Из переписки Мишутина и Карнеевой, 1988-1990 годы

1988 год

«Новосибирск, 26.06.

Уважаемый Николай Степанович!

Во время случайной встречи в Болотной, где обоим надо было спешить, я немного ошибочно ориентировала Вас: дело в том, что письмо Ваше об организации Дня памяти Кубышкина Михаила Павловича, мной получено своевременно. Таким образом, речь шла лишь об организации подготовительной работы в дальнейшем, о чем Вы мне и сообщили во время личной беседы. Мне, по-моему, целесообразнее предоставить небольшой участок для выступления о деятельности Новосибирской писательской организации и журнала «Сибирские Огни», расширить кругозор молодежи, особенно пишущей. Вопрос согласую в Союзе писателей.

С уважением,

Карнеева».

(Письмо от 26.06.1988 года директору Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николаю Степановичу Мишутину от Карнеевой Наталии Борисовны // МКУК «Болотнинский районный историко-краеведческий музей»)

«Болотнинский историко-краеведческий музей. День памяти Кубышкина М.П. К биографии писателя, бывшего члена Союза писателей СССР, Кубышкина Михаила Павловича. Литературная одаренность молодого учителя М.Кубышкина, в те годы, в начале 30-х, всего двадцати одного года, поражала каждого, кто знакомился с ним впервые, на Курсах повышения квалификации для работников ШКМ. При обращении в библиотеку за книгами обращала на себя внимание его начитанность, эрудиция. К этому году он читал советских писателей Панферова, Фадеева, Сейфуллину, Федина, Горбунова, Гладкова и других, хорошо знал и перечитывал лучшие страницы, знал и любил советскую поэзию, из классики много стихов помнил на память. Любимыми прозаиками русской классической литературы были М.Горький и Чехов, Гоголь и Тургенев. Но знания его быстро расширялись, т.к. выходили из печати произведения Шолохова, Николая Островского и других, ставших также для нас одними из первых. Круг начитанности Кубышкина нисколько меня бы не удивил, если бы он воспитывался в более просвещенной семье. Но происходил он из самой бедной и неграмотной крестьянской семьи, где и вырос, очень много работал над книгами самостоятельно, а затем хорошо окончив школу-девятилетку. Одаренность его выражалась не только в литературе, хоть она и была главной: еще до поступления в 9тилетку, Михаил Павлович самостоятельно осилил и изучил алгебру, геометрию, а затем перешел к высшей математике. До последних лет жизни, всю жизнь, он нередко решал задачи из дифференциальных и интегральных исчислений, доказывал наиболее сложные теоремы из тригонометрии. Вот эти занятия и были его постоянным «хобби» - если уж у занятого серьезного человека оно может быть. Здесь следует учесть, что занятия литературой, работа писателя требуют человека полностью. Однако, М.П. очень любил беседовать и шутить с людьми рабочими, рассказывал им что-нибудь и смешил, так что все от смеха катались. Уже тогда он работал в редакции, к нам домой приходил кто-нибудь из «работяг», с кем вместе он был землекопом, строил электромагистраль. Хранится грамота «Лучшему землекопу». Писать начал Михаил Павлович задолго до 20ти лет. Его прекрасный образный язык сразу обратил на себя внимание сибирских писателей. Кроме того, читал он совершенно артистически, чем восхитил многих, сам не придавая этому никакого значения. Первая повесть «Осиновый кол» должна была выйти из печати еще до войны. Но отрывки из нее передавались по радио, когда автор был уже мобилизован из редакции Коченевской газеты «К новым победам» и уехал на фронт. А «Сибирские Огни» во время войны не издавались. Их заменил альманах «За победу!», где и была напечатана небольшая повесть молодого автора «В Степановке», посвященная 1941 году.

Однако, «Сибирские Огни» напечатали в послевоенные годы и большую поэму в стихах М.П.Кубышкина «Река молочная» и многие другие его произведения в стихах и прозе. Но творческая работа Кубышкина освещена подробно в предисловиях к сборникам и в печати.

