Сила русского духа

"Коня на скаку остановим, в горящую избу войдем..."

     Сегодня в беседе с коллегой,  всплыла тема сложного характера русского человека и его причины. Иностранные граждане  тоже, вот уже который век, ломают голову над тем, почему русских мало убить,  отчего они такие мрачные и дикие, а на отдыхе так и вовсе превращаются в питекантропов и в чем секрет русского гостеприимства.

 Линн Виссон в своей книге «Русские трудности английской речи», которая интересна не только тонкостями лингвистики,  но и размышлениями о зависимости структуры языка от  разницы ментальности, целую главу посвятила пессимизму и фатализму русского человека. В ее варианте, причины данного явления кроются в отсутствии желания русского человека брать на себя ответственность и управлять своей жизнью. То есть – дурацкая у нас, русских, установка в стиле «дохлого жука». Пассивность, плавно переходящая в депрессию. Не то, что у трудолюбивых американцев.

      Но как тогда объяснить, что если к русским внезапно вламывается враг, то его отчаянно и свирепо выгоняют? Русские неожиданно взваливают на себя ответственность за судьбу? Парадокс, однако.  Потому, что если человек привык быть «дохлым жуком», в стрессовой ситуации, из-за расходования резервов, все будет еще хуже.  Самой большой  активностью окажется -  забиться под плинтус.  Судя по всему, существует какое-то другое  объяснение странностям фантастической русской души.

       На  самом деле, причины кроются в дарвинизме и врожденных программах адаптации к стрессорам. Поясню. Не для кого не секрет, что климатические условия, в которых мы живут люди в России приближены к экстремальным. Не Антарктида, конечно, но если вы внимательно посмотрите на карту, на широте Москвы на других материках крупных городов нет! Какие-нибудь поселки туристов и геологов – да, а так, чтобы постоянно гуртом жить и поля возделывать – нет. Европа и Скандинавия – не в счет. У них там Гольфстрим, поэтому климат намного мягче и благоприятнее.   Наша родина – сурова. Любой стрессор может, внезапно, стать последним.      

        По  Китаеву-Смыку, защитные поведенческие реакции на стрессор могут быть как активными, так и пассивными. И нельзя сказать какой тип из них имеет преимущества.  Можно активно плевать против ветра, а можно его и переждать. Особенно если он очень сильный и холодный. Только  для пережидания нужно чуть больше резервов, ибо кто его знает, когда оно кончится.

      Так же,  для пережидания нужно смирение, то есть понимание того, что ветер, холод и короткий день – явления природы и никак их не изменить (неужели, американцы оптимистично думают, что влияют и на это?). Так как смиряться, учитывая климат и широту, приходится много с чем – русская генетика постепенно выбросила из себя гиперактивные поведенческие гены. И это не лень с безответственностью, а способ справляться со стрессом!

      Еще перспективней - время от времени, менять тактику.  Поэтому, так и живем – в теплое время года активно копим-копим, а потом в темноту и холод, как медведи, живем на запасах. Так что, сравнение русского человека с медведем не случайно.

     Кроме того, перед тем как действовать в сложных условиях, важно хорошо сориентироваться и как следует все проверить.На это тоже нужно чуть больше резервов. "Быстрое запрягание" чревато замерзанием ямщиков в степи, ну или в лесу. Поэтому в тепле готовимся долго, а между пунктами А и Б свистим быстро. И это не от лени и разгильдяйства! А от холода!!!

      У кого достаточно адаптационных резервов  выдерживать такой ритм  – остаются в наших краях. Кому трудно – уезжают. Таким образом, осуществляется выбраковка из популяции тех, у кого ресурсы расходуются в другом ритме (раньше просто вымирали). 

     Так же, по Китаеву-Смыку, в комплексе активного реагирования на стрессор  существуют две фазы. Первая – «запрограммированных реакций» нужна, собственно, для успешного переживания воздействия стрессора. А вот вторая «ситуационного реагирования» - для балансировки и сброса неизрасходованного потенциала. Сброс осуществляется либо в виде радости и ликования «торжества победы», либо  в виде злости, гнева и досады.

     Так как у русского человека, в суровых условиях, изначально запрограммированно с большим избытком, то  в условиях обыденной , спокойной жизни все не успевает расходоваться и остается достаточно много.  Требуется сброс, поэтому к концу недели всех необъяснимо тянет напиться(снять контроль) и поорать, а то даже и подраться. У кого с контролем не так строго – завести экстремальное хобби, громко петь песни (даже и без голоса), погорланить на матче, поругать кого-нибудь (например, правительство, бюрократию, систему).  И от этого у иностранцев складывается впечатление, что мы злые нытики-пессимисты. Ничего подобного – мы так лишнюю энергию утилизируем, чтобы не порвало!

    Вполне возможно, по причине неизрасходованного «торжества» мы так любим День Победы.  Может быть, нам нужен не один такой день в году (побед у наших предков достаточно, есть о чем торжествовать). День Победы – идеальный праздник: торжествуем, поем, кричим. Идеальный сброс! Позитивный!

      Для тех, кто надел «белое пальто» и возмутился цинизму, хочу сообщить – я сейчас о психофизиологии. Гордость за предков и память об их подвигах – это отдельная тема, посвященная когниции и социальной психологии, то есть, высшей нервной деятельности. Я пока -  о низшей. Об «инстинктах», так сказать.

     К теме войны. Теперь,  я думаю, вы уже понимаете, что русские непобедимы, так же, в силу изначально большого адаптационного  потенциала.

Война , как способ расходовать  резервы по максимуму, конечно, тоже сброс. Так же, это повод  для природы отбраковать особей с неадекватной реакцией на стрессоры.  Выживают самые приспособленные с идеальной субсенсорной чувствительностью (интуицией). Они же и дают потомство. Если смотреть на положительный стороны, с каждой новой войной, русский человек еще немного приближается к супермену. Другое дело, какой ценой.

      А в мирное время,  не могут русские люди, из-за своей  физиологии жить спокойно! Потенциал такой мощи должен расходоваться с избытком. Если гулять – то на всю катушку и порвать три баяна. Отсюда же интересная примета, что свадьбы без драки не бывает. Если любить или ненавидеть – то всей душой. И делу тоже надо отдаваться всецело и полностью. Пятилетку выполнять за три года. Давать стране угля. Собрать больше всех металлолома. Быть впереди планеты всей. Выйти первыми в космос и сесть на Марс.

     Обратите внимание, как русский народ сильно воодушевляют проекты на грани здравого смысла. Не может наш человек по-другому!

      Если русский пытается быть «спокойным европейцем», то получается плохо. Если ему удается подавить потенциал – начинаются болезни, если не удается – становиться злым и кидается на окружающих. Что мы сейчас, в «эпоху европейских ценностей», и наблюдаем. Не будут русские никогда европейцами или американцами! Мы по-другому устроены. От природы. Иначе не выжить.

         Поэтому, нечего даже и пытаться! Надо принять себя подозрительными буйными перфекционистами, благо смирения у нас вагон и маленькая тележка. А резервов на восстановление страны и полет на Марс хватит. Лишь бы не было войны.


Рецензии