Качан Георгий Дмитриевич

Родился  6  мая  1914  года  в  городе  Харьков  (Украина).  Украинец.
В  РККА  с  1  сентября  1933  года,  был призван  Харьковским  городским  военкоматом.
В  звании  лейтенанта  служил  младшим  лётчиком  в  107-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  83-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  26  марта  по  13  августа  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
18 мая 1938 года был ранен в воздушном бою с немецкими истребителями Ме-109, при вынужденной посадке самолёт разбил и сам получил вывих плеча. Через 25 дней вернулся в строй. 
Всего  в  Испании  совершил  около  40  боевых  вылетов,  участвовал  в  7  воздушных  боях,  в  составе  группы  сбил  2  истребителя.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  лета  1941  года.
В  звании  капитана  был  командиром  эскадрильи  178-го  истребительного  авиационного  полка  ПВО,  защищал  Москву.

     «…Через  несколько  дней  мы  уже  были  в  Москве,  откуда  получили  направление  в  авиационную  часть,  входившую  в  состав  ПВО  столицы.  Полевой  аэродром  под  Серпуховом  никаких  построек  не  имел.  Это  был  заливной  луг  со  стогами  сена  на  нем.  Жили  по  экипажам  около  самолетов,  в  шалашах,  сделанных  из  веток  и  покрытых  сеном.  Тревожная  обстановка  давала  о  себе  знать.
     Об  этом  говорит  хотя  бы  такой  факт.  Как-то  мы  пошли  на  луга  помочь  девушкам  убирать  сено.  А  когда  вернулись,  узнали,  что  объявлена  тревога,  и  все,  кто  был  на  месте,  отправились  вылавливать  вражеский  десант,  который  был  обнаружен  жителями  южнее  деревни.  Потом  выяснилось,  что  за  десант  была  принята  группа  наших  курсантов.
     Боевая  задача  полку  была  поставлена  в  ходе  его  формирования,  и  мы  приступили  к  несению  дежурства,  еще  до  боевого  расчета.  К  тому  же  никто  из  летчиков  не  имел  практики  ночных  полетов.  Поэтому  всеобщее  восхищение  вызвали  мужество,  отвага  одного  из  первых  командиров  эскадрилий  капитана  Качана  -  участника  боев  в  Испании.  В  те  дни  он  дважды  вылетал  на  «зрячего»,  то  есть  на  видимую  визуально  в  сумерках  цель,  чтобы  не  пропустить  фашистских  стервятников  к  Серпухову…»
     (Из  книги  «Стерегущие  небо»)

В  дальнейшем  был  заместителем  командира  и  штурманом  119-го  истребительного  авиационного  полка  104-й  истребительной  авиационной  дивизии.
С  22  июля  1943  года  по  8  июля  1944  года  служил  в  составе  562-го  истребительного  авиационного  полка  1-й  Воздушной  истребительной  армии  Центрального  фронта  ПВО.
Служил  в  ПВО  Архангельска,  временно  исполнял  должность  командира  119-го  истребительного  авиационного  полка.
Летал  на  истребителях  И-16,  ЛаГГ-3,  Р-39  «Аэрокобра».
Окончил  войну  в  звании  майора.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
10  ноября  1956  года  вышел  в  отставку  в  звании  подполковника.   
Умер  после  1985  года.

Список  известных  воздушных  побед  Г.  Д.  Качана:
00.00.1938       1/гр.       Фиат-32              Испания                в  составе  группы
00.00.1938       1/гр.       Ме-109               Испания                в  составе  группы

Награжден  орденом  Красного  Знамени  (26.10.1955),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (06.11.1985),  орденом  Красной  Звезды  (20.06.1949),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Москвы»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.


Рецензии
Один из тружеников войны.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   22.08.2024 12:26     Заявить о нарушении
Да, воевал, как все. Спасибо, Владимир!
С дружеским приветом,

Олег Каминский   22.08.2024 13:27   Заявить о нарушении