Добавлю, все же, что, помимо книг, Михаил Павлович очень любил музыку и кино. Любимые его произведения русских композиторов перечислить трудно. С нетерпением ждали передач по радио оперы «Русалка», «Демон» «Борис Годунов», арии из которых , как и музыку, Михаил Павлович знал отлично. Любил Шаляпина, Н.А., Обухову, Нежданову, из современных артистов сцены и эстрады Лемешева, Козловского, Аллу Пугачеву – «Миллион роз», «Ах, лето», «Арлекино», «Короли» и другое в ее исполнении.

В кино Михаил Павлович ходил только на хорошие фильмы. Несколько раз посмиотрел фильм «Освобождение», «Тихий Дон», «Сестры», «Братья Карамазовы», «26 дней из жизни Достоевского», «Дневник неизвестного человека», «Женщина, которая поет», Сотников» и многие другие, не считая давних фильмов «Война и мир», «Сережа», «Анна на шее», «Дама с собачкой».

Соседи по квартире часто просили Михаила Павловича почитать им вслух что-нибудь из его рассказов. Он охотно исполнял это, когда они собирались «на лавочке». Любил также беседовать с учениками 7-8 классов – те приглашали его на свои литературные собрания. Новосибирские писатели относились к Михаилу Павловичу очень хорошо и также любили слушать его выступления.

27.07.88 г.

Карнеева».

(Письмо от 27.07.1988 года директору Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николаю Степановичу Мишутину от Карнеевой Наталии Борисовны// МКУК «Болотнинский районный историко-краеведческий музей»)

«Уважаемый Николай Степанович!

Приехала «бегом» с первой электричкой утром 29.07 и очень удивилась, не застав Вас. Привезла, о чем говорили, и том статей о Твардовском, еще сборник «Поэты Сибири», который у Вас не был.

Теперь не знаю, как быть и когда Вас застать? Пока жду в Б.

С уважением,

Карнеева.

29.07.88.

30 утром к 9 часам Карнеева придет. Передать записку Мишутину».

(Записка от 29.07.1988 года директору Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николаю Степановичу Мишутину от Карнеевой Наталии Борисовны// МКУК «Болотнинский районный историко-краеведческий музей»)

«3 ноября.

Уважаемый Николай Степанович!

Письмо получила, благодарю за внимание.

В магазине еще быть не удалось: он расположен в стороне от моих ежедневных маршрутов. Но вообще это не затруднительно и заранее не оплачивается.

Хотелось бы, чтобы Вы взглянули «хозяйским оком» на экспозицию Михаила Павловича с той точки зрения, что следует добавить? Ведь это, возможно, и не только экспонаты творчества, а порядочный потрет, вырезки из газеты «Путь Ильича» - в частности, мне кажется, пошла бы «Дарья Павловна с метлой» - как пример работы с населением для газетчиков. Ведь М.П. был и увлеченный газетчик. Здесь следует выделить и большую роль бывшего редактора Сурганова Михаила Денисовича, его пристальную активную работу с корреспондентами – как мне, так и М.П. деятельность Сурганова М.Д. как выдающегося редактора районной газеты приносила большую пользу, особенно районные семинары.

Если Вас не затруднит, думаю, не лишнее связаться с Коченевским отделом культуры или редакцией газеты – там М.П.Кубышкин работал ответственным секретарем редакции, оттуда ушел на фронт 2 декабря 1941, там начинал писательскую деятельность, и в те годы, как раз перед войной, была принята его рукопись для опубликования в журнале «Сибирские Огни». Большое участие принимали в нем ка в молодом тогда авторе писатели А.Л.Коптелов и Савва Елизарович Кожевников.

Я убеждена, что во всем, что сделано кем-то полезного, приняли участие, внесли свою дою также и другие люди.

Разбирая архив М.П.Кубышкина, ясно видишь следы работы других писателей и читателей – столько автографов и искреннего понимания! Часть уделим для Болотного.

