Библейские мифы, легенды и притчи14
Жил в Раме один человек по имени Елкана. Он имел двух жен: Анну и Феннану. У Феннаны были дети, а у Анны же детей не было. Пошла однажды Анна в Селом, где служили пред ковчегом Господнем старец Илий и два сына его, и дала обет:
-Господи! Если ты призришь на скорбь рабы твоей и дашь мне дитя мужского пола, то я отдам его тебе на все дни его жизни, и бритва не коснется головы его.
-Иди с миром, женщина! - сказал ей Илий. - Бог Израилев исполнит твою просьбу.
Через некоторое время Анна родила сына и назвала его Самуил. Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв трех бычков, меру муки и мех вина, и сказала Илию:
-О, господин мой! Я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу. Об этом ребенке молилась, и исполнил Господь мое прошение. Я оставляю его тебе — служить Господу до конца жизни.
Стал Самуил жить в доме Илия-священника. Сыновья же Илии были люди негодные, они не знали Бога и долга священника в отношении народа. Они брали себе мяса, которое народ приносил во всесожжение, и ели его, и спали с женщинами, приходившими к храму. И сказал однажды Бог священнику Илию:
-Для чего вы попираете ногами жертвы мои? Для чего ты предпочитаешь мне сыновей своих?.. Вот тебе знамение: оба твои сына умрут в один день, и все потомство твоего дома будет умирать в средних летах. Себе же я поставлю священника верного; он будет поступать по сердцу моему и будет ходить пред помазанником моим во все дни, и всякий, оставшийся из дома твоего, будет кланяться ему и просить: «Причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание!»
Вырос Самуил до отроческих лет и служил в доме Илии. Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты.
Однажды, когда все уже легли спать, Самуил услышал голос:
-Самуил! Самуил!
Отрок подумал, что это Илий его зовет, вскочил с постели и поспешил к священнику.
-Вот я! Ты звал меня?
-Я не звал тебя, - ответил Илий. - Тебе показалось.
Самуил вернулся и лег, удивившись: неужели и вправду показалось? Тут вновь раздался голос и вновь позвал его.
Самуил во второй раз пришел к Илию, но тот опять сказал:
-Тебе показалось. Иди, ложись!
В третий раз услышал Самуил голос и, придя к священнику, твердо заявил:
-Мне не показалось, господин мой! Ты звал меня!
Тогда понял старец Илий, что это Господь зовет отрока. И сказал он Самуилу:
-Пойди назад и ложись, сын мой! А когда зовущий позовет тебя вновь, отвечай: «Говори, Господи! Ибо слышит тебя раб твой!»
Пришел Самуил к своей постели и лег, и услышал вновь:
-Самуил! Самуил!
И ответил он, как научил его священник, и сказал Бог Самуилу:
-Я сделаю такое дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я накажу дом Илия на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его бесчинствуют, и не обуздывал их. Я начну и окончу, и не загладит он вины своей ни жертвами, ни приношениями!
Наутро спросил Илий Самуила, что сказано ему было от Господа. Самуил объявил ему все без утайки. Илий поник головой и плечами и промолвил обреченно:
-Он — Господь! Что ему угодно, то и сотворит!
Через некоторое время напали на Израиль фелистимляне, и в первой же битве израильтяне были разбиты, потеряв убитыми около четыреста тысяч человек. Чтобы воодушевить народ, израильские старейшины решили взять из Силома ковчег завета Господня и понести впереди войска. Однако и во второй битве сыны Израилевы потерпели поражение: на этот раз пало их тридцать тысяч, оба сына Илия, бывшие при ковчеге, погибли, а сам ковчег был захвачен филистимлянами. Илий, которому исполнилось уже девяносто восемь лет, не выдержал такого удара и умер.
Филистимлянам захват ковчега не принес ничего хорошего: Бог наказал их за это различными болезнями, и они в конце концов вернули свой трофей израильтянам. Взял тогда Самуил молодого ягненка, принес его во всесожжение и воззвал к Господу об Израиле, и услышал его Господь. Когда филистимляне опять пришли воевать с Израилем, возгремел над ними сильный гром, и они были поражены в битве. Израиль вернул себе многие города и земли, а Самуил был избран судьей до конца жизни своей. Из года в год обходил он все колена и рода Израилевы и судил людей.
Когда Самуил состарился и вошел в преклонные лета, он поставил судьями своих сыновей. Но сыновья его не отличались большой праведностью и мудростью, они уклонялись в корысть, брали подарки и судили превратно.
