Из жизни оленеводов
А государственный прииск ведет свою историю с 1933 года, когда на смену мускульной добыче золота пришла механическая с помощью электрических драг. Вот в Херпучах я и родился в 1947 году в семье местных учителей. Мой отец был коммунист и его в порядке партийного поручения 15 лет держали в должности директора семилетней (затем восьмилетней) школы в Оглонгах, а потом 10 лет директором средней школы в Херпучах. В последней был интернат, и среди детей, живущих в нем, были дети негидальцев. Так что я не понаслышке знаю кое-что о быте этого народа.
Вообще Хабаровский край в этом отношении уникальный регион. Малочисленные народности севера делятся на 16 народностей, и все они есть в крае. А в других регионах Дальнего Востока проживают обычно 3-4, максимум 5 народностей. Среди коренных народностей севера есть преимущественно мясоеды, к которым относятся люди, занимающиеся оленеводством (эвены, эвенки, эскимосы, чукчи), охотой. Это в северных районах края. Есть рыбоеды (ульчи, нанайцы, нивхи и другие), живущие вдоль Амура и его притоков). Есть народности, выделить основной продукт питания которых трудно, все зависит от природных условий. Раньше эти народности не разделяли, обычно их называли гиляки.
Советская власть, когда окрепла и стала на ноги, начала заботиться о здоровье и образовании маленьких северян, но не всегда с учетом особенностей их традиционного питания. Их кормили кашей, картошкой, поили молоком, давали даже шоколад, а маленькому чукче хотелось поесть юколу. И некоторые негидальцы убегали из интерната домой, чтобы поесть любимую пищу. Отец не ездил за ними, знал, что через пару-тройку дней отец сам вернет ребенка в интернат. Но мой отец был мудрый руководитель. Когда я учился в школе и жил в поселке, не знал много. А много лет спустя, когда стал врачом, а потом чиновником отдела здравоохранения Хабаровского крайисполкома и стал предметно заниматься вопросами оказания медицинской помощи малочисленным народностей севера, многое понял.
Меня как первого заместителя заведующего отделом здравоохранения крайисполкома такого уникального региона включили в состав рабочей группы по подготовке справки и решения коллегии Минздрава СССР по вопросу оказания медицинской помощи коренным народностям севера. Помню, рабочую группу возглавлял начальник Лечебного глава Минздрава СССР В.И.Калинин, в состав группы входил большой знаток этого вопроса академик СО АМН Седов. Он дал членам рабочей группы много дельных советов и пояснений о здоровье этой категории населения страны, не очень многочисленной, но на которой держится такая важная отрасль народного хозяйства, как оленеводство. Им была высказана спорная мысль о том, что детям оленеводов не надо получать школьное образование, потому что оно им не надо. И я с ним согласен. Зачем оленеводу, живущему в юрте или чуме алгебра, геометрия, физики и химия? Живя в интернатах и питаясь не так, как привык его организм, они становятся обладателями разных заболеваний, а кое-кто становится и наркоманом.
Но это было за год до развала СССР, а в «демократической» России было не до здоровья малочисленных коренных народностей севера. С нас, чиновников на местах, перестали спрашивать, да и вообще финансирование здравоохранения катастрофически уменьшилось, не до северян было. Я уже больше 20 лет не чиновник регионального уровня. Но если мне на глаза попадаются заметки, где рассказывается о жизни коренных северян, читаю с удовольствием. И сегодня поделюсь с вами, уважаемые читатели, этими заметками.
***
Пожила в чуме и всё (почти) проверила не себе. Поэтому рассказываю только то, что видела сама.
Когда я пишу о жизни оленеводов, бытовые вопросы неизменно вызывают много обсуждений. В стойбищах я жила несколько раз по несколько дней, и летом и зимой. Поэтому смогла на себе ощутить "радости" такого кочевого образа жизни. Ну разве что кроме родов. :)
Как моются
Почему-то очень многие уверены, что с гигиеной у ненцев, хантов и чукчей так себе. Но это совсем не так. Давно изобрели влажные салфетки. Горячая вода — тоже не проблема. Есть умывальник и таз в чуме, как в любой деревенской избе.
