О жизни после смерти

                О ЖИЗНИ  ПОСЛЕ СМЕРТИ

Человек смертен – это истина, которую никогда и никто не

оспаривал.

Тема размышлений о смерти необъятна. С античных  времён

существует поговорка: «Помни о смерти». Смерти не надо
 
бояться, о ней можно думать, писать и читать, так как это

касается каждого из нас.

Посмертная жизнь души -  всегда некая манящая к себе

тайна. «Что и как там?» - вопрос, переходящий из поколения

в поколение и порождающий массу ответов.

Человек бессмертен: после смерти тела личность продолжает
 
жить – это истина, с которой не все соглашаются.

Некоторые с какой-то агрессивной радостью пытались и

пытаются отыскать научные аргументы, ниспровергающие

древнее учение о том, что человеческий дух неразрушим.

Между тем, это стремление к уничтожению, стремление
 
лишить человечество самой сокровенной, самой древней

надежды  - напрасно выступает под девизом научности.
 
Напрасны попытки внушить, будто идея бессмертия

родилась из страха, как утешение. Все этапы цивилизации:

древние  религии Египта, Вавилона, Греции, Индии имели

веру в бессмертие души.

Великий древнегреческий философ Платон, ученик Сократа

и учитель Аристотеля,  родился в 427 году до нашей эры.

Именно в учении Платона была обоснована и приобрела

форму научного исследования идея бессмертия души. Платон

не просто был убеждён сам и убеждал других о бессмертии
 
души, он приводил доказательства её бессмертия.

Душа бессмертна. Это подтверждают ветхозаветные пророки.

Но особенно явно о бессмертие души человека мы находим в

Новом Завете: в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки,
 
Иоанна. Утверждение  о Воскресении является в

христианстве самым трудным для  рационального

понимания. Апостол  Павел, узнав, что некоторые,
 
обращённые  в христианство, испытывают беспокойство об

участи умерших, успокаивает их. Он указывает, что Господь
 
воскресит всех усопших: сначала произойдёт всеобщее

воскресение мёртвых, а затем оставшиеся  в живых будут

облечены в  тело духовное и бессмертное.

В первом послании к Фессалоникийцам Павел снова

утверждает христианское учение о воскресении мёртвых,
 
чтобы укрепить веру и надежду верующих: «Не хочу же

оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не

скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы

 веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе
 
Бог приведёт с Ним».

Великие мыслители, такие как: Г.Р.Державин, И.П. Павлов,

Ф.М.Достоевский, И.В.Гёте верили  в бессмертие души.


                «Вся жизнь человека, личная и общественная,

                стоит на вере в бессмертие души.

                Это наивысшая идея, без которого  ни

                человек, ни народ не  могут существовать».

                Ф.М. Достоевский.

 «При мысли о смерти я совершенно спокоен,

Потому что твёрдо убеждён, что наш дух есть

существо, природа которого остаётся неразрушимой

и который будет действовать непрерывно и вечно».

                И.В. Гёте.


«Бессмертие души – это незыблемая истина».

                Г.Р.Державин.

Великий русский учёный-физиолог, академик И.П.Павлов

был верующим христианином, и  даёт такое пояснение о

бессмертии души: «Ничто не исчезает бесследно и составляет

ту душу, бессмертную душу».


Лука (Войно-Ясенецкий) в книге «Дух, душа и тело» :

«Для нас, христиан, не надо никаких доказательств

бессмертия».


Лев Николаевич Толстой: «Не верит в бессмертие души
 
лишь тот, кто никогда серьёзно  не думал о смерти».


С утратой веры людей в бессмертие души устраняются

всякие препятствия на пути греховности и зла. Вера в

бессмертие обладает дивную силу – удерживает от зла и

окончательной нравственной погибели, она внушает

человеку отвращение к злу и греху.


Существуют ли прямые доказательства бессмертия души

человека? Косвенным  доказательством является то, что в

момент клинической смерти люди видят загробную жизнь.

Господь посылает клиническую смерть, чтобы

пережившие её, заглянув за пределы земной жизни, 

рассказали о ней. Их рассказы являются доказательством,
 
что они побывали на том свете; являются доказательством,
 
что смерть, это не конец нашего существования.


