О старце Варсонофии оптинском
Однако в XIX веке в знаменитом русском мужском монастыре Оптина пустынь возник необычный феномен, сравнимый с апостольской преемственностью времен Иисуса Христа – в нем в течение почти 100 лет, начиная с 1829 года, подвизались 14 в дальнейшем прославленных в лике святых старцев, оттачивающих и последовательно передающих от учителя к ученику свое бесценное умение, безусловно, во многом изначально заложенное в них Господом – умение соединять заблудшие души человеческие с Богом и наставлять их на истинный путь спасения, что является в целом также основной задачей христианской Церкви.
В своем Откровении Иоанн Богослов акцентирует, что от Бога невозможно скрыть, КТО является истинным служителем Церкви, выполняющим ее задачу в соответствии с наставлениями Спасителя (особенно это актуально в наше бездуховное время), а КТО лишь «называют себя апостолами, а они не таковы, а ЛЖЕЦЫ» (Откр. 2:2).
Их ложь состоит в том, что они ЗНАЮТ, как найти ИСТИННЫЙ путь к Богу («Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» - Мк. 8:34), однако не только САМИ ЛИШЬ ДЕЛАЮТ ВИД, что ходят путями Божьими (поскольку возлюбили мир и золотого тельца), но и от людей СКРЫВАЮТ суть учения Христа, ограничиваясь церковным ОБРЯДОВЕДЕНИЕМ и тем самым укрепляя многих людей в мысли, что глубокая, единственно ведущая к спасению души, вера в Бога действительно не нужна, в целом бесполезна и ничуть не облегчает жизнь.
Так вот, собор святых преподобных оптинских старцев – это сонм НАСТОЯЩИХ по своему молитвенному и аскетическому образу жизни последователей Христа и учителей духовной жизни, неустанно ПРЕПОДАВАВШИХ людям науку о стяжании благодати Святого Духа и воспитании человека (независимо от его положения в обществе) для Царствия Божия. И Дух Святой, безусловно, витал в то время над Оптиной пустынью, что подтверждалось также многими чудесами, которые являли старцы.
Не перестаешь удивляться, что в биографиях оптинских старцев, как и у других избранных Богом священнослужителей, присутствуют одни и те же ярко выраженные моменты.
К ним можно отнести дистанцирование с детских лет от мирских интересов, отличная учеба в юности, исходящие свыше и направляющие на служение Богу ЗНАКИ на жизненном пути, обретение духовных даров после прихода человека к Богу (прозорливости, чудотворения, изгнания бесов, исцеления и т.д.), попущение им телесных страданий и искушений, тем более сильных, чем ПОЗЖЕ человек стал на путь служения Богу и т.д.
Не менее поразительной является также явно исходящая свыше НЕОТВРАТИМОСТЬ, которая рано или поздно, но неизменно приводила в монастырскую обитель таких очень разных, но, безусловно, избранных на путь старчества людей, как бы ни пытались они перед тем убедить себя в своем мирском призвании.
В этом плане интересна биография одного из наиболее известных оптинских старцев – преподобного Варсонофия, который обладал всей полнотой присущих старцам даров, его видели на молитве озарённым неземным светом, а после смерти своей он несколько раз являлся оптинским монахам. Однако его путь в монастырь оказался длиннее всех остальных преподобных старцев: он пришёл туда лишь на сорок седьмом году жизни, когда уже сильная седина пробивалась в его волосах.
Преподобный Варсонофий (в миру – Павел Иванович Плиханков) родился в 1845 году в Самаре, в семье состоятельных верующих людей (его отец занимался торговлей). Мать Павла умерла при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству крещения, которое немедленно совершил над ним священник.
Вскоре отец женился вторично, и в лице мачехи Господь послал младенцу глубоко верующую, добрейшей души наставницу, благодаря которой Павел с ранних лет начал ходить в церковь, регулярно причащаться, читать домашнее молитвенное правило и т.д.
Однажды в детстве с ним произошел знаменательный случай – прямо в саду его дома, где он находился вместе с отцом, и куда никак не могли проникнуть посторонние, на садовой дорожке неожиданно появился странник. Обратившись к отцу Павла и показывая на мальчика рукой, он произнес: «Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!» После этих слов он вышел, и его нигде потом не могли найти.
