Душа и тело Часть 2-3
Душа и тело Часть 2-3
Обратная сторона ржавой медали
Прогресс России в сторону рыночной экономики вызвал прогресс культуры в обратную сторону. Бег за прибылью не проходит без огорчительной пробуксовки.
Прежде голоса совестливых людей прорывались через цензуру многотиражных изданий и попадали на благодатную почву многочисленных недовольных.
Массовые тиражи схлопнулись. Нового сплоченного слоя активных неустроенных пока нет. Заграница обеспечивает их отток.
Средства информации успешно занимаются бизнесом. Даже у лучших телеведущих появляется металл в голосе, когда нападают на рекламу, даже на хамскую и растлевающую. Это естественно. Кому понравится, если делается попытка залезть в твой карман. Оправдание есть – народу нравится, а ограничение невыгодно – не дает прибыли.
Телевидение сейчас до неприличия пьет, жует, чавкает, убивает и оглупляет. Пока оно питается из рекламного корыта, процесс не остановишь. Может быть, когда интернет зайдет хотя бы в каждую вторую квартиру, голоса думающих и совестливых людей снова будут услышаны. Но произойдет ли это?
Общество перестает быть коллективным, оно становится индивидуальным. Сострадательность обесценивается. На пике уважения конкурентная способность и успех для себя. Чувство локтя и солидарности пропадает. Интеллектуалы будут, а будут ли интеллигенты?
Наблюдения в очередях
И вечно, и порою
фортуна льнет не к нам,
так, стоя за спиною,
смотри по сторонам.
В старости о матери заботятся нелюбимые дети. Любимые снимают сливки.
Кто лечит, тот не дерет деньги, а кто дерет, тот не лечит.
Кто летает за взяткой, тот не ангел, а божья тварь.
Чиновником не рождаются, но стать можно, было б желание.
Хватательный пример всегда заразителен, но не для всех.
Хороший организатор – бедствие для многих. Поэтому его выживают.
Чиновникам не нужна праведность – народ все стерпит.
Беспорядок там, где он – родная стихия каждого.
Вор ворующим воровать не мешает.
Сражаются с теми, кто шум поднимает, а не с теми, кто себе на уме.
Проблемы стрелочника
Любая власть – это живые люди, у них свои живые интересы, и ничто человеческое им не чуждо. Однако народ по детскому непониманию изредка поднимает шум, поэтому иногда приходится объявлять борьбу с недостатками. Но, надо понимать, эта борьба не должна мешать работе. Мелкую рыбешку для острастки пугать нужно, а крупную рыбу нельзя отвлекать от важных занятий.
По этой причине, когда в стране совершаются немыслимые чудеса, винят стрелочника. Все понимают, почему и куда переводились аппетитные потоки на закрытые пути, но прямых доказательств нет. А раз он отвечает за данную сферу, ему и собирать шлепки.
Несколько замечаний
Для любой власти лучше антинародный режим, чем антирежимный народ.
Кто бы ни пришел к власти, с пустыми руками из нее не уйдет.
Как бы народ ни жил, власть никогда не бедствует.
Простые расчеты
Многих людей политика заманивает возможностью сражаться за справедливость, но очень быстро политика становится сытной профессией, от которой уже трудно отказаться. Расплата за это – игра по правилам политики, а для таких игр совесть – не лучшее средство. Так кто же будет считаться с нею?
Начальник Бузанов
Работал под такой фамилией один начальник. До нас он ходил в военном кителе в чине полковника. Был он ни молод, ни стар, но еще достаточно ретив. Ретивость его и подвела. Служивая жизнь мало его колошматила к тому моменту, когда он оседлал кресло в высоком кабинете нашего НИИ. А у нас не пехотная дивизия, где все по росту и по звёздочкам.