Но до сих пор популярны рассказы, что они не моются месяцами.
Мол, чтобы не простыть и заболеть. Конечно, доля правды в этом есть: когда моешься в -50 °С, вероятность простыть довольно большая.
Прежде традиционно оленеводы намазывали себя оленьим жиром, надевали побольше одежды и садились поближе к печке. Хорошенько потели и потом соскабливали с себя жир вместе с потом и грязью. Но сейчас так уже почти никто не делает..
Сейчас же намного проще вскипятить воды, повесить занавеску и помыться, используя тазик и черпак. Так же, как моются тысячи деревенских жителей.
Туалет
Тут всё ещё проще, чем с мытьём. Тундра большая. :) Ходят в специально отведенное место подальше от стойбища и от речки или озера с водой.
Зимой место обозначают палкой. Именно поэтому часто можно услышать шутку: "А зачем палка?" — "Чтобы отбиваться от диких зверей". Но на самом деле дикие звери к стойбищу не подходят. И намного большей проблемой могут быть олени, которым не хватает соли. Они ищут её всеми возможными способами. Поэтому уходить по нужде лучше так, чтобы олени не видели и не начали есть жёлтый снег.
Не замерзает ли всё в -50 °С? Я проверяла — не замерзает. Тут, кстати, женщинам, повезло больше, чем мужчинам (ну, на мой взгляд). Потому что полы шубы из оленьих шкур (ягушки) создают своеобразную палатку, куда не задувает ветер и где сохраняется тепло.
Стирка
Ещё один стереотип (по аналогии с "Никогда не моются") — "Никогда не стирают". Конечно, это неправда. Летом в стойбище оленеводов я даже видела стиральную машинку. Ну а почему нет? Электричество от генератора, вода из речки, и вот тебе чистое бельё, которое можно развесить на низких кустах.
Вот тут сушится одежда на ворохе дров для печки
Зимой ещё проще: одежду просто развешивают на верёвках, а дальше ветер и мороз делают своё дело. Всё отлично очищается и вымораживается.
Насекомые
Да, комары, мошки и оводы — настоящая напасть в тундре. Но и с ними оленеводы уживаются. Летом перегоняются стадо на север, там комаров и мошек поменьше. Зимой двигаются южнее — туда, где побольше деревьев, — чтобы были дрова для печки.
Естественно, никаких тараканов и прочих домашних вредителей в чумах нет, они просто не выживают на таком морозе. Да и зимой хозяйка регулярно выносит шкуры и покрывала на мороз.
Как рожают?
Раньше для роженицы ставили отдельный чум. Но сейчас всё более цивилизовано. За несколько недель до предполагаемой даты родов женщина просто отправляется в посёлок в роддом и ждёт радостного события там.
А на крайний случай в каждом стойбище есть спутниковый телефон, по которому можно вызвать санитарный вертолёт. Кажется, даже не во всех отдалённых деревнях есть такая роскошь.
Как видите, даже несмотря на довольно суровые условия, быт в стойбище организован по чётком распорядку и в целом относительно комфортный. Можно сравнить с долгим походом с палатками. Только в случае с оленеводами это поход длиною в жизнь.
А о том, что ни в коем случае нельзя делать женщинам в чуме и стойбище оленеводов можно прочитать ниже.
В тундре практически весь быт ложится на женские плечи: она и чум собирает, и еду готовит, и одежду шьёт, и за порядком следит, и огонь в очаге поддерживает... Обязанностей очень много.
Получается, именно от женщины зависит выживание семьи. Если не будет дров, не будет и очага. А без очага в -50 °С даже ненцам и хантам не очень уютно.
Но кроме массы обязанностей, есть ещё вещи, которые женщине категорически делать нельзя. Большинство из них связаны с религиозными обычаями и обрядами.
Например, женщине нельзя надолго отлучаться из чума или из стойбища. Звучит логично, ведь кто-то же должен поддерживать огонь в печи.
