Учитесь плавать

Ранним майским утром, в субботу, когда вся семья собралась за завтраком, отец сообщил: «Скоро мы уезжаем, в Казахстан, надолго».

Пашка, услышав эту новость, решил было заплакать. Но, посмотрев на маму, передумал. Она радостно улыбалась. Солнечный свет, заглянувший в окно кухни, будто запутался в ее волосах и не собирался их покидать. Мама словно сама излучала свет, ласково смотрела на детей и говорила о тех новых приключениях, что ждут всю семью в далёких землях. «Ну, раз мама сама хочет ехать, не буду плакать», - подумал Пашка. Одно только его расстраивало. Как же он будет без своего лучшего друга, без Димки? И как Димка тут будет без него? Пашка быстро доел кашу, чем несказанно удивил родителей, выскочил из-за стола и, крикнув, «Я к Димке!», унёсся прочь.

Он только что закончил первый класс. Уже начались каникулы, впереди – целое лето, полное приключений. Но, получалось, что друзья не смогут провести его вместе. Все их планы рушились в одночасье из-за отъезда Пашки. Правда, в их распоряжении оставалась ещё целая неделя, куча времени. И вот в эту-то неделю им и предстояло успеть сделать одно важное дело, которое они уже давно планировали на середину лета. Действовать надо было решительно и быстро.

Дело в том, что наши друзья жили в небольшом городке, в Подмосковье. И не было рядом места, где можно было искупаться и, что самое важное, научиться плавать. Вернее, такие места были, но их было мало и уж очень далеко они находились от дома. Да и без взрослых туда не попасть. А они всегда заняты. Поездки к воде были редкими и долгожданными событиями. «Ну и как тут научиться плавать? - рассуждали друзья. - Надо найти такое место, куда можно было бы добраться самим, без взрослых. И уж там мы всему научимся».

Однако к такому серьёзном делу надо было основательно подготовиться. Мальчишки нашли в библиотеке учебник, прочли его от корки до корки и приступили к тренировкам. «Если мы с тобой выучим все упражнения, которые можно и без воды делать, если будем тренироваться, то у нас сразу всё получится. Летом придём с тобой вдвоем на какой-нибудь пруд и сразу поплывём», - так рассуждал Димка и Пашка с ним полностью соглашался. В учебнике они нашли тридцать уроков. «Вот! То, что нужно!» – изрёк Пашка и они принялись за дело.

Те подготовительные упражнения, что можно было делать не в воде, они быстро освоили. Ходили гусиным шагом и «по-пингвиньи», загребая руками воображаемую воду. Сосредоточенно приседали и вставали, поднимая вверх руки и вытягиваясь в струнку. Прыгали «по-воробьиному», на обеих ногах, уперев руки в боки. Они приседали, стоя напротив друг друга взявшись за руки, то вместе, то попеременно. Ходили гигантскими шагами, широко размахивая руками. Учились делать вдохи и выдохи правильным образом. Учились правильным движениям рук и ног. Одни движения – для кроля, другие – для браса. Они старательно выполняли все упражнения, не пропуская ни одного. И при каждой встрече каждый показывал то, чему научился.
Но были и такие, где без воды не обойтись. Прочитав, что самым трудным из упражнений является погружение в воду с головой и выдох под водой, они поняли, что много чего можно делать и в ванне. Ну, например, «пускать пузыри». Уж это-то упражнение делать одно удовольствие! Сложновато было с упражнением «Крокодил», когда надо было на руках двигаться по дну. Ванна была слишком коротка для этого. Однако друзья решили, что начнём с пары-тройки движений, а дальше будет видно. Ну а бултыхать ногами в ванне тоже можно. Только не абы как, а так, как написано в учебнике. Мальчишки готовы были тренироваться каждый день, но родители были против ежевечерних «бултыханий» в ванне. Димка и Пашка не обижались на них. Откуда было знать родителям, что за всем этим стоит самое серьёзное намерение – научиться плавать. Вот только говорить об этом никому нельзя, иначе все планы могут рухнуть.

И вот настало время испытать теорию на практике и проверить свою подготовку. Друзья чувствовали себя полностью готовыми и даже радовались тому, что можно начать чуть раньше. Конечно, вода ещё холодная, но это не так уж и страшно, потерпим.

