Блэкетт. Военные и политические последствия - 59

Патрик Мейнард Стюарт Блэкетт

Военные и политические последствия атомной энергии / Military and political consequences of atomic energy, 1948

Глава 12. Советский Союз и атомная энергия. Предложения г-на Громыко
Продолжение

19 июня 1946 года Андрей Громыко представил Комиссии Организации Объединенных Наций советские предложения по международному контролю над атомной энергией. Особый интерес представляет акцент, сделанный на важности использования атомной энергии в мирных целях.

"После некоторых событий последних лет случилось так, что одно из самых важных открытий человечества нашло свое первое применение в особом виде оружия - атомной бомбе. Однако, хоть до настоящего времени такое использование атомной энергии является единственной известной формой ее практического применения, по общему мнению, человечество стоит на пороге широкого применения атомной энергии в мирных целях: на благо народов как средства повышения их уровня жизни благосостояния и условий их жизни: на благо науки и культуры и с целью их развития".

Этот момент вновь подчеркивается в введении к предлагаемому проекту конвенции, которая гласит: "Глубоко осознавая чрезвычайную важность великих научных открытий, связанных с расщеплением атома и с использованием атомной энергии в целях повышения благосостояния и уровня жизни народов мира, а также для развития культуры и науки на благо человечества: единодушно желая как можно более широкого сотрудничества для использования всеми людьми научных открытий в области атомной энергии, для улучшения условий жизни народов всего мира, повышения уровня их благосостояния и дальнейшего прогресса человеческой культуры. . . ."

Советские планы по установлению контроля изложены в следующем параграфе:

"В качестве одной из первоочередных мер по выполнению резолюции Генеральной Ассамблеи от 24 января 1946 года советская делегация предлагает рассмотреть вопрос о заключении международной конвенции, запрещающей производство и применение оружия, основанного на использовании атомной энергии, в целях массового уничтожения. Целью такой конвенции должно быть запрещение производства и применения атомного оружия, уничтожение существующих запасов атомного оружия и осуждение любой деятельности, осуществляемой в нарушение настоящей конвенции. Разработка и заключение конвенции такого рода были бы, по мнению советской делегации, лишь одной из важнейших мер, которые необходимо принять для предотвращения использования атомной энергии во вред человечеству. За этим актом должны последовать другие меры, направленные на разработку методов обеспечения строгого соблюдения положений и обязательств, содержащихся в вышеупомянутой конвенции, создание системы контроля за соблюдением конвенции и принятие решений о санкциях, которые будут применяться в отношении незаконного использования атомной энергии. Общественное мнение всего цивилизованного мира уже справедливо осудило применение на войне удушливых ядовитых и других подобных газов, а также всех подобных жидкостей и веществ, а также бактериологических средств, заключив соответствующие соглашения о запрещении их применения".

Советский Союз предложил проект международного соглашения, основные статьи которого были следующими:

"Статья 1. Представители ведущих стран торжественно заявляют, что они запретят производство и применение оружия, основанного на использовании атомной энергии, и с учетом этого берут на себя следующие обязательства:

(a) Не применять ни при каких обстоятельствах атомное оружие.

(б) запретить производство и хранение оружия, основанного на использовании атомной энергии.

(в) Уничтожить в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего соглашения все запасы атомно-энергетического оружия, как в готовом виде, так и в полуфабрикатах.

Статья 2: Главные участники договора заявляют, что любое нарушение статьи i настоящего соглашения представляет собой серьезное преступление против человечности.

Статья 3: Главные участники договора в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего соглашения должны принять законодательство, предусматривающее суровое наказание за нарушение условий настоящего соглашения.

Статья 4: Настоящее соглашение действует бессрочно.

Статья 5. Настоящее соглашение открыто для подписания всеми государствами, независимо от того, являются ли они членами Организации Объединенных Наций или нет.

Статья 6. Настоящее соглашение вступает в силу после одобрения Советом Безопасности и после ратификации половиной подписавших его государств, включая все государства - члены Организации Объединенных Наций, в соответствии со статьей 23 Устава. Документы о ратификации будут переданы на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 7. После вступления в силу настоящего Соглашения оно станет обязательством для всех государств, независимо от того, являются ли они членами Организации Объединенных Наций или нет".

Советский делегат предложил создать Комитет для подготовки рекомендаций по различным вопросам, из которых последние два особенно актуальны для нынешней дискуссии.

"1. Подготовка проекта международного соглашения о запрещении оружия, основанного на использовании атомной энергии, и о запрещении производства и применения такого оружия и всех аналогичных видов оружия, предназначенных для массового уничтожения.

2. Разработка и создание методов запрещения производства оружия, основанного на использовании атомной энергии, и предотвращения применения атомного оружия и всех других аналогичных видов оружия массового уничтожения.

3. Меры, система и организация контроля за использованием атомной энергии для обеспечения соблюдения условий, указанных в международном соглашении о запрещении ядерного оружия.

4. Разработка системы санкций для применения в отношении незаконного использования атомной энергии".

Огромное значение имеет предпоследний абзац:

"Усилия, направленные на подрыв деятельности Совета Безопасности, в том числе усилия, направленные на подрыв единодушия членов Совета Безопасности по вопросам существа, несовместимы с интересами Организации Объединенных Наций, созданной международной организацией по сохранению мира и безопасности. Таким попыткам следует противостоять. Я счел необходимым сделать это заявление для того, чтобы с самого начала работы нашей Комиссии разъяснить позицию Советского правительства по вопросу о характере и основе работы Комиссии, по вопросу о подготовке ее рекомендаций в отношении мер контроля. об атомной энергии, переданной на рассмотрение Совета Безопасности.

В заключение я хотел бы сказать, что в этом заявлении я стремился главным образом подчеркнуть чрезвычайную важность, которую следует придавать заключению вышеупомянутого соглашения о запрете производства и применения атомного оружия. Заключение такого соглашения стало бы важным практическим шагом в направлении выполнения задачи, стоящей перед Комиссией".

В западном мире предложения г-на Громыко были восприняты негативно. Они были сочтены совершенно неадекватными ситуации и могли даже привести к возникновению более серьезных опасностей, чем полное отсутствие контроля. Без полноценной системы неограниченных международных инспекций, как могли миролюбивые страны узнать, что какая-то агрессивная держава тайно не строит атомные станции? Предложение объявить вне закона атомные бомбы и другое оружие массового уничтожения было приравнено к злополучному пакту Келлога, запрещающему войну.


Рецензии