А именно он подразумевал Иерофанта мистерий и Школу мистерий.

Именно поэтому "никакой астролог не в состоянии узнать что-нибудь истинное о судьбе Императора. Ибо только Император не подлежит ходу звёзд и только в его судьбе звёзды не имеют власти предопределения. Так как он повелитель всей Вселенной, его судьбой управляет приговор Высшего Бога, поскольку весь мир подлежит власти Императора и его самого, также, рассматривают среди числа Богов, которых Высшая Власть утвердила для создания и сохранения всех вещей" (положение 5). Только невежество и грубая лесть может побудить сказать подобное в отношении даже самого выдающегося римского императора. Но в отношении Иерофанта мистерий это совершенно верно.

В этих положениях Юлиуса Фирмика на самом деле сокрыт очень важный смысл, касающийся астрологической этики (как и этики применения любого из оккультных искусств, любой из оккультных сил): не может астролог (душепопечитель, психолог, иной консультант) браться за истолкование гороскопа (судьбы и др.) того, кто выше него поднялся по беспредельной Спиральной Лестнице Эволюции Жизни.

Конечно, никто не может запретить дерзание исследователя. Но дерзание, во-первых, должно быть уравновешено ясной самооценкой, трезвым и глубоким САМОПОЗНАНИЕМ, чтобы видеть, где находится он, и где - тот, чей гороскоп он пытается исследовать. Он должен быть требователен к самому себе (без самоуничижения и напускной, показательной скромности, но и без самомнения, гордыни) и честно признаться сначала себе, а затем и тому, кто к нему обратился за консультацией, что не может совершить исследование на НЕОБХОДИМОМ УРОВНЕ (соответствующем сознанию исследуемого человека). Должен признать, что может исследовать и истолковать на своём уровне и постараться максимально доступно, ПО СОЗНАНИЮ обратившегося дать разъяснения, которые человек уже сам сможет, доверившись своему Высшему "Я", адаптировать к собственному уровню.

Во-вторых, астролог, безусловно должен избегать огласки подобных исследований, например в отношении духовных подвижников и гениев Культуры прошлого. Составляя и исследуя их гороскопы он весьма рискует совершить множество ошибок, не только искажающих и принижающих облики подвижников и творцов, низводя их до уровня своего собственного сознания, выступающего в качестве Прокрустова ложа, но и, как следствие, навлекая на такого невежественного исследователя кармы лжесвидетельства, а так же вовлечения в процесс распространения лжи других людей. Поэтому, конечно, недопустимы публикации толкований гороскопов Иисуса Христа, Гаутамы Будды, Миларепы и множества других. Тем более, что даже год рождения их часто не известен достоверно.

Следует добавить, Юлий Фирмик Матерн считал, что астрология возвышает и очищает душу, и что тот, кто отдается её изучению, должен чувствовать себя чистым и святым. Вот его молитва:

Кто бы ты ни был Господь, который поддерживает день ото дня быстрое вращение небесных сфер, кто сохраняет вечное движение приливов и отливов в океанах, кто сплачивает земную твердь в несокрушимую силу её основания, кто подкрепляет ночным сном труд земных тел, кто, когда наша сила обновляется, возвращает благосклонность сладчайшего освежающего света, кто движет всю субстанцию своей работы целительным дыханием ветров, кто наполняет струи ручьёв и фонтанов с неутомимой силой, кто сменяет разные времена года в определённые циклы дней: о единственный Управитель и Повелитель всего, единственный Владыка и Властитель, кому служат все небесные силы, чья Воля является сутью совершенной работы, чьими безупречными Законами вся природа беспрестанно и постоянно совершенствуется и управляется; о Отец и Мать всех вещей, о Отец и Сын, связанный с самим собой едиными узами; к Тебе благоговейно с трепетной мольбой взываем:

«Одари нас милостью в попытке уразуметь ход Твоих звёзд; ибо в Твоей власти пробудить в нас это понимание. И пусть Божественная помощь будет ниспослана моим словам, а зависть злобного человека да не опровергнет их своими враждебными нападками. С чистым умом, отделённым от всех мыслей земных и очищенным от ноши всех грехов, написали мы эти книги для твоих верноподданных».


Рецензии