Старшие ребята с улицы рассказывали, что километрах в десяти, если идти через берёзовую рощу и дальше, через старое кладбище, есть небольшой пруд. Они часто туда ходили купаться, но мальцов с собой не брали. Во-первых, попадёт от взрослых. Во-вторых – мало ли что случится с пацанами, отвечай потом.
Именно на этот пруд, куда дорогу они в общем-то знали, и решили отправиться Димка и Пашка. Уже на следующий день после получения известий об отъезде, друзья отправились в дальний поход. Надо ли говорить, что у родителей они разрешения не спрашивали. Да и кто бы их отпустил?

По дороге им никто не встретился, да и на пруду никого не было. Вода, конечно же, была холодная, но такие мелочи не могли остановить их. С некоторой опаской они стали заходить в воду. Первым шёл Димка, а Пашка страховал друга. Сделав несколько шагов, Димка вдруг ойкнул и присел. Вода вокруг правой ноги вдруг почернела. Пашка быстро схватил друга за руку и потащил к берегу. Димка прыгал на одной ноге, открывал рот и таращил глаза. А Пашка никак не мог понять – что же случилось.

Оказалось, что Димке в ступню впился большой кусок стекла. Знаете, такие бывают, когда разбивается бутылка и остаётся от неё донышко, из которого торчит огромный осколок. Димке было очень больно, но он мужественно терпел, с трудом сдерживая слёзы. Да и Пашке было страшно. Он вытащил Димку из воды, усадил его на траву и сказал, что сейчас вытащит стекло. Будет больно, но надо потерпеть. Они знали, что сразу пойдет кровь и её надо будет тут же остановить. Первым делом Пашка попытался оторвать от своей футболки большой кусок, чтобы замотать ногу, но не смог, не хватило силенок. Он увидел рядом ещё один осколок, чуть меньше и не такой страшный, как тот, что впился в Димкину ногу. С его помощью Пашка исполосовал футболку и сделал нечто, похоже на бинты. Потом сорвал много листов подорожника. Пора было вытаскивать стекло. Пока он всё это делал, страх не то, чтобы исчез, но где-то притаился. Но вот сейчас Пашка испугался ещё больше и руки предательски задрожали. Димка словно почувствовал это и сказал: «Давай я сам». «Давай», - ответили Пашка. Димка быстро вытащил осколок, а Пашка ловко приложил к ране кучу подорожника и тут же, крепко-накрепко, замотал рану. Вроде бы кровь остановилась.

- Отец рассказывал, что если сильно порезался, то выше раны надо сильно-сильно перетянуть. – Пашка оторвал ещё кусок от своей футболки, как смог, наложил жгут и постарался потуже его затянуть.

Посмотрел на остатки своей футболки, её было жалко, чуть-чуть. Белая, с красивой цветной картинкой на груди и непонятной надписью. Такой не было ни у кого на их улице. Лишь недавно мама купила ему эту футболку и сегодня он надел её в первый раз.

- Давай-ка я ещё тебе ногу замотаю, так надёжней будет, - сказал Пашка и остатки футболки тоже пошли в дело.

- Мамка меня прибьет, - задумчиво сказал Димка. Нога болела уже меньше, но наступать на неё было невозможно.

- И меня тоже, - вздохнул Пашка.

Они немного ещё посидели, убедились, что кровь вроде как остановилась. Надо было как-то добираться домой.

- Что мы родителям скажем? – задумчиво произнёс Димка. – Если скажем, что ходили купаться – точно прибьют.

- Ох, ругаться будут сильно. – ответил Пашка. – А уж если скажем, что пошли купаться на пруд… Давай скажем, что ходили в берёзовую рощу и там стали бегать босиком? Может и не сильно попадёт? Как думаешь, нас уже потеряли? Ищут или нет?

- Эх! – махнул рукой Димка. – Давай так и скажем, но надо сначала до дома добраться.

Пашка встал, посмотрел на своего друга, потом в ту сторону, где был их дом, почесал затылок и сказал: «Ну, забирайся мне на закорки».
Друзьям ни с того ни с сего стало весело. Димка придумал, что они были в разведке, в тылу у фашистов, его ранили в ногу и теперь командир тащит его к своим. И что скоро линия фронта и вдвоём им не её не перейти. Димка стал стонать и говорить скрипучим голосом: «Брось, командир, не дойдём!». И ладно бы он только стонал, он ещё и ёрзал на спине. Пашке было тяжело, он кряхтел, но терпел и даже где-то посмеивался. Вдруг он споткнулся, упал и мальчишки кувырком и с хохотом повалились на землю.