Замечателен в этом отношении рассказ Карла Петровича

Икскуля, опубликованный под названием «Невероятное для
 
многих, но истинное происшествие». Рассказ был напечатан

в «Московских  ведомостях» в 1910 году. Позднее был издан

отдельной брошюрой Троице-Сергиевой лаврой: «Троицкий

листок №58. Сергиев Посад, 1910 год». Эта маленькая

брошюра открывает тайны загробной жизни, тайны вечного

бытия вне своего тела, убеждает, что верны и непреложны

слова  Господа о бессмертии человека. Смерти нет! После

смерти тела личность продолжает жить!


Самое интересное в рассказе – факт непрерывности сознания

при переходе от жизни здесь и жизни там.

Приведём несколько предложений из рассказа Карла

Петровича Икскуля о своей клинической смерти.


Глава 2

«Я веровал в Бога…, но в загробную жизнь не верил».

Глава 5

«И вот случилось мне…заболеть серьёзно. И так как ни

родных, ни даже прислуги у меня не было, то и пришлось

лечь в больницу. Доктора определили у меня воспаление

лёгких».

Глава 6

«В одну ночь мне было особенно плохо; я метался от жара, и

дыхание  было крайне затруднено…».

Глава 9

«Помню, часов около четырёх я почувствовал как бы лёгкий
 
озноб, и, желая  согреться, плотно увернулся в одеяло и лёг в

постель, но мне вдруг сделалось очень дурно».

Глава 11

«Агония,  - услышал я произнесённое надо мною доктором слово».

Глава 12

«Нет, весь я не уйду, не могу», - чуть ли не громко вскрикнул

я, и, сделав усилие освободиться, вырваться от той силы, что

влекла меня, вдруг почувствовал, что мне стало легко.

Я открыл глаза, и в моей памяти с совершенной ясностью, до

малейших подробностей, запечатлелось всё, что я увидел в

эту минуту.

Я увидел, что стою один посреди комнаты; вправо от меня,
 
обступив что-то полукругом, столпился весь медицинский

персонал. Меня удивила эта группа; на том месте, где

стояла она, была койка. Что же теперь привлекало внимание

этих людей, на что смотрели они, когда меня уж там не было,

когда я стоял посреди комнаты?

Я подвинулся и глянул туда, куда смотрели все они…

Там на койке лежал я».

Глава 13

« Не помню,  что я испытал что-нибудь похожее  на страх при

виде своего двойника: помню меня  охватило только

 недоумение:  «Как  же это? Я чувствую себя здесь, между
 
тем и там тоже я?».  Я оглянулся на себя, стоящего посреди

комнаты.  Да, это, несомненно,  был я, точно такой же, каким

я знал себя».

Глава 15

«Нет, ничего  тут не поделаешь! Всё кончено, безнадежно
 
махнув рукой,  проговорил в это время младший доктор и

отошёл от койки, на которой лежал я. Я глянул, и тут только

впервые у меня явилась мысль: «Да  не случилось ли со

мною того, что на нашем языке, на языке живых людей,
 
определяется словом «смерть»? Это пришло мне в голову

потому, что моё лежавшее на койке тело имело  совершенно

вид мертвеца: без движения, бездыханное, с покрытым
 
какой-то особенной бледностью лицом, с плотно сжатыми,

слегка посиневшими губами, оно живо напоминало мне всех

виденных мною покойников. В наших понятиях со словом

«смерть» неразлучно связано представление о каком-то

уничтожении, прекращении жизни, как же мог я думать, что

умер, когда я чувствовал себя таким же живым, всё

слышащим, видящим, сознающим, способным двигаться,

думать, говорить?».

Глава 17

«Итак, что же дальше было со мною?  Доктора вышли из

палаты, а старушка няня (сиделка), повернувшись к иконе,

перекрестилась и громко высказала обычное в таких случаях

пожелание мне:

-Ну, царство ему небесное, вечный покой…».

Глава 24

«Очнулся я уже лежащим в больничной палате на койке.

У ног моей койки, одетая в траурное платье, с бледным,

взволнованным  лицом, стояла сестра моя. Придя
 
окончательно в себя, я, прежде всего, приветствовал сестру,

она быстро подошла ко мне, обняла и заплакала».

Глава 26

«Но верх изумления вызвал мой рассказ о том состоянии, в

котором я находился в первое время после разъединения

моей души с телом, о том, как я видел всё, видел, что они

хлопочут над моим телом, которое, по его бесчувствию,

имело для меня значение сброшенной одежды…».

