Бунка

Кто-нибудь знает, что такое "бунка"? В деревне моих родителей на Смоленщине так называли большие воронки от фашистских бомб, которые так густо сыпались там в годы Великой Отечественной войны, что позже, много лет спустя, почти у каждого двора на огороде появился погреб, оборудованный в такой воронке.Они быстро зарастали по краям ивами, и летом это выглядело даже красиво. Вечером над каждой бункой появлялся дымок. Но это были не посиделки у домашнего костра. В бунках варили самогон. Конечно, он был под запретом, но кого у нас когда-либо останавливали запреты? Главное было не попасться. А для этого всю детвору определяли в дозорные на дальних подступах.

За "жидкую валюту" в деревне можно было и крышу починить, и еще много хозяйственных дел переделать в избах, где не было мужчин.

В конце деревни, кстати, называлась она Терентеево ,и там я родилась, была самая большая бунка, наполненная желтой водой. Вот в этом "бассейне" мы и постигали науку плавания "по- собачьи". Не знаю, обследовал ли кто-нибудь когда-нибудь дно нашей "купальни",но приезжая в деревню на лето, мы из нее не вылезали.

Когда мы стали постарше, нашим "бассейном" стала река Угра, протекавшая через поселок Всходы, райцентр,куда люди постепенно перебирались из окрестных деревень. И здесь нас интересовало уже не только плавание. Мы, родившиеся лет десять после Победы, знали о Великой Отечественной немало - и по рассказам родителей, и проходя маршрутами боевой и трудовой славы в Смоленской области. Дневной "марш - бросок" в 30 км был для нас обычным делом. К слову, в 9 классе я прошла такой "марш" до тетиной деревни зимой, в мороз без остановок. Хотела доказать, что я "спортсменка, комсомолка", смогу это сделать. и смогла. У нас тогда было очень популярно испытывать себя на силу, выносливость. Когда-то школьниками мы вынашивали планы найти танк, затонувший в реке Угре ближе к ее устью. Он нас это было далековато.И этот, вполне серьезный план так и остался в наших мечтах. А танк, видно, зарос тиной и зарылся в речной ил. Но главное, чтобы в такой ил не зарылись наши воспоминания. О детстве, стране о себе...

Танков, конечно, после войны было много. И кто-то может рассказать и уже рассказывал и об удавшихся планах подьема из трясины или болота не только танков, но и самолетов. А вот Катюша, которая пела песню "бойцу на дальнем Пограничье", выйдя на высокий берег реки Угры, была одна на всю Россию...И место одно.О нем я и расскажу вам в следующий раз.


Рецензии