Буддийская философия в применении к консультирован

Буддийская философия в применении к консультированию

Рерих Е.И. ОСНОВЫ БУДДИЗМА
Корень страданий и путь освобождения

На Прозе.ру в публикации можно использовать только одну картинку и притом низкого качества. В моём блоге можно увидеть туже публикацию с картинками в полном объеме и лучшем качестве:
https://astro-savitrin.blogspot.com/p/blog-page_54.html

=============
А) источник зла, «цепь причинности» (двенадцать нидан)
Согласно традиции, открытием «цепи причинности» (двенадцать нидан) ознаменовалось достижение Гаутамою озарения. Проблема, мучившая его многие годы, нашла разрешение.

Размышляя от причины к причине, Гаутама дошел до источника зла:
12) Существование есть страдание, ибо в нем заключены старость, смерть и тысяча страданий.
11) Я страдаю, потому что я рожден.
10) Я рожден, потому что принадлежу миру бытия.
9) Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование.
8) Я питаю его, ибо я имею желания.
7) У меня есть желания, ибо я имею чувствования.
6) Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.
5) Это соприкосновение производится действием моих шести чувств.
4) Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я противопоставляю себя безличному.
3) Я — личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.
2) Это сознание создалось вследствие моих прежних существований.
1) Эти существования омрачили мое сознание, ибо я не знал.

Принято эту двенадцатиричную формулу перечислять и в обратном порядке:
1) Авидья (омраченность, невежество).
2) Самскара (карма).
3) Вижнана (сознание).
4) Кама-рупа (форма, чувственное и нечувственное).
5) Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств).
6) Спарша (соприкосновение).
7) Ведана (чувствование).
8) Тришна (жажда, вожделение).
9) Упадана (влечение, привязанности).
10) Бхава (бытие).
11) Джати (рождение).
12) Джара (старость, смерть).

Итак, источник и первопричина всех бедствий человечества в омраченности, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Гаутамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, — знанием тайны человеческого бытия и судьбы.

=============
Б) знание четырех благородных истин
Свет, который мог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Гаутамою Буддою как знание четырех благородных истин:

1) Страдания воплощенного бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.
2) Причина этих страданий — в омраченности, в жажде самоудовлетворения в земных присвоениях, влекущих за собою непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.
3) Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения и, тем самым, создании возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.
4) Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и приближения к великой Истине.

=============
В) восемь ступеней на пути к Истине
Путь к этой Истине разделен был Гаутамой на восемь ступеней:
1) Правильное распознавание (что касается закона причинности).
2) Правильное мышление.
3) Правильная речь.
4) Правильное действие.
5) Правильная жизнь.
6) Правильный труд.
7) Правильная бдительность и самодисциплина.
8) Правильное сосредоточение.

Человек, проводящий в жизни эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это освобождение осуществлено, достигается Нирвана.
Что есть Нирвана? «Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность всеобъемлемости. Трепетом озаренности притекают истинные знания. Спокойствие есть лишь внешний признак, не выражающий сущность состояния». Согласно современному нам пониманию, Нирвану можно определить как состояние совершенства всех элементов и энергий индивидуальности, достигших наивысшей интенсивности, доступной в данном космическом цикле.

=============
Г) десять великих препятствий (оков)
Гаутамой Буддой также указаны десять великих препятствий, названных оковами:
1) Иллюзия личности.
2) Сомнение.
3) Суеверие.
4) Телесные страсти.
5) Ненависть.
6) Привязанность к Земле.
7) Желание наслаждения и успокоения.
8) Гордость.
9) Самодовольство.
10) Невежество.
Для достижения высшего знания необходимо порвать все эти оковы.