В самом стойбище нельзя переступать через мужские вещи. Считается, что этим можно накликать на мужа беду или неудачу.
Женщина не садится за стол с мужчинами; её задача — подавать еду на стол и постоянно подливать чай, который оленеводы пьют в огромных количествах. Это не относится к гостям-женщинам, конечно.
А когда гость хочет встать из-за стола, хозяйка чума должна упереться в стол руками, таким образом не давая гостю унести благополучие из дома.
При этом женщине не принято помогать по кухне. Если вы начнёте что-то делать — убирать посуду, мыть или готовить, — то это будет воспринято как неуважение.
Ещё в некоторых семьях женщинам запрещено чистить рыбу.
И, пожалуй, самое основное.
Позади чума стоят священные нарты. На них хранят фигурки семейных богов. Женщине ни в коем случае нельзя проходить рядом с ними. И нельзя проходить с обратной стороны печки. Грубо говоря, между буржуйкой и стеной чума.
Вот то место, где лежат дрова, между печкой и телевизором, для женщины запретное. Это место тоже считается священным. И вот этот запрет касается всех женщин без исключения. Даже гостей.
Когда я была в гостях у оленеводов, меня предупредили о запрете и попросили быть очень внимательной и ни в коем случае не нарушать его.
***
Это одна заметка, написанная любительницей путешествовать по северу, по тундре, где пасутся стада северных оленей. А вот другой рассказ о необычном обычае чукчей, живущих на самом северо-востоке, на Чукотке, рядом с Беринговом проливом, отделяющем Азию от Америки..
***
Сейчас расскажу про странный обычай у чукч, о котором услышал много лет назад в байках водителей, когда неделю пришлось жить в маленьком посёлке на побережье Чукотского моря.
В советское время, на Чукотке работало много мужиков из европейской части страны. Они работали водителями на грузовиках и после пары довольно своеобразных случаев старались всячески избегать тундровых стойбищ оленеводов.
Про один такой случай они со смехом и рассказали. Дело было где-то в середине 1980-х годов по весне:
Во время большой воды и таяния снега, они на груженых УРАЛах в тундре переезжали реку и стало быть, подтопили машины по лобовое стекло. Недалеко было колхозное стойбище оленеводов, ну и позвали на помощь тундровых чукч .
Бригадир колхоза быстро организовал трактор, вытянули автомобили и пригласили в ярангу подсушить одежду. Пока пили чай, отдыхали, то да сё, бригадир стойбища отлучился и через некоторое время привёл к гостям свою жену, недвусмысленно намекнув с какой целью она здесь. Женщины у чукч весьма специфичные, надо сказать. Сказывается и климат и бытовые условия и гены.
Мужики опешили от такого поворота событий, прикинули, что столько водки они не выпьют, быстро собрали свои шмотки и выбежали к своим машинам.
Главный чукча воспринял отказ от такого щедрого предложения едва - ли не личным оскорблением. А мужики еле унесли ноги и больше там не появлялись.
Первое упоминание о таком чукотском обычае встречается в записках врача и ученого - натуралиста Карла Генриха Мерка ещё в конце XVIII века, во время его экспедиций по изучению жизненного уклада народов Восточной Сибири.
Карл Мерк, отмечал в своих записях, что взаимоотношения полов у чукч были весьма своеобразными. Нередко чукчи обменивались женами для укрепления деловых и дружественных контактов. У них даже было своё особенное название этого ритуала - «нгэвтумгын», что в переводе означает «дружба по жене».
А что с ревностью? Как такового понятия ревности у чукч не было. Если чукча не "зажал" свою жену другу или партнёру, то он можно сказать нанёс очень сильное оскорбление "корешу".
Но даже во времена СССР, со всей его мощью партийного аппарата и людей на местах, со всеми своими попытками включить непокорённый чукотский народ в цивилизационное лоно, некоторые национальные традиции народа искоренить так и не смогли.
Оказалось, что такая традиция выходила далеко за круг межплеменного общения этого коренного народа севера.
