3-2. Сага 1. Глава 3. Молчание ягнят
Но мне об этих «путешествиях» не известно ничего: ни как долго они продолжались, ни какими вагонами их везли. Были ли это пресловутые «столыпины», или т. н. «теплушки», т.е. обычные грузовые вагоны, приспособленные и используемые для перевозки крупного рогатого и нерогатого скота и чуть «очеловеченные» установкой в них печек-времянок, наподобие тех, что стали позднее, уже в Гражданскую войну, с издёвкой называть «буржуйками», хотя у таких печек спасались от холода и голода далеко не одни только бывшие буржуи.
Понятно только, что это были не «жёлтые и синие» вагоны (которые у А. Блока «молчали»), и даже не «зелёные» («в которых плакали и пели»), а т. н. «товарные», выкрашенные «суриком» в традиционный для России «красный» цвет. Их ещё в шутку называли вагонами «четвёртого класса», в отличие от вышеупомянутых жёлтых, синих и зелёных, официально именуемых, соответственно, вагонами второго, первого и третьего классов.
«Теплушка» - это двухосный вагон, в котором помещалось 8 голов крупного скота - лошадей, быков или коров. Большевистские «рационализаторы» умудрялись потом набивать в этот объём по 40 человек, чтобы они не слишком бы заносились как «цари природы» в своём человеческом превосходстве над обычным скотом. А тогда, в годы Первой мировой, «техническая мысль» ещё не шагнула так далеко. Это уже потом, немного спустя, она пошла вперёд семимильными шагами, во многом опередив и предвосхитив «научно-технические достижения» будущих переустроителей мира.
В общем-то из такой «теплушки», даже если бы и очень хотел и даже если в ней всего лишь 20 человек, а не 40, вряд ли много увидишь: крохотных окошек всего-то по два по бокам вагона, да и те наверху и, скорее, для вентиляции, а не для обзора - какой еще обзор для скота! Так что эти «путешественники» поневоле практически ехали вслепую, а если что и могли увидеть, то только на задворках железнодорожных станций, когда двери-ворота наконец открывались (точнее: откатывались) на несколько часов, и можно было спрыгнуть из «теплушки» и малость поразмяться и прогуляться на запасных путях, откуда им, однако, ни под каким видом нельзя было отлучиться. А здесь многое ли увидишь, кроме грязных пакгаузов, труб водокачки да куч каменного угля, и всё это на каждой станции неотличимо от такого же на другой. Откуда же быть ярким впечатлениям? Во всяком случае именно этим и только этим я могу объяснить умолчание отца в отношении этих сверхдлительных переездов с запада на восток и с востока на запад …
А название этой короткой главки повторяет название одного голливудского фильма (так во всяком случае он именовался по-русски в нашем прокате) с Энтони Хоппкинсом в главной роли Ганнибала Лектера (между прочим, каннибала, т. е. людоеда по роду его «основных занятий»!) Главная тема этого фильма - парализующая сила зла, сразу лишающего свою жертву дара речи и тем самым обрекающего её на безмолвие. А откуда «ягнята»? Так перевозили же этот молодняк, как уже говорилось, в «скотских» вагонах…
К концу февраля 1915 года младший унтер-офицер Маглыш находился уже в «своём» 223-м (Одоевском) стрелковом полку. Стрелковый - это по-нынешнему пехотный, не механизированный, а передвигающийся, как говорится, «на своих двоих». К тому времени на Юго-западном фронте установилось относительное затишье в том смысле, что ни с той ни с другой стороны не затевалось сколько-нибудь крупных операций, что обусловливалось простой нехваткой сил, растраченных в кровопролитных битвах летне-осенней кампании 1914 года, и что привело к определённому позиционному равновесию противостоящих друг другу (забавный у нас получается каламбур) отнюдь не дружественных армий.
Шла так называемая позиционная война, изнуряющее душу и тело «окопное сидение», сводящие с ума «окопные бдения». По весне они ещё сопровождались обязательной на наших просторах весенней распутицей. Она в ещё большей мере усугубляла всяческую грязь, антисанитарию и без того удручающую неустроенность солдатского быта, ежедневные тяготы военных будней…
Свидетельство о публикации №224082100826