В буддизме разработаны до мельчайших деталей подразделения чувств и побуждений умственного процесса как препятствий и способов развития для облегчения самопознания путем тренировки ума и размышления над каждым предметом во всех деталях. Следуя этим путем самопознания, человек в конечном результате приходит к познанию истинной действительности, то есть видит Истину как она есть. Это есть метод, применяемый каждым мудрым учителем для развития умственных способностей ученика.
Проповедуя четыре благородные истины и благородный путь, Гаутама, с одной стороны, порицал физическое умерщвление плоти аскетами и распущенность чувств, с другой — указывал на путь восьми ступеней как на путь гармонизации чувств и достижения шести совершенств Архата: сострадания, нравственности, терпения, му-жества, сосредоточения и мудрости.
Будда особенно настаивал на вмещении учениками понятия «пар противоположений», или «двух крайностей», ибо познание действительности достигается лишь путем сопоставления пар противоположностей. Если ученик не мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы не только бесполезно, но даже вредно.
Вмещение этого понятия облегчалось усвоением принципа относительности. Будда утверждал относительность всего сущего, указывая на вечные изменения в природе, на непостоянство всего в вечно стремящемся к совершенствованию потоке бытия беспредельного.
Насколько он был верен этому принципу относительности, можно видеть из следующей притчи.
«Представьте себе, — сказал Благословенный однажды своим последователям, — человека, отправившегося в дальний путь, и который был остановлен широким разливом воды. Ближайшая сторона этого потока была полна опасностей и угрожала ему гибелью, но дальняя была прочна и свободна от опасностей. Не было ни челна, чтобы переехать поток, ни моста, перекинутого на противоположный берег. И представьте себе, что этот человек сказал себе: "Истинно, стремителен и широк этот поток, и нет никаких средств, чтобы перебраться на другой берег (Нирвана). Но если я соберу достаточно тростника, ветвей и листьев и построю из них плот, то, поддерживаемый таким плотом и работая усердно руками и ногами, я переберусь в безопасности на противоположный берег". Теперь предположим, что этот человек поступил согласно своему намерению и, построив плот, спустил его на воду и, работая нога¬ми и руками, безопасно добрался до противоположного берега.
И вот, перебравшись и достигнув противоположного берега, предположим, что человек этот скажет себе: "Истинно, большую пользу сослужил мне этот плот, ибо с его помощью, работая руками и ногами, я безопасно перебрался на этот берег. Предположим, что я взвалю плот себе на голову или плечи и так продолжу мой путь!"
Сделав так, правильно ли поступит человек со своим плотом? Как думаете вы, ученики мои?
В чем же будет правильное отношение человека к его плоту?
Истинно, этот человек должен сказать себе: "Плот этот сослужил мне большую пользу, ибо, поддерживаемый им и работая ногами и руками, я безопасно достиг дальнего берега (Нирваны). Но предположим, что я оставлю его на берегу и продолжу свой путь!" — Истинно, этот человек поступил бы правильно по отношению к своему плоту.
Точно так же, о, ученики, и я предлагаю вам свое Учение именно как средство к освобождению и достижению, но не как постоянную собственность. Усвойте эту аналогию Учения с плотом. Дхамма (Учение) должна быть оставлена вами, когда вы переберетесь на берег Нирваны».
Здесь мы видим, как мало значения придавалось Благословенным всему в этом мире относительности, иллюзии, или Майи. Именно все, даже Учение самого Будды, рассматривалось как имеющее условную, преходящую и относительную ценность.
Также в этой притче подчеркивается, что все достигается лишь человеческими руками и ногами. Именно, Учение будет действенным, лишь если личные усилия и личный труд будут положены.

=============
=============

Комментарий К.С. к фрагменту из "Основ буддизма" Е.И.Рерих:

Этот фрагмент весьма показателен для понимания этики любого душевного и духовного консультирования и в особенности для людей, вступивших на путь сознательного духовного совершенствования.
Здесь приведены основные этапы этой работы.

А) источник зла, «цепь причинности»
Нужно осознать источник зла, источник всех проблем в жизни человека не во внешних условиях, обстоятельствах, людях, которые тем или иным образом влияют на него. Но - в нём самом, в его неведении (недостаточном, половинчатом, относительном, иллюзорном знании), как следствие, в неправильном видении мира (и себя в мире), неправильном мышлении, неправильном сосредоточении и т.д.
Источник зла - в несовершенстве человека. Как гласит буддийское изречение, "пожинает не тот, кто сеял, но и не другой". Можно расставить акценты и пояснить это изречение следующим образом: «Пожинает не тот, кто сеял (то есть не та же личность одного воплощения), но и не Другой (то есть та же духовная Индивидуальность в новой личности)». Человек пожинает страдания, причины для которых ранее (в этом ли воплощении или в предшествовавших) посеял сам. Посеял в состоянии неведения, омраченности сознания аффектами. Посеял, будучи несовершенным.
Такие осознание и понимание освобождает человека от того, чтобы пытаться искать виноватых во внешнем и внешних. Он понимает, что всё - благо и зло - в нём самом, в его сознании. И потому осознаёт собственную ответственность за всё в своей жизни. Это - первый шаг к Освобождению.

Б) четыре благородных истины
Это четыре больших фазы совершенствования и процесса врачевания души:
1) Страдания воплощенного бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.
Это - первичное осознание того, что весь мир наполнен страданиями или радостями, утрата которых так же приводит к страданию. Такое осознание побуждает искать более глубокого понимания. И следующее нахождение в осознании причины страданий.
2) Причина этих страданий — в омраченности, в жажде самоудовлетворения в земных присвоениях, влекущих за собою непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.
Это было объяснено выше.
3) Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения и, тем самым, создании возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.
Это осознание независимо от того, происходит ли при самостоятельном самопознании или при помощи душепопечителя, гуру, астролога есть некий нравственный идеал, идеал совершенства (в мудрости, любви, самоотречении), к которому устремляется человек
4) Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и приближения к великой Истине.
Эта фаза процесса самоисцеления или врачевания сопровождается выбором некоторой системы, духовного учения и наставника (живущего рядом в настоящем или жившего когда-то через его книги или о нём). И это - самая длительная фаза, которая может растянуться на несколько воплощений.