Энергия в нем кипела, а он вместо того, чтобы использовать ее для рыбалки, для другого увлечения или направить на красивых женщин, с головой ушел в работу и оказался неудобным для вышестоящих гранитных глыб. В самом деле – чего суетится, что ему нужно? Тёртого жизнью всегда деятельный изумляет. Чего он носится? До гражданских орденов не дорос, седалище в кресле ещё не обтесал. Не затевает ли обходной маневр? Не собирается ли выше прыгнуть и нас потеснить?
И для подчиненных Бузанов оказался не подарок. Хоть он шумел в наших верхах, но понимал, что бетонные валуны смежных служб в одиночку с места не сдвинешь. Значительную часть энергии он направил на то, чтобы заставить подчиненных пахать в поте лица. А подчиненные тоже не дураки. Они понимают – надорвешь животик, вытянешь телегу, а дальше-то она стоять будет – коня ещё нет. Бузанову хвала – молодец, надо же, но общее дело движется со скоростью государственной черепахи. Так зачем напрасно натирать мозоли?
Когда вышестоящие глыбы с перепугу погнали на Бузанова песчаную бурю и стерли его со всех крупных постов, никто горючей слезы не пролил. Но тут Бузанов, ставший равным среди равных, всех изумил. Раньше, чтобы за проработанное сверхурочно выклянчить у него на домашние надобности свой законный отгульный день, требовалась нешуточная изобретательность и неколебимое умение доказать ему необходимость этого.
Теперь он громче других стал возмущаться, что ему не дают законную компенсацию за случайное пребывание на работе вместе со всеми в праздничные и предпраздничные дни. Пустые дырки в рабочей неделе ему позарез были необходимы. Он подыскивал себе новую высокую должность на новом месте. Работать мелким начальником он ни за какие обычные бриллианты уже не хотел.
В конце концов, исчез он с нашего горизонта.
Посмотреть бы хотя бы одним глазом, как он ведет себя на новом месте. Возможно, мудрее стал: с начальством осторожнее, с подчиненными злее – и живет, не тужит. Человек-то не глупый был и свой урок получил. От гражданского начальства.
Наркомания и религия
Человек, достаточно волевой в каких-то сферах, бывает безвольным в других областях. Этим пользуется всякий соблазн и особенно наркомания. Совершенно безвольных людей не бывает. Даже наркоманы и алкоголики проявляют волю и сообразительность, когда ищут наркотики или алкоголь. Но воля их сосредоточена в узкой области и не выступает против соблазна. В этом суть их трагедии.
Иногда религия помогает преодолеть наркоманию. Это происходит в том случае, когда разрушительное слабоволие заменяется созидательным фанатизмом. Нечто подобное проделывают хорошие врачи-психологи. Им удается показать человеку ориентиры, за которые можно цепляться. И очень редко человек, осознавая свою гибель, отыскивает цель, устремляясь к которой он сам себя вытаскивает за волосы.
Почти поголовно политики и крупные чиновники стали верующими. Им есть что замаливать, да и себя хочется представить хоть в чем-то публично привлекательным.
Религиозность – это поклонение тому, что придумало человечество на заре своего детства. Религиозность простительна женщинам с их чувственным мироощущением, с их стремлением иметь рядом духовную опору. Для здорового мужика религиозность – это или непреодолимый продукт воспитания, или театральная увлеченность текущей модой, или паническая боязнь смерти, или меркантильные соображения, как втекание в правящую партию, – быть с теми, кто в успешном потоке.
Сказка и правда
Правда скучна, не интересна и даже жестока. Ее не любят, ей не доверяют, она мало кому нужна.
Сказка заманчива и обворожительна. Она легко овладевает душами. Чем щедрее и неправдоподобнее сказка, тем охотнее ей верят.
Религия – добрая сказка. Она многих утешает и многим нужна.
Не надо отнимать у детей Деда Мороза. Но дети обязаны взрослеть и осознавать, что сами должны становиться добрыми Дедами Морозами для новых поколений.
Сказка может быть жизнью, но жизнь не может быть сказкой.
Свидетельство о публикации №224082301255