Ненужные люди
Недавно посмотрел советский художественный фильм 1963 года «Всё остаётся людям». Каюсь, ранее не был знаком как с этим произведением, так и с одноимённой пьесой Самуила Алёшина, по мотивам которой он создан. Лента несёт в себе и многие достоинства, и недостатки советского кино. Видимо, я уже в том возрасте, когда достоинства важнее. Особенно привлекли моё внимание игра выдающихся актёров и яркие диалоги. Философский диспут между учёным и священником вообще достоин отдельного эссе. Главный герой — известный учёный Дронов — архетипичный персонаж, который присутствует в десятках других советских фильмов. Он занят делом и стремится довести его до конца, думает «не только о себе, но и о других людях и стране в целом». К сожалению, такой образ почти не встречается в современном российском кино. Просмотрев список отечественных фильмов за прошлый год, обнаруживаешь только пару, посвящённых героям современности. Но это героизм людей, попавших в экстремальные ситуации. Почему так?
Первым приходит на ум простой и лаконичный ответ: нет такой страны, нет и таких героев. Это верно, но есть же архетипы, которые присутствуют в искусстве всегда: воин, путешественник, любовник… Сменяются эпохи и даже цивилизации, а они остаются. Неужели «борцу и созидателю» не нашлось места в современной России? Мой ответ — да, не нашлось. И ярче всего, я думаю, это показано в социальной драме 2014 года режиссёра Юрия Быкова «Дурак». Главный персонаж — сантехник — пытается предотвратить обрушение жилого дома. В меру сил он хочет преодолеть коррупцию местных властей и безразличие окружающих. Но, что удивительно, вся его деятельность не только никого не интересует, а даже вредна. Финал у фильма просто феерический: героя избивает толпа. Вероятно, Юрий Быков вовсе не планировал снимать «реквием» по уже забытому персонажу. Тем не менее получилось и так. Он — не «лишний человек», он просто не нужен.
© Copyright:
Евгений Козырь, 2024
Свидетельство о публикации №224082100688
Рецензии