Собрались однажды старейшины израильские и пришли к Самуилу.
-Хорошо нам с тобой, - сказали они. Но ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими. Поставь над ними царя, чтоб он правил нами, как это принято у других народов.
Просьба была необычная, и Самуил обратился за советом к Богу.
Иегова очень огорчился.
-Вот, значит, как! Значит, они уже не хотят, чтобы я царствовал над ними? Им нужен земной царь?.. Ну, что ж! Будет им царь! Только скажи им вот что: сыновей ваших он сделает своими войнами и слугами, дочерей ваших возьмет себе в жены и наложницы, лучшие ваши поля и виноградники отдаст приближенным своим, от всех богатств ваших возьмет десятую часть на содержание дворца своего, и сами вы будете его рабами, будете стонать под царем, но Господь не ответит вам тогда!
Самуил пересказал эти слова народу, но народ не внял им и продолжал требовать:
-Царя хотим! Станем как прочие народы: будет судить нас царь и будет вести войны наши!
Самуил опять обратился к Богу.
-Пусть будет так, как хочет народ, - ответил тот. - Надоело мне с вами нянчиться! Дам я вас царя!
Саул — первый царь израильский
Был некто Кис, из колена Вениаминова, человек знатный. У него был сын Саул, молодой и красивый, на голову выше других сынов Израилевых.
Однажды пропали у Киса ослицы, и велел он Саулу пойти поискать их. Саул взял с собой слугу и пошел.
Долго ходили они и ничего не нашли. Саул уже хотел возвращаться домой, но слуга сказал ему:
-Тут неподалеку живет Самуил, Божий человек. Говорят, он прозорливец. Может быть, он подскажет нам , где искать нашу пропажу.
Саул согласился, и они пошли в город Раму, где жил Самуил.
Когда Саул предстал пред Самуилом, то Бог сказал старцу:
-Вот человек, которого ты помажешь в цари Израильские! Он будет управлять народом моим!
-О, почтенный! - обратился сын Киса к священнику. - Не ты ли прозорливец, которого иные называют еще пророком?
-Это я, - отвечал Самуил. - Войди ко мне со слугой своим. Вы будете обедать у меня сегодня, а утром отпущу тебя и скажу все, что на сердце у тебя. А об ослицах, которые пропали третьего дня, не заботься: они нашлись.
Ввел Самуил Саула и слугу его в комнату и дал им первое место среди званных, которых было около тридцати человек, и велел повару подать молодому гостю лучшую часть от жертвенного тельца.
Утром же, когда взошла заря, Самуил разбудил Саула, вывел его из дома и сказал:
-Пусть слуга оставит нас: я открою тебе, что повелел мне Бог.
Саул послал слугу вперед. Тогда Самуил взял сосуд с Елеем, который вынес с собой из дома, вылил на голову Саула, поцеловал его и объявил:
-Вот, Господь помазывает тебя в правители народа своего! Найдет на тебя дух Божий, и сделаешься ты пророком. Семь дней жди, доколе я не приду к тебе и не скажу, что делать дальше.
Пошел домой Саул, и дал ему Бог иное сердце, стал пророчествовать. Все, знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он пророчествует, удивились: «Что это стало с сыном Кисовым? Неужели и Саул в пророках?» И не открыл Саул никому, что сказал ему Самуил на счет царства, дабы его совсем не засмеяли.
Но вот прошло семь дней, и собрал Самуил народ перед храмом Божьим в Массифе.
-Господь наш, Бог Израилев, вывел нас из Египта и избавил от всех царств, угнетавших нас, - обратился он к огромной толпе, которой не было видно края. - Но вы отвергли Бога и захотели себе царя, как у других народов. Смотрите! Сейчас Господь сам выберет вам царя среди сынов Израилевых.
Самуил велел подходить по очереди всем коленам Израилевым, и Бог указал колено Вениаминово. Он велел подходить колену Вениаминову по племенам, и указано было племя Матриево. Прошло племя Матриево по мужам, и назван был Саул, сын Кисов, и был он на голову выше всего народа.
-Видите ли, кого избрал Господь? - спросил Самуил у народа.
-Видим! Да живет царь! - раздались возгласы. Но многие люди говорили промеж собой: «Ему ли спасать нас, этому юнцу?» И разошлись они, не признав Саула.
Прошло время, и напали на Израиль аммонитяне. Весь народ поднял вопль и заплакал.
Саул пришел с поля, где он пахал на волах, и увидел, что все плачут.
-В чем дело? - спросил он. - Что случилось?