- Знаешь что, - сказал Пашка. – Тяжёлый ты. Давай-ка опирайся на плечи, будешь у меня на одной ноге скакать! И хватить ныть! Русские своих не бросают!
Димку и Пашку, конечно же, посадили под домашний арест. История, которую они рассказали, не вызвала доверия у родителей. Но и насчёт купания друзья не раскололись. Им запретили выходить из дома, на гуляния был наложен строжайший запрет. Понятно, что Димке так и так из дома выйти не было никакой возможности. А вот Пашка, конечно же, мучился дома. Да и друга навестить он не может, узнать – как он там?

Родители рассказали, чуть позже, что с Димкой всё в порядке. Его сразу же отвезли в травмпункт. Доктор осмотрел рану, сказал, что повязка наложена справно, да и жгут лишним не оказался. Узнав официальную версию происшествия улыбнулся, похлопал Димку по плечу и сказал ему, что тот настоящий боец и характер у него железный, коль сумел всё вытерпеть. Рану промыли, наложили швы, сделали нужные уколы и отправили героя домой, прописав строгий постельный режим. Несколько дней надо было лежать, задрав ногу вверх.
Перед самым отъездом Пашка упросил родителей и вырвался к Димке попрощаться. Рана почти зажила, на днях должны были снимать швы. Друг был весел, полон энергии и готов к новым подвигам.

Димка стал расспрашивать Пашку о тех местах, куда он уезжает. Но Пашка знал только то, что ему рассказывали родители. Едут они в город с красивым названием Приозёрск. Пашка задавал много вопросов родителям – куда мы едем, что за город и кто там живёт? Отец часто бывал там, в командировках. Он с удовольствием рассказывал детям о том, что это прекрасный город, который уютно пристроился на берегу огромного озера под названием Балхаш. И что это даже не озеро, а почти что море. Ведь если стоять на берегу и смотреть вдаль, другого берега и не видно. Вода в озере необычайная и может менять цвет. Когда озеро спокойно, то вода лазоревая и прозрачная. И когда ныряешь, вода ласково окутывает тебя и словно помогает держаться на воде. Но иногда, крайне редко, набегают тучи, небо темнеет, поднимается ветер. И тогда Балхаш становится грозным и могучим. Вода становится темно-серой, поднимаются волны. Сильные порывы ветра гонят огромные и могучие волны к берегу. Они с шумом обрушиваются на берег, вода вспенивается и тихо откатывается назад, перекатывая гальку. А в это время уже новая волна набегает на берег. Всё озеро, насколько хватает глаз, вспенивается бурунами, барашками, которые образуются на гребнях волн. Вот потому и зовут Балхаш грозным и седым. Грозным от того, что никто и ничто не устоит против силы и мощи его волн. А седым – потому что белые буруны покрывают всю поверхность озера во время шторма. И кажется, что Балхаш сердит или чем-то рассержен. Чем больше бурун, тем мощнее волна, тем с большим грохотом и силой она обрушится на берег. В такой шторм редко кто рискнёт искупаться. Но случается это нечасто. Обычно же Балхаш тих и спокоен.

Пашка спрашивал – кто же и зачем построил этот город? Отец же поведал о том, что двадцать лет назад в эти места, в пустынную каменную степь с загадочным именем Бетпак-Дала, приехали военные. Они выбрали именно это место на берегу озера для того, чтобы основать город. Немногочисленные местные жители безмерно удивлялись происходящему и не верили, что в пустыне, название которой переводится как Голодная Степь, можно жить. «Ведь даже суслики здесь не живут», -  говорили они. Но через пару лет многое, если не всё, изменилось. С каждым годом город расцветал, приезжали люди, строили дома, больницы, школы, женились, рожали детей, сажали деревья, обустраивали пустыню, детский смех звучал во всех дворах. В общем, налаживали жизнь.