Николай Степанович, Вас затрудняет, как найти мою квартиру. Проще простого: зоопарка можно сесть на автобусы 32, 39 до ост. Военкомат – оттуда всего 2 квартала. Если экспресс до Клинической – еще лучше. С Клинической вернуться на ост.Военкомат, очень близко.

39й идет из Кировского района прямо к нам. Если ехать 30м – это до площади Калинина. С вокзала можно авт. 4 до лстановки Горбольница. От нее прямо по ул. Залесского, никуда не сворачивая, до улицы Катодной, кот.пересекает. дом рядом, 2й с угла Залесской.

Проблема не в том, как найти, а чтобы адресат был дома.

Надеюсь, не разойдемся, если Вы сумеете быть числа 9-15 ноября в любое время, вернее к вечеру. До Вашего приезда постараюсь согласовать вопрос с Союзом, где выделен ответственный за литературное наследство Кубышкина.

Желаю всего доброго и успеха в Вашей полезной деятельности!

Карнеева.

P.S. Мою книгу можете захватить в любое время, она Вас ждет, хотя пока без надписи.

(Письмо от 03.11.1988 года директору Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николаю Степановичу Мишутину от Карнеевой Наталии Борисовны// МКУК «Болотнинский районный историко-краеведческий музей»)

1990 год

«12.02.90.

Уважаемый Николай Степанович!

В Болотном не бываю в настоящее время, т.к. сейчас приходится много изучать новых проектов и знакомиться с выступлениями депутатов, с центральной печатью, которая очень интересна.

В недавнее время, в январе, отправила знакомому редактору Издательства в Белгород часть рукописи, над которой работала осень и начало зимы. Это биографическая повесть моей современницы и, собственно, семьи специалиста, ученого агронома – из тех, кто с первых дней революции, пошел с ней и отдал социалистическому строительству всю жизнь, до последнего дня. Рукопись послана не для публикации, а лишь для внутренней рецензии.

Извините, что отнимаю у Вас время на знакомство с обстоятельствами, не имеющими к Вашей работе отношения. Но теперь перейду к тому, что имеет к Вам отношение самое прямое. В период подготовки к Дню памяти моего мужа, я имела возможность ознакомиться и с деятельностью Дворца культуры «Юбилейный», его директора, коллектива в целом и лично вашим неустанным трудом. За сравнительно короткое время коллектив во главе с директором сумел оживить и поставить на должную высоту культурную жизнь в городе, особенно жизнь молодежи, подростков – это я как педагог замечаю сразу. Безусловно, Вы знаете, что предстоит сделать еще больше, в связи с задачами перестройки.

Но то, что я знаю о вашей деятельности, слишком незначительно. А я в настоящее время планирую развернутую статью для Областного отдела культуры. Если будет возможно, ее опубликуют в «Советской Сибири» или в молодежном издании, чтобы другие учреждения культуры могли использовать ваш опыт работы.

Поэтому, Николай Степанович, прошу Вас как директора музея потрудиться и помочь собрать нужный материал. Не могу обратиться с такой просьбой более ни к кому – тем более, это не должно быть согласовано с Любовью Емельяновной, т.к. будет стеснять ее. Вы же, я думаю, сумеете осветить и е деятельность, и все, что сделали лично Вы для создания в Болотном Краеведческого музея и участия в Дне памяти писателя Кубышкина Михаила Павловича, других мероприятий. Хотелось бы несколько слов и о вовлечении в работу учителей города и района (желательно, поименно), о постоянном вашем активе из людей разного возраста, преимущественно, молодежи, участников драмкружка и других объединений при Дворце культуры.

Буду ждать, Николай Степанович!

Ведь известно, надо не только трудиться, но и показать себя, свой опыт!

Простите за беспокойство.

Адрес на конверте.

Передаю поклон Любови Емельяновне и Зинаиде Емельяновне!

Вам желаю успехов и здоровья.

Карнеева».

(Письмо от 12.02.1990 года директору Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николаю Степановичу Мишутину от Карнеевой Наталии Борисовны // МКУК «Болотнинский районный историко-краеведческий музей»)

Евгений Терентьев,

22.08.2024


Рецензии