Однако становиться на путь служения Богу Павел все-таки не решался. Успешно отучившись в гимназии, он поступил в Оренбургское военное училище, после окончания которого его ждала блестящая карьера военного – он дослужился до полковника, не за горами был и генеральский чин.
Между тем, он внутренне все-таки тяготел к аскетическому образу жизни: избегал балов, театров и других светских развлечений, не спешил и жениться. Когда ему исполнилось тридцать пять лет, он все же поддался на уговоры родителей устроить свою семейную жизнь и однажды решил установить контакт с той девушкой, которая окажется рядом с ним на предстоящем званом обеде.
Каково же было его удивление, когда рядом с ним на обеде оказался священник, отличавшийся высокой духовной жизнью и начавший с ним беседу о молитве Иисусовой! После окончания обеда у Павла созрело окончательное решение не жениться.
Позже в Москве у него состоялась запомнившаяся ему на всю жизнь встреча со святым праведным Иоанном Кронштадтским, о которой он свидетельствовал так: «Когда я был ещё офицером, мне по службе надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошёл в церковь, обедня уже кончалась. Я прошёл в алтарь. В это время отец Иоанн переносил святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он, вдруг, подходит ко мне, целует мою руку, и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником».
Это просто удивительно, сколько знаков посылал Господь будущему старцу об его истинном призвании!
О подобном явлении в судьбах людей указывал еще святитель Филарет Московский: «Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определенное Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в свое время препоясывает и ведет Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти».
Наконец, Павел принял окончательное решение стать монахом. Толчком к этому послужил очередной знак свыше, который проигнорировать было уже просто невозможно.
В 1891 году он заболел воспалением лёгких. Когда, по просьбе больного полковника, денщик начал читать Евангелие, последовало чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение больного. Он увидел открытыми небеса, и содрогнулся весь, от великого страха и света. Вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним. Глубоко проникся он покаянием за всю свою жизнь, и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину пустынь. У него открылось духовное зрение.
Неожиданно для всех быстро поправившись, он отправился в Оптину пустынь с твердым намерением посвятить себя служению Богу, и получил там благословение на этот шаг от самого знаменитого старца Амвросия. Как позже утверждал оптинский старец Нектарий, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».
В 1892 году Павел был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни. В течение трех лет он ходил для бесед к старцам Анатолию и Иосифу, а позже стал келейником у старца Нектария, рядом с которым прошел все ступени иноческие. В 1893 году он был пострижен в рясофор, в 1900 году по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, в 1902 году рукоположен в иеродиакона, а в 1903 году – в сан иеромонаха.
Нелегким оказался практически весь монашеский путь старца Варсонофия. Еще в начале своего служения, несмотря на почтенный возраст, ему довелось претерпеть немало скорбей от братии, которые он переносил молча и со смирением, рассуждая так: «Должно быть, я достоин этих всех скорбей. Значит, все они нужны, чтобы смыть с меня гордыню и прочие страсти».
В 1903 году отец Варсонофий был назначен духовником Шамординской женской пустыни, однако совсем скоро ему предстояло новое тяжкое испытание. В 1904 году, во время русско-японской войны, он был отправлен на фронт – обслуживать лазарет имени преподобного Серафима Саровского, исповедовать, причащать, соборовать раненых и умирающих солдат. При этом он сам неоднократно подвергался смертельной опасности.
После окончания войны отец Варсонофий в 1907 году был возведён в сан игумена и назначен святейшим Синодом настоятелем Оптинского Скита.
К этому времени слава о нем разнеслась уже по всей России.
Он обладал удивительным даром прозорливости, и ему, по молитвам, открывалось в человеке самое сокровенное. А это давало ему возможность исцелять болезни душевные и телесные, воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, изгонять бесов.
Этот дар особенно проявлялся при совершении ним таинства исповеди. Одна из его духовных дочерей, С.М. Лопухина, рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой в Оптину, она попала в «хибарку», в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее, позвал в исповедальню и там пересказал всю ее жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: «Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться»...