А ещё отец таинственным голосом говорил, что город очень секретный и рассказывать о нём никому нельзя. Это очень важная и большая государственная тайна! В тех местах испытывают и запускают ракеты. «Здесь куют щит Родины!» - произнёс непонятные слова отец. Пашка сразу и не понял, о чём идёт речь. Но звучало уж очень серьёзно! А недалеко даже есть космодром, с которого запускают космонавтов. И много людей следят за тем, чтобы полет прошёл успешно. Ну а папа и мама будут следить за тем, чтобы вычислительные машины правильно и без ошибок работали. А если сломаются, то они их быстро починят. Пашка решил, что его родители будут запускать космонавтов и втайне этим гордился. Он даже надеялся на то, что однажды, совершенно случайно, он встретит настоящего космонавта и сможет пожать ему руку.

Пашка не удержался и всё ж таки и поделился тайной с Димкой. Уж в ком, в ком, а в своём друге он был уверен. Димка умеет хранить секреты и ни под какими пытками не выдаст такую важную государственную тайну!

Ну а на следующий день семья в полном составе отправилась в аэропорт. Тот встретил их шумом и суетой. Мощный женский голос грозно звучал сверху и перекрывал все шумы. Он постоянно кого-то в чём убеждал или что-то от кого-то требовал. Каждый раз, когда звучали слова «Внимание, внимание!» люди поднимали голову вверх и внимательно прислушивались. После этого кто-то срочно бежал на свой рейс. Другие же радостно потирали руки и устремлялись встречать прибывший самолёт, выискивая среди множества людей своих друзей или родственников. Кто-то озадаченно смотрел на табло, искал свой рейс. Другие суетились и перекладывали вещи из сумки в сумку. Где-то смеялись или плакали дети.

Отец взял Пашку за руку, и они пошли к табло, искать свой рейс.

- Вот он, - сказал отец. - Рейс Москва – Камбала.

- Почему Камбала? - спросил Пашка. - Ведь мы же летим в Приозёрск.

- Помнишь, я тебе говорил про то, что город этот секретный? Вот поэтому так и написали. Об этом рейсе должны знать только те, кому положено знать. - прошептал отец и важно поднял вверх указательный палец.

Пашка оглянулся вокруг, он хотел убедиться в том, что никто не слышал этих слов. Отец же хитро улыбнулся и любя щёлкнул сына по носу. Семья в полном составе отправилась регистрироваться на рейс.

Самолет быстро наполнялся людьми, с шутками и смехом все рассаживались по своим местам, устраивались поудобнее и готовились к долгому полёту. Со многими отец и мать шумно и радостно здоровались. Мужчины жали друг другу руки, обнимались, весело обсуждали какие-то свои взрослые новости. Пашку познакомили с другими детьми. С некоторыми из них он будет учиться в одной школе. Пашка устроился у иллюминатора и с огромным любопытством стал изучать таинственный и непонятный мир самолётов, которые живут своей загадочной жизнью.

Время в полёте пролетело незаметно. Самолёт стал заходить на посадку. За бортом открылся удивительный вид – огромное и необъятное море, наполненное водой лазоревого цвета. Пашка прильнул к иллюминатору. Он не отрываясь смотрел на открывшуюся ему величественную картину бесконечной водной глади. От увиденного захватывало дух. Озеро вдруг исчезло из вида и под крылом раскинулась бесконечная степь без единого деревца, выжженная палящим солнцем. Самолёт вздрогнул, выпустил шасси и через короткое время коснулся посадочной полосы. Пара минут небольшой тряски, самолёт замедлил свой бег и степенно выруливал к месту стоянки. Не отрываясь Пашка смотрел в иллюминатор. Там он видел военные самолёты, вертолёты, ангары, какие-то непонятные строения. Из ангаров выкатывали боевую технику, вокруг которой сосредоточенно и деловито сновали люди в военной форму.

Ту-154 вздрогнул, остановился, заглушил двигатели и на долю секунды настала пронзительная тишина. Командир корабля объявил о благополучном прибытии к месту назначения. Подкатили трап и на борт поднялись военные - офицер и трое солдат с настоящими автоматами. Они проверяли документы, потому как борт прибыл в секретное место, и посторонние не должны были проникнуть в секретный город. Пассажиры спокойно и по-деловому предъявляли документы, потом доставили сумки, чемоданы и шли на выход.

- Ну что, Пашка, - отец потрепал сына по макушке. – Пошли, завтра на озеро махнём, научу тебя плавать.


Рецензии