О половом воспитании в Голландии
Сегодня я поделюсь мнение голландца, который рассуждает о половом воспитании в своей стране.
***
В последние несколько дней я писал про школу и видел, что тема школы вам интересует, и это правильно. Школа даёт знание, которое мы всю жизнь используем!
Меня спросили тоже, как в голландских школах учат о одной специфической теме. Я уже писал однажды, но сегодня решил делать немного подробнее, потому что это тема, которая для родителей бывает сложная :)
Да, в голландских школах есть такой урок - Отношения и половое воспитание. Когда я в школу ходил, эти уроки были только в средней школе от 12 лет. В младшей школе такого урока не было.
Но лет 12 назад он появился в начальной школе. Я не знал, что там учат. Но, когда мы были в Голландии, моя жена Аля смогла посетить школу, где моя сестра работает учителем начальной школы. Она в том числе увидела, что в этом уроке учат и как.
Для меня это обычно, но для неё это был шок сначала. Думаю, дальше Аля лучше вам расскажет, что интересного узнала. Я передаю ручку Але.
Учебник по половому воспитанию
Учебник по Отношениям и половому воспитанию в Голландии. Фото: из личного архива
На фото - учебник по половому воспитанию детей в школе Голландии. По этому учебнику учатся дети, которые сидят в этом классе. Им около 9 лет, и они уже проходят тему взрослых отношений. "Как это возможно?!" - сначала не могла поверить. Для чего детям так рано знать об отношениях?
Тут я вспомнила, как было у нас в школе....
Как было в нашей российской школе
Про то, откуда берутся дети, нам в школе рассказали, когда нам было лет 14. Это был урок анатомии. Данной теме было посвящено 2 урока, которые учителю дались сложно: она пыталась нам донести вещи, которые многие в нашем классе знали, кажется, лучше неё. Кто-то даже на практике проверял.
Ей было сложно говорить об этом под смех одноклассников. В итоге она бросила пытаться что-то объяснить и сказала: "Вот, читайте сами". Родители тоже не говорили об этом. Так дети моего поколения и познавали: всё сами.
Когда же время пришло?
Я не знаю, в каком возрасте сейчас дети получают знания об этом, сейчас всё доступно в интернете по первому запросу. Но мои одноклассники начали друг друга просвещать классе в пятом. Это где-то как раз в 9-10 лет.
Но я об этом вспомнила чуть позже, когда голландский учитель ответил: "9 лет - это совсем не рано. Дети в этом возрасте знают гораздо больше, чем мы считаем. Они не живут в изоляции и могут получить ответы на вопросы отовсюду: от друзей, из телевидения, из интернета. И часто всё получают в искажённом виде. И если бы они владели достоверной информацией, то это помогло бы им избежать ранних связей, болезней, беременностей".
А если они об этом узнают, не захотят ли скорее попробовать на практике? "Нет. Дети рассматривают близкие отношения как дела для взрослых. И если это не запретная тема для них, и если они знают о ней основное - пробовать они не спешат".
Я не поверила ему на слово и решила проверить. Вот данные по количеству беременностей среди подростков в Голландии. Сложно сказать, из-за этих уроков снижение или нет, но с каждым годом беременностей среди подростков становится действительно меньше.
И я понимаю, что не все родители могут поговорить с детьми на такие темы, поэтому приходит на помощь школа.
Чему учат в школе
Открываем учебник и смотрим, чему тут учат детей.
Какие темы изучают школьники.
Итак, курс состоит из нескольких уроков. Вот главные:
- Физическое развитие (чем девочки отличаются от мальчиков, как меняется организм в разные возрасты),
- Семья и дети (как появляются дети),
- Социальное и эмоциональное развитие (там говорят про дружбу, влюблённость, отношения, близкие отношения),
- Близкие отношения (что это, как защищать свои личные границы)
Какие задания дают ученикам
Во время каждого урока учитель рассказывает тему и даёт задания из учебника. Учебник, кстати, только для учителя. И тут написано, как нужно подавать информацию детям, как реагировать на их поведение (думаю, нашему учителю по анатомии тоже пригодились бы эти рекомендации):
Когда дети слышат названия органов, они часто начинают смеяться и веселиться. Дайте им это сделать, не останавливайте. Можно пошутить вместе с ними. Но когда спадёт напряжение, можно продолжить урок, используя те названия уже без смеха.
Давайте посмотрим, что тут изучают. На первом уроке дети узнают базовые вещи, например, чем мальчики и девочки отличаются, как называются мужские и женские органы (как стоит называть их на уроке, как - дома или на улице), какие функции они выполняют (думаю, в Дзене сработает цензура, поэтому без примеров).
Тут тоже дают разные упражнения. Вот одно из них: нужно взять мяч, передавать его одноклассникам и говорить комплимент, в чём тот или другой человек хорош.
И это, конечно, хорошее упражнение. Так детей учат искать друг в друге хорошее, узнать, как тебя видят со стороны, и принимать себя таким, какой есть.
Любовь только между мальчиком и девочкой?