Начинавший свой монашеский путь в скиту Оптиной пустыни, игумен Иннокентий (Павлов) так вспоминал об отце Варсонофии: «Это был замечательный Старец, имевший дар прозорливости, каковую я сам на себе испытал, когда он принимал меня в монастырь и в первый раз исповедовал. Я онемел от ужаса, видя перед собой не человека, а ангела во плоти, который читает мои сокровеннейшие мысли, напоминает факты, которые я забыл... Я был одержим неземным страхом. Он меня ободрил и сказал: «Не бойся, это не я, грешный Варсонофий, а Бог мне открыл о тебе. При моей жизни никому не говори о том, что сейчас испытываешь, а после моей смерти можешь говорить».
Удивительны также и пророчества старца Варсонофия, озвученные им еще в САМОМ НАЧАЛЕ XX ВЕКА.
«Кто теперь читает Апокалипсис? Почти исключительно в монастырях да в духовных академиях и семинариях, по необходимости. А в миру редко кто читает. Отсюда ясно, что тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что свершается.
А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или другие современные ему события. Вообще это книга таинственная. Многие делали вычисления, и у всех конец падает на наше время, то есть XX столетие».
«Повсюду ненавидят христианство. Оно – ярмо для них, мешающее жить вольно, свободно творить грехи. Разлагается, тлеет, вырождается новейшее поколение. Хотят без Бога жить.
Ну что же! Плоды такой жизни очевидны... Антихрист явно идет в мир. И в первый раз пойдут его полчища на Русь православную, и во второй и захотят третьего (имеются в виду мировые войны.).
Отсюда из монастыря виднее сети диавола... А в последние времена храмы будут разрушены.
На их местах будут устроены идольские капища и прочее. Монастыри будут в великом гонении и притеснении. Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковках. Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся...
Все монастыри будут разрушены, имеющие власть христиане будут свергнуты. Это время не за горами, попомните это мое слово. Вы доживете до этих времен, тогда вы скажете: «Да, помню, все это говорил мне батюшка Варсонофий».
Реально ли было всему этому ПРОСТО НАУЧИТЬСЯ (без Божьей помощи), тем более в недавнем прошлом немолодому уже кадровому военному?..
Во время бесед с духовными детьми старец Варсонофий говорил:
«Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других в миру... Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову – и Христос не оставит вас».
«Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога, – для тех, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать, так как скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное».
«Был человек богат, стал вдруг нищим. Это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным – и это поправимо, ибо с нищим и с больным есть Христос. А потерять веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры».
Между тем, скорби и страдания не оставляли благочестивого старца даже на исходе жизни. Всего за год до смерти его, глубоко немощного (в течение двадцати лет он, ко всему прочему, страдал тяжелыми желудочно-кишечными заболеваниями) неожиданно назначают настоятелем крайне запущенного Старо-Голутвина Богоявленского монастыря близ города Коломны с возведением его в сан архимандрита.
Смиренно просил он оставить его в скиту для дожительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы в качестве простого послушника. Но, несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью, и путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной.
Зато в Коломне мгновенно прошёл слух о появлении в монастыре великого старца. Необыкновенно большое, непривычное для Старо-Голутвина, число людей хлынуло в монастырь. Потекли и пожертвования, которые позволили сделать капитальный ремонт всей обители и буквально заново возродить ее.
Недомогая и всё более теряя силы, старец принимал всех без отказа, врачевал телесные и душевные недуги, наставлял, направлял на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь.
Меньше года управлял отец Варсонофий обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врачей, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте...».
В апреле 1913 года отец Варсонофий скончался и был похоронен в Оптиной пустыни, рядом с преподобным Анатолием (Зерцаловым). В 1996 году он был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ прославлен для общецерковного почитания. Мощи его покоятся во Владимирском храме Оптиной пустыни.
…И все-таки странно: даже атеистическая советская власть всегда всячески превозносила своих передовиков производства и прочих героев, а вот современные проповедники и в целом служители РПЦ явно не спешат умножать свою паству таким беспроигрышным приемом, как ВСЕСТОРОННЯЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ действия даров Святого Духа среди ЗАСЛУЖЕННО прославленных в лике святых людей, живших совсем незадолго до нас.
Наверное, потому не спешат, что им самим, в свою очередь, предъявить в этом плане совершенно нечего, ибо Святой Дух не наделяет духовными дарами тех, которые не меньше пресловутых фарисеев возлюбили мирские блага и только делают вид, что следуют тернистым и подвижническим путем вслед за Христом.
Свидетельство о публикации №224082200143