-Аммонитяне напали, и некому нас спасти! - ответили ему.
Воспламенился гнев Саула, выхватил он меч, рассек волов на двенадцать частей и разослал все части во все колена Израильские, объявив, что так будет сделано с волами того, кто не выступит на войну вслед за Саулом и Самуилом. Напал страх на народ, и выступили все, как один человек. И разбили израильтяне аммонитян; оставшиеся в живых рассеялись так, что не осталось из них даже двоих вместе. Тогда сказал народ:
-Кто говорил: «Саулу не царствовать над нами?» Смерть им!
Саул на это ответил:
-Я их прощаю! Ибо сегодня Господь спас Израиль.
И поставили Саула царем над Израилем, и веселились народ и Саул.
Прошли годы, на Израиль напали филистимляне: тридцать тысяч колесниц, шесть тысяч конницы и народа множество, как песок на берегу моря.
Саул и его сын Ионафан выступили во главе войска. Битва была жестокой и не видно было ей конца, и Саул сказал:
-Проклят будет тот, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим!
И никто из народа не вкусил пищи.
Люди шатались от усталости и не было силы в их руках.
В погоне за филистимлянами отряд Ионафана вошел в лес, а в том лесу были пчелиные дупла с медом. Вид пищи еще более усилил чувство голода, но никто не посмел прикоснуться к пчелиным сотам: все боялись заклятия. Ионафан же не слышал, когда его отец заклинал народ, он набрал меду и стал есть его, и глаза его просветлели.
-Твой отец, царь Саул не велел нам есть до вечера, - обратился к нему один из воинов. - Как бы не было тебе худа!
-Не прав был мой отец! - воскликнул Ионафан. - Смотрите! Я поел этого меду и у меня просветлели глаза. Если бы вы подкрепились ранее из добычи, захваченной у филистимлян, то не больше было бы у них поражение?
Кинулось тогда войско на добычу, закалывали они быков, овец и телят и ели. Подкрепившись же, преследовали филистимлян с новой силой, пока не изгнали совсем.
После битвы Саул узнал, что Ионафан нарушил его запрет: сам ел во время битвы и своим воинам разрешил есть.
-Царь я или не царь? В гневе воскликнул Саул. - Никто не может нарушить мою волю безнаказанно — даже мой сын. Ты должен умереть!
Но воины окружили Саула плотной толпой и не позволили казнить Ионафана.
-Разве не Ионафан спас сегодня Израиль? - заявили они. - Разве не его рукой сегодня был поражен враг? Почему он должен умереть из-за твоего глупого заклятия? Не будет этого! И волос не упадет с головы его!
Испугался Саул и отпустил Ионафана.
Прошло еще несколько лет.
Саул царствовал твердой рукой и успешно отражал набеги прочих окрестных народов. Самуил же по-прежнему был священником над Израилем.
Однажды Самуил сказал Саулу:
-Господь повелел мне помазать тебя царем в своем народе. Послушай теперь гласа Божьего. Господь поручил передать тебе вот какие слова: «Вспомнил я, как коварный Амалик встал на пути Израиля, когда он шел из Египта. Пойди же и порази Амалика! Истреби все, что есть у него, не щади ни мужа, ни жену, ни отрока, ни грудного младенца, ни вола, ни овцы, ни осла, ни верблюда.
Собрал Саул войско: двести тысяч израильтян и десять тысяч отдельно из колена Иудина, и поразил Амалика. Царя же амаликского по имени Агак он взял в плен, а весь народ поразил мечом. Однако скот и дорогие вещи он истреблять не стал, а раздал народу и устроил жертвенники Богу в благодарность за победу.
Самуил вышел навстречу Саулу, и Саул сказал ему:
-Я исполнил волю Господа!
Но священник нахмурился в ответ.
-А что это за блеяние овец и мычание волов в ушах моих? - спросил он недовольно.
-Это скот Амалика, отвечал царь. - Мы сохранили его, чтобы сделать всесожжение Господу.
-Зачем же ты не послушался гласа Божьего и не уничтожил всю добычу? - спросил священник. - Неужели ты думаешь, что всесожжение приятнее Господу, чем послушание? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше мяса баранов! Непокорность есть такой же грех, как волшебство, а противление — то же, что идолопоклонство. Как ты отверг слово Господа, так и он отвергнет тебя: не быть тебе больше царем! Другой придет вместо тебя — более достойный.
Повернулся Самуил и пошел к себе домой, в Раму, и не виделся более с Саулом до самой смерти, потому что Бог раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.
Свидетельство о публикации №224082100008