Глава 31

«Я видел и слышал не какие-нибудь создания моей фантазии,

а что в действительности происходило в палате, и отлично

понимал всё это, стало быть, я не бредил и вообще был в

полном сознании, и в то время, имея умственные способности

в порядке, я вижу, чувствую и сознаю себя раздвоившимся, -

вижу лежащее на койке своё бездыханное тело, и вижу и

сознаю, помимо этого тела, другого себя, и сознаю, помимо

этого тела, другого себя, и сознаю странность этого

обстоятельства, и понимаю все особенности новой формы

моего бытия».

Глава 30

«И заметьте, что я здесь не представляю исключения.

Перечитайте или прослушайте повествования о таких

случаях, и вы увидите, что подобные откровения загробного

мира имели место».


Действительно, подобных фактов неисчислимое множество.

Они с полной достоверностью свидетельствуют о наличии

души в человеке и её жизни, продолжающейся по смерти

тела. В настоящее время вышло большое количество книг,
 
написанных учёными о непрекращающейся жизни личности

по смерти тела.


Например, книга доктора Раймонда Моуди «Жизнь после жизни».
 
 Книга в Америке произвела сенсацию:

два миллиона экземпляров было продано

буквально в первые же дни.

Многие  восприняли её как откровение. В книге доктор

Раймонд Моуди говорит о фактах и только, о фактах,
 
совершенно честно описывает о пребывании человека в

клинической смерти. К тому же он – человек, совсем не
 
заинтересованный  в «пропаганде религии».

Моуди описал рассказы  150 пациентов, переживших 

клиническую смерть, которые заглянув в загробную жизнь,

говорили о ней, как жизнь полная любви и света. Он привёл

 наиболее частые ощущения, переживших клиническую смерть:

 - чувство путешествия через туннель;

 - чувство парения в небеса;

- видение других людей, часто мёртвых родственников;

- встреча с духовными или светящимися существами;

- обзор картин прошедшей жизни;

- чувство нежелания возвратиться к жизни.

Как итог, Моуди написал: «Моё субъективное мнение

таково: жизнь за гранью смерти существует».


Нечто  принципиально новое и важное по сравнению с

сообщениями Моуди находим в книге Морица Роолингза,
 
«За порогом смерти». Это известный врач-кардиолог,

профессор университета в Теннесси (США), который много

раз возвращал  к жизни людей, находившихся в клинической

смерти. В своей книге Роолингз, в отличие от Моуди,

сообщает не только от тех, которые переживали там

состояния светлой радости, необыкновенного покоя и

вдохновения, так, что им не хотелось уходить оттуда, но и о

таких, которые испытывали тяжелейшие страдания и

переживания. Он в следующих словах обобщает рассказы

реанимированных: «Они утверждают, что смерть – мысль о

которой пугает обычного человека – является не

прекращением жизни, а есть переход из одной формы жизни

к другой – иногда приятной и радостной, а иногда мрачной и

ужасающей».

Роолингз  рассказывает, как однажды он реанимировал

пациента, находившегося в состоянии клинической смерти.
 
Его пациент, как только к нему на несколько мгновений

возвращалось сознание, пронзительно кричал: «Я в аду! Не

переставайте!»  Врач спросил, что его пугает. «Вы не

понимаете? Я в аду! Когда вы перестаёте делать массаж, я

оказываюсь в аду! Не давайте мне туда возвращаться!». И он

описывает дальше: «Лишь в тот момент, когда я взглянул на

его лицо, меня охватила настоящая тревога. Выражение его
 
лица было гораздо хуже, чем в момент смерти. Лицо

искажала жуткая гримаса, олицетворявшая ужас, зрачки

расширены, и сам он дрожал и обливался потом – словом, всё

это не поддавалось описанию».

Далее Роолингз сообщает, что когда человек окончательно

пришёл в себя, то рассказал ему, какие жуткие страдания

испытал он во время смерти. Больной готов был перенести

всё что угодно, только бы не вернуться туда, потому что там

был ад. И, как сообщает Роолингз, «число случаев

знакомства с адом увеличивается».
 
Особенно любопытны приводимые им факты, касающиеся

спасённых самоубийц. Все они (исключений он не знает)
 
переживали тяжелейшие страдания.

Мориц Роолингз привёл очень серьёзный факт: большинство

его пациентов, рассказавших о пережитых адских муках во

время клинической смерти, меняли свою жизнь: стали

членами церкви, исповедоваться, причащаться.