В) восемь ступеней на пути к Истине
В процессе консультирования и астролог и его клиент должны прийти к пониманию эволюционного пути, пути Освобождения как для каждого из них (для астролога совершенствование в самопознании и в помощи ближнему, для клиента - в самопознании, самосовершенствовании, освобождении), так и для их совместной работы (результатом которой должно быть продвижение обоих в направлении Эволюции Целого, частью которого они являются).
Восемь ступеней буддисты разделяют на три этапа:

I. Этап мудрости (Праджня)
Этот этап - основополагающий. Он освобождает сознание от власти майявической очевидности над ним. Именно об этом писал М.Чаттерджи в труде "Сокровенная религиозная философия Индии":
"Карма, определяющая воплощение, может быть рассматриваема как первая равнодействующая, позволяющая предсказать определенное будущее человека. Но она может быть изменена постольку, поскольку человек овладел Мудростью и Волей.Существует изречение, хорошо знакомое астрологам: "Мудрый управляет своей звездой, невежда управляем ею".
… обладающие волей могут изменять "необходимость" соответственно силе своей воли и тому направлению, которое они сознательно дают ей. Те же, у которых Воля и Мудрость развиты в одинаковой полноте, те становятся вполне свободными."
Применительно к астрологической практике и консультированию этот этап можно выразить в устремлении консультанта и его клиента к распознаванию направления эволюции последнего и в поиске методов, средств, спутников для продвижения по этому пути.

1) Правильное распознавание (что касается закона причинности).
Эта ступень так же называется правильным воззрением или миропониманием. Только человек, который осознаёт многоуровневую структуру Мироздания, Земли и Человека, может увидеть значение всего, что с ним происходит в свете Истины, о которой сказано: "И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными" (Иоан.8:32).

2) Правильное мышление.
Эта ступень так же называется правильной решимостью. Правильное мышление есть постоянное размышление об избранном Идеале для совершенствования. Это проекция Идеала, который сейчас кажется недостижимым, но в будущем (в этом ли или одном из последующих воплощений) он будет неизбежно достигнут. Думая об Идеале, человек проецирует его образ из будущего в настоящее, в своё нынешнее сознание, наполняясь и преображаясь с его помощью даже среди огромного множества обнаруживающихся несовершенств. Вероятно именно поэтому в буддизме есть следующая легенда:
"Однажды женщина остановилась между изображениями Благословенного Будды и Майтрейи, не зная, кому принести почитание. И изображение Благословенного Будды произнесло: «По завету Моему почитай будущее. Стоя в защите прошлого, устреми взгляд на восход».
Помните, как Мы работаем для будущего, и все существо ваше устремите в будущее!"
(Учение Живой Этики. Община, 95)

II. Этап нравственности или соблюдение обетов (Шила)
Это соблюдение нравственных правил в жизни и поведении. Но не по внешним требованиям какого-то авторитета или какого-либо человеческого сообщества (политического, религиозного, национального, расового или иного). А согласно правильному воззрению (распознаванию) и правильному мышлению, по внутренней вере и убеждённости. То есть вполне сознательно, осознанно.

3) Правильная речь.
4) Правильное действие.
5) Правильная жизнь.
Все три ступени хорошо описаны как в буддийской литературе, так и во всех духовных религиозных и философских учениях, в их нравственных заповедях и предписаниях.
Применительно к астрологической практике и консультированию эти правила и заповеди полностью применимы, как и при индивидуальном самосовершенствовании.

III. Этап сосредоточения (Самадхи)
Этот этап является очень важным, так как то, на чём человек сосредотачивает фокус сознания, начинает усиленно влиять на него. И требуется быть подобно неусыпному стражу всегда в бдительности и всеоружии. Иначе тысячи соблазнов мира, символически выраженные в полчищах Мары (повелитель демонов, искушавший Гаутаму перед его пробуждением, "будда" - "пробуждённый"), а так же тысячи порождений прошлого (Драконы Порога, с которыми встречается и вынужден сражаться всякий, кто встаёт на путь Освобождения) совлекут с Пути и уведут обратно во тьму, где "будет плач и скрежет зубов" (Матф.13:42).
Применительно к астрологической практике и консультированию этот этап можно выразить в сосредоточении консультанта и его клиента на направлении эволюции и рассмотрение всех вопросов в свете такого сосредоточения, не допуская уклонений во тьму.

6) Правильный труд.
Также называется правильное усердие или устремлённость. Кратко можно описать эту ступень следующим образом:
"Спросят – как перейти жизнь?
Отвечайте – как по струне бездну –
Красиво, бережно и стремительно" (Листы Сада Мории)
7) Правильная бдительность и самодисциплина.
8) Правильное сосредоточение.


Рецензии