А. Б. Орлов. Личность и сущность
Психология личности. Том 2. Отечественная психология. – Москва: Издательский дом «БАХРАХ – М, 2021.
Статья А. Б. Орлова, подытоживающая этот сборник-обзор, в общем правильно определяет личность человека, следуя лучшим в традиции как отечественной, так и зарубежной психологии:
«Личность человека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно- потребностных отношений, опосредующих взаимодействие субъекта и объекта» (стр. 505). «Личность - это система мотивационных отношений, которую имеет субъект» (стр. 506).
Личность - это внешняя маска, связующая индивидуальность человека с миром.
Очень интересны сведения, приводимые Орловым в отношении происхождения как термина, так и определяемого им понятия:
«Главное свойство личности - её атрибутивный характер - личность является не субъектом, но атрибутом. По отношению к подлинному субъекту личность человека выступает в качестве внешней, состоящей из мотивационных отношений «оболочки» которая может как транслировать, так и трансформировать подлинные субъектные проявления человека.
В этой связи уместно вспомнить о происхождении самого слова «личность». Как известно, латинское слово «persona» первоначально служило для обозначения специальной маски, использовавшейся актёром античного театра. Эта маска, с одной стороны, помогала актёру, оборудованная специальным раструбом, она усиливала звук его голоса и доносила этот голос до аудитории. С другой стороны, она скрывала лицо актёра под личиной персонажа. Интересно, что этимология слова «persona» («per» -через, «sonus» - звук) - «то, через что проходит звук» - ещё отчётливей обозначает атрибутивную и двойственную (способствование/ препятствование) природу личности» (стр. 520-521).
Итак, маска. Итак - личины, социальные роли, зиждящиеся на и в личности. Личности противостоит и в ней участвует сущность - Я, внутренний Лик - духовный корень человека-личности. Меня очень печалит то, что автор обращается за поддержкой к печально известному оккультисту Г. Гурджиеву. Это Я автор не решается назвать разумно-творческим подобием образа Божьего в человеке, полностью отдать сущность Небесам, но говорит только о противоречии между «маской» и «смыслом существования».
И здесь надо быть последовательным и принципиальным: Личность, прочно сжитая с сущностью, представляет собой не актёрскую, а погребальную золотую маску, в которой душа предстаёт перед Всевышним. Путь духовного созидания и «соединения» - тема, для психолога новая и не вполне понятная. Ожидается ответ антропологии Божьего гуманизма.
Старостин. 22 августа 2024 года.
Свидетельство о публикации №224082201405