3-7. Сага 1. Глава 3. Картинка, купленная на рынке
На войне трагическое соседствует со смешным, неумолимо закономерное с совершенно абсурдным, страшное перемешивается с забавным. Как раз такую историю из военной жизни отца я и собираюсь сейчас поведать. При этом отдаю себе отчёт в том, что не всякий читатель поверит в её полную правдивость. Такого недоверчивого читателя я отсылаю к книжке Николая Никулина «Воспоминания о войне» (Санкт-Петербург. 2015), а именно к Новелле I. Как становятся героями. Глава «Военные будни»). Я прочёл её пару недель назад, а то, что я собираюсь сейчас рассказать, положено мною на бумагу за 15 лет до этого. Но истории поразительно похожие!
Однако прежде самого рассказа должен дать его предысторию, даже не предысторию, а скорее пролог, из которго станет ясно, почему я принимаюсь за рассказ об этом событии с особым энтузиазмом, что ли. Дело в том, что мне на это было своеобразное «знамение». Где-то в 20-х числах ноября 1997 года (а окончательно «переписываю» эту историю на компьютер я уже в 20-х числах ноября года 2018-го, т.е. с интервалом более чем в 20 лет) я обегал мебельные комиссионки, коих в те годы было великое множество, в поисках каких-то недостающих нам на кухню предметов. К тому времени мы жили уже в 3-комнатной квартире на Чкаловском проспекте. В той «экспедиции» ничего подходящего найти не удалось. Но зато на «Круглом рынке», что на пересечении Боровой улицы и улицы Марата, меня ждала настоящая удача, хотя и совсем иного рода.
В одной из мелких и плохо освещённых лавчонок вдруг вижу выставленную на продажу небольшую - 25 х 35 см, это уже вместе с рамкой - картинку, взятую в хороший багет чёрного цвета с бронзовой каймой по внутреннему краю. Оформление почти «богатое», сама же картинка довольно скромненькая, по размеру - 12 х 25 см. Сначала мне показалось, что картинка написана маслом. Но, протерев ещё не отпотевшие с мороза очки, я понял, что блестит она не краской, а стеклом, написана же скорее всего акварелью. Но всё равно она впечатлила меня настолько, что я сразу и бесповоротно решил купить её на последние имевшиеся у меня с собой деньги, которых было аж целых 100 (так называемых) тысяч рублей; тогда ( вплоть до 1997 года) в бурно реформируемой России счет карманным деньгам шёл на сотни тысяч и миллионы. На мою удачу ровно 100 «тысяч» и нужно было за неё заплатить.
Молодой парень-продавец тут же выписал мне чек, по которому я и расплатился в кассе. Я попросил упаковать покупку, так как уже дорожил ею как своей благоприобретённой собственностью. Всё, что смог сделать любезный продавец, это обернуть мою картинку какой-то рекламной газетёнкой, что показалось мне крайне непочтительным в отношении вещи, обладанием которой я уже стал гордиться. Но зато, видимо, почувствовав некоторую свою оплошность, он долго, горячо и, главное, очень искренно благодарил меня, чуть ли не бросился пожимать руку. Видимо, не очень-то он рассчитывал, что в это нелёгкое время кто-то станет тратить деньги на такую безделицу…
Ну скажите, много ли в современной России найдётся охотников до такого жанра? А скорее всего, что он даже не вникал в жанр и тому подобное, если вообще обращал на неё какое-то внимание. А между тем у меня были особые резоны приобрести её: именно для меня она представляла особый интерес и даже являлась ценностью некоего чрезвычайного порядка. Дело в том, что уже при самом первом взгляде на эту «околобатальную» картинку из жизни русской армии 1914 – 1918 гг. я сразу припомнил все рассказы отца, и мне представилось, как он был бы рад получить при жизни эту картинку в подарок. А как раз приближался его день рождения: 14 декабря в тот год ему могло бы исполниться 104 года. Порадовался, если бы, конечно, оставался до этого возраста в полной памяти. К сожалению, в самом конце жизни она стала ему изменять и он иногда впадал в беспамятство и начинал путаться в реальностях пережитых им эпох… Всё это имело место на самом деле в последние недели его жизни.