Мы поговорили с некоторыми коренными чукчами в разных районах Чукотки и они подтвердили, что такие традиции имели место. И не только у чукч, но и родственных им эскимосам.
Согласно традициям, предоставление жён своим гостям - это как символ дружбы, гостеприимства и доверия в суровых условиях Арктики. А условия здесь и впрямь суровые.
Ещё одной причиной такой весьма специфичного "обмена" женщинами, был и сугубо практичный вопрос укрепления генетической разнообразности популяции. В замкнутой популяции, сильно вырастает риск скрещивания близких родственников. Качество генов ухудшается, возникают наследственные заболевания и прочие генетические отклонения.
Разбавляя "кровь" и "гены" со стороны, чужаками, генетически популяция только выигрывает. Чукчи понимали в этом толк. Недаром чукчи считаются самым воинственным народом на территории России, одним из самых древних (если не самым древним - захоронения чукч датируются возрастом 2 тысячи лет) и единственным не завоеванным.
Вообще, чукчи очень интересный народ нашей страны. Им позволено чуть больше, чем многим другим народам. И так было всегда, даже во времена СССР.
***
А последняя заметка поведает нам о питании оленеводов.
Принято считать, что оленеводы едят исключительно оленей. Ну, может, замороженную рыбу иногда. Но на самом деле на столе в чуме чаще появляются совсем другие продукты.
Более того, я обратила внимание (и не только я, но и мои знакомые, кто тоже бывал в разных семьях оленеводов), что в их питании есть две крайности.
Либо на столе разносолы, каждый день разные супы, рагу и выпечка...
...Либо всё очень просто и аскетично. Буквально кладут на стол сырую замороженную рыбу, нарезают её и едят. Ну, можно ещё макнуть в соевый соус или горчицу. И так каждый день.
При этом оленину едят не очень часто. Ведь олень стоит денег. И есть своих оленей, которые могут помочь заработать, слишком часто не будешь. Поэтому оленей экономят.
Сердце и печень съедают сырыми прямо во время разделки туши. Кровь собирают и потом макают в неё кусочки мяса.
Остальные "части" оленя тоже идут в пищу. Например, как-то раз хозяйка сварила суп из челюсти оленя, магазинной заправки для борща и... макарон. Ну а почему бы и нет?
Само мясо зимой оставляют на ночь на улице — оно отлично замораживается. А потом его уже можно убирать в специальный короб. А дальше, в зависимости от настроения, можно приготовить рагу с картошкой или есть просто сырым. Вкусно и так, и так.
Овощи и фрукты в стойбище бывают редко. Слишком далеко везти и хранить негде. Летом быстро испортятся, а зимой перемёрзнут. Поэтому в основном еду готовят из круп и макарон. К чаю подаётся сгущёнка и печенье — то, что может долго храниться практически в любых условиях.
И ещё едят разные консервированные продукты: персики, ананасы, огурцы, квашеную капусту.
Колбаса и сыр тоже не редкость на столе в чуме. Ненцы, у которых я гостила зимой, говорили, что очень любят сырокопчёную колбасу. И они ели её буквально на завтрак, обед и ужин.
А если что-то и готовили, то просто кидали все ингредиенты в казан и ставили его на печку. Ну а дальше - что получится, то получится.
А вот ребята, к которым я приезжала летом, были фанатами выпечки. Хозяйка каждый день готовила лепёшки, пирожки и что-то типа хвороста. И это всё на газовой горелке или буржуйке.
И в обеих семьях на столе всегда было много конфет, печенья, варенья, сгущёнки. А ещё оленеводы очень любят много и подолгу пить чай. Чайник в чуме всегда стоит на печке и практически всегда горячий. Но чай пьют самый обычный, в пакетиках.
***
Думаю, многим было интересно узнать, как живут в тундре оленеводы. Огромные стада требуют присмотра. Кто этом будет заниматься? Только те, кто с раннего детства привык присматривать з оленями. И она ему нужна – математика? Главное чтобы здоровье было выдержать суровые условия жизни далеко не севере, где полгода день, а полгода ночь.
Свидетельство о публикации №224082200336