Наверное, это тема многих интересует. Тут предлагаю посмотреть на картинки из учебника, которые показала в этой статье. Какие пары вы там видите?
В этом уроке дети узнают про дружбу, что можно дружить с людьми разной национальности, веры, пола, с инвалидами. Как можно найти друга? Тут предупреждают, что поиск друга через соцсети может быть опасен. Почему? Учитель расскажет.
Тут везде показаны мальчик с девочкой. То есть какого-то скрытого навязывания других отношений я не заметила.
Но есть небольшая часть о том, что отношения могут быть между разными людьми (далее цитата из учебника):
Влюблённость - это часть жизни. Вы можете влюбиться в кого-то такого же пола, другой веры, культуры. Но в некоторых культурах такую любовь принимают неохотно.
Кого любить - это выбор каждого, и его нужно уважать.
Откуда дети берутся?
Детям рассказывают прямо, откуда они берутся. При каких обстоятельствах может получиться ребёнок. Сколько и как длится беременность. Какими вырастают детки. Когда они рождаются и как.
Учитель объясняет, что детей можно планировать, но иногда бывает, что не все могут иметь детей. А некоторые вообще не хотят детей.
Про картинки в учебниках
В учебнике есть и довольно откровенные картинки. Вряд ли они вам понравятся, и скорее всего Дзен их заблокирует, поэтому публиковать всё не буду. И хорошо, что учебник только для учителя :).
Как предупреждают об опасностях
Вообще мне кажется, это очень важная тема, которую стоит и некоторым взрослым преподавать. В этой главе рассказывают про личные границы - что это, зачем нужны, как можно защитить свои личные границы. Какие действия других людей - плохие, и как их остановить, кому рассказать.
Также тут предупреждают об возможных опасностях: что делать можно и нельзя, например, почему нельзя отправлять свои фото, если кто-то в соцсети просит отправить откровенные фото. Чем это может обернуться? Что делать, если незнакомый мальчик пишет в соцсети, что хочет встретиться? Как отвечать на такие сообщения, кому рассказать?
В учебнике много примеров, которые учитель обсуждает с учениками. Один из них: "Я мальчик, мне 9 лет. Мне нравится девочка, сестра моего друга. В школе мы с ней не общаемся, но дружим в соцсетях. Я бы хотел отправить ей сообщение, чтобы сказать, что я влюблён в неё. Но я не могу. Я боюсь, что она посмеётся надо мной. Что я могу сделать в такой ситуации?"
В основном это трудные ситуации, в которые часто попадают подростки. И так на примерах они могут узнать, как лучше поступать.
Я слышала, в российских школах вроде тоже планировали вводить такие уроки. В итоге есть сейчас или нет? У кого дети сейчас в школах, когда и как говорят с детьми на такие темы?
Закончит пост Махил:
Мне кажется, очень важно учить такие уроки детям. Им же нужно знать, как всё работает, что можно, что нельзя. И мне кажется, гораздо лучше, когда они учат в школе, чем в интернете или где-то ещё.
Мне трудно сказать, хорошо ли, что уже так рано учат - с 9 лет - потому что мои дети ещё маленькие, и мы к этому ещё не пришли. Хотя... Да, в школу мои дети ещё не ходят, но вопросы мой старший сын уже задавал!
Вот такую статью написали родители из Голландии (правильно, из Нидерландов, так официально называется сейчас эта страна). Я уже пожилой человек, врач по профессии. Признаюсь, на темы полового воспитания говорил только с пацанами на улице, когда мне было больше 10 лет. Правда, «Камасутру» прочитал, едва научившись читать, в первом классе. Правда, только то, что написано мелким шрифтом под рисунками. Книга была у соседей, соседка было учительницей русского языка и литература. Когда они уехали, их библиотека перешла к нам. Вот тогда я «Камасутру» прочитал всю, а потом она пошла по рукам вначале в нашем классе, а потом в параллельном.
Ну а более детально половые органы мужчины и женщины мы изучали на занятиях по анатомии на первом курсе в медицинском институте, далее на занятиях по урологии и гинекологии на старших курсах. Когда я уже работал в больнице, старался покупать книги и учебники по медицине. Тогда у нас появилась неплохая домашняя библиотека. Была в ней и большая медицинская энциклопедия и большим количеством красочных иллюстраций. Среди них был этапы рождения ребенка.
Работал я много, кроме работы на ставку врача-рентгенолога совмещал на 0,5 ставки эндоскописта и еще примерно на ставку дежурил врачом-травматологом в травмпункте. Так что дома был редким гостем, и не знал, что читают мои дети школьного возраста – 2 сына и дочь.
Однажды пришел с работы раньше обычного и застал в квартире девчонок-одноклассники дочери. Они внимательно рассматривали картинки и пояснения, как рожают женщины. Дочь в это время училась во 2-м или 3-м классе. Так что и в таком возрасте девочки интересуются вопросами отношения между полами.
А Бы что думаете? И как эти темы учат в русских школах?
Свидетельство о публикации №224082100958