Кроме произведений « Невероятное для многих, но истинное

происшедшее» Карла Петровича Икскуля,  «Жизнь после

жизни» Раймонда Моуди, «За порогом  смерти» Морица

Роолингза, сейчас вышло большое количество книг,

написанных учёными о непрекращающейся жизни личности

по смерти тела. Всем советуем: хоть раз задуматься о том, что

 ждёт человека после смерти, и прочитать некоторые книги.


- «Слово о смерти» Игнатия Брянчанинова;

 -«О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс;

- «Переход» Петра Калиновского;

-«Из времени в вечность. Посмертная жизнь души» Алексея Осипова;

-«Многообразие религиозного опыта» В. Джемс.


Карл Петрович Икскуль назвал  рассказ о происшедшем с

ним во время клинической смерти «Невероятное для многих,
 
но истинное происшествие» не случайно. Карл Петрович

понимал, что по-прежнему некоторые из людей как не
 
верили, так и будут не верить о жизни человека после

смерти.

В главе 31 он написал:

«Да и какая охота была мне, в наш век неверия и отрицания

всего сверхчувственного, говорить о таком невероятном
 
факте и доказывать его истинность, если бы всё не
 
произошло и не было для меня так явственно, осязательно и

несомненно? Это потребность человека не просто верующего,

но уверенного на своём примере в истинности православного

учения о смерти, исповедь человека, чудесным образом

извлечённого от бессмысленного, грозного и слишком

распространённого в наше лукавое время недуга неверия в

загробную жизнь».

Глава 32

«Сказал Господь устами праведного Авраама в притче о

богатом Лазаре: «Если Моисея и пророков не послушают, то

 если бы кто и из мертвых воскрес  - не поверят». Пусть

читатели вдумаются в этот рассказ, и они убедятся, как

верны и непреложны эти словеса Господни и в наше время.

Люди, не слушающие, не исполняющие животворящих

заповедей Господних, в священных книгах пророками и

Апостолами записанных,  делаются неспособными верить и

тому, что поведает человек, действительно из мёртвых

воскресший. Таково сердце человеческое, грехом

омрачённое: имея уши – человек не слышит!».

Карл Петрович Икскуль, рассказавший о своём

переживании во время клинической смерти, вскоре после

случившегося ушёл в монастырь.


Смерть – великое таинство. Смерть - рождение человека из
 
земной временной жизни  в вечность.

Загробное существование человека прямо зависит от

 его деяний в земной жизни.  Адские муки испытают не

только самоубийцы, но и убийцы других людей,  насильники,
 
особенно те, кто насиловал несовершеннолетних детей,  они

причинили страдания другим, будут плакать, просить

прощения у тех, пред кем они  виноваты, но их не будут

слышать, не будет им прощения.  Не могут надеяться на

райскую жизнь те, кто не соблюдал одну из Заповедей
 
Божиих: «Почитай отца и мать, да будешь благословен на

земле и долголетен».


Игнатий Брянчанинов  в статье «Слово о смерти»: «Вечные

муки, ожидающие грешников во аде, так ужасны, что

человек, живущий на земле, не может получить о них ясного

понятия. Все наши болезни и злоключения, все
 
страшнейшие земные страдания и скорби ничтожны по
 
                сравнению с адскими муками».


                P.S.

Наши любимые родные живы, но живут иной жизнью, не
 
той, которой живём мы сейчас, не той жизнью, к которой

придём и мы в свой срок, да и все рано  или поздно придут.

Итак,  будучи уверенными в бытии будущей жизни, станем

молиться за наших почивших родных и за всех

православных христиан.


Серафим (Роуз) написал в произведении «Душа после

смерти»: «Всякий желающий проявить свою любовь к

умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим

образом сделать это молитвой, поминая их на Литургии».

               


Рецензии
Спасибо Вам, Раиса. Жизнь на этой земле нам дана для свершения важного, но не все это понимая, живут своими интересами, неся разное: плохое и хорошее. Только они считают свои плохие поступки хорошими, а те, кто идет по Заветам Божиим, не думая, поступают хорошо, помогая людям.
Спасибо вам.
Иван

Иван Цуприков   09.02.2025 06:30     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв! С удовольствием читаю ваши произведения. С уважением - Р.

Раиса Безродная   14.02.2025 15:01   Заявить о нарушении