Короче говоря, когда я разглядел картинку повнимательнее, то чуть ли не вскричал (а внутренне именно и вскричал): «Да это же Лян(д)стреу! Это же пленные из деревни Лян(д)стреу!» А теперь нужно рассказать, что было изображено на картинке, почему она вызвала из памяти это странное название и что это, собственно, за Ляндстреу такая (такой или такое)?
На картинке изображена довольно обыденная для фронтовой жизни сцена. Расположение русских войск. Белые украинские мазанки. Значит, Юго-западный фронт. Слегка порыжевшие деревья, запыленная и вытоптанная трава. По-видимому, уже начало осени. Расположившиеся под лёгким навесом русские ведут учёт и первичный допрос захваченных в плен германцев.
За столом с бумагами сидит то ли писарь, то ли переводчик, а может и то и другое вместе; видимо, унтер-офицер. По правую руку от него только что в нетерпении встал со скамьи русский офицер в характерной короткой и плотно сидящей на нём то ли гимнастёрке, то военной «косоворотке» и столь же характерной двойной портупее, поддерживающей на левом боку ножны с саблей и на правом - кобуру с револьвером системы «наган». Жёлтые ремни портупеи на груди идут параллельно, а на спине накрест. Узкие бриджи заправлены в высокие (м.б., «кавалерийские») сапоги. Офицер стоит к нам в профиль: по тогдашней моде чёрные усы подкручены кверху, бородка - клинышком, «эспаньолка», тоже по моде того времени; такие позволялось носить офицерам в чине не ниже, кажется, капитана или, во всяком случае, поручика. Правую руку он, видимо, сдерживая поднимающееся в нём раздражение, просунул под пряжку туго затянутого ремня.
По левую руку от писаря наискосок у угла стола перед ним стоит невысокого роста молоденький пленный солдат в зеленовато-сером френче; его раненная рука на перевязи через плечо, повязка еще свежая, окровавленная. Из-под характерного немецкого военного берета-«бескозырки» торчат простонародные оттопыренные уши - видно, что не «бауэр», а какой-то «арбайтер»-бедолага. Солдатик, отвечая через переводчика на вопросы русского офицера, заметно нервничает, переминается с ноги на ногу.
За спиной допрашиваемого вытянулся по стойке «смирно» русский солдат-конвоир: стоит, задрав бороду кверху - не просто служака, а верный слуга Царю! А может быть и не царю уже, а всего лишь Временному правительству… Рукой он придерживает приставленную «к ноге» мосинскую «трёхлинейку» с примкнутым четырёхгранным «русским» штыком; грудь выпятил колесом; тяжёлый подсумок с обоймами патронов заметно оттягивает ремень. С таким шутки плохи!
Перед столом же, но в некотором отдалении, стоят-дожидаются, когда и до них дойдёт черёд, трое других пленных, на них характерные немецкие каски с островерхими шишаками. Может быть, это офицеры или унтер-офицеры? Каски коричневатого цвета (кожа?), а я почему-то привык думать, что они были чёрные (м.б. из-за чёрно-белого кино?). Козырьки и шишаки поблескивают на солнце чёрным лаком. Эти трое все усаты (под своего Вильгельма, что ли?), один в «пенсне», другой выделяется очень высоким ростом. Обшлага их зелёных френчей коричневые. (В крови у них, что ли, эта тяга к коричневому?) Пуговицы на груди в один ряд, густо, не менее 8-ми. Брюки и сапоги чёрные.
Позади этих троих ещё один пленный, судя по головному убору, простой солдат, т. н. «младший чин». Ещё чуть поодаль русский солдат с шинелью-скаткой через плечо; на левом боку у него увесистая коричневая сумка; каждой рукой он придерживает по винтовке, которые, возможно, отобраны у пленников. На заднем плане - обычная суета армейских будней…\конец др. шрифта\
Свидетельство о публикации №224082100846