Тени прошлого глава 8

8

Вернулась Лиза в свой родной город лишь через восемь лет. Целых восемь долгих лет понадобилось ей для того, чтобы захотеть вновь пройтись по знакомым улицам, вдохнуть напоённый осенними ароматами воздух и сказать: «Здравствуй, город, я вернулась!»
Она, конечно, не раз вспоминала милый уют этих улочек, но почти сразу же в её душе возникал вихрь отрицательных эмоций, накрывая мрачной тучей память о том, что с ней здесь случилось, не давая даже проклюнуться слабым росточкам ностальгии. Таким образом её душа защищалась от боли, нанесённой ей когда-то в этом месте.
Лиза была молода и поэтому легко восприняла восемь лет назад перемену места жительства, быстро привыкнув к новому городу, а вскоре вообще полюбила его ритм и суету, казавшиеся поначалу головокружительными. 
Сначала они с бабушкой снимали квартиру прямо в том же доме, где жила та самая дальняя родственница Евдокии Ивановны, к которой они приехали. Лизе удалось устроиться на работу в одну фирму, имеющую деловые связи за рубежом. Её знание английского и французского были на хорошем уровне, и она неплохо справлялась со своими обязанностями. Юношеский максимализм и желание вытеснить работой душевные переживания помогали ей в этом. Лизу быстро заметили и оценили её способности и возможности, но ей необходимо было закончить образование.
Подумав немного, она при переводе в местный университет выбрала заочное обучение. Отец, правда, был недоволен этим её решением, но возражать не стал. Он в последнее время был подавлен тем, что случилось и отношением к нему супруги, да и отъезд дочери тоже особой радости не добавил. Но, поразмыслив, Геннадий решил, что нахождение Лизы подальше от этих мест даже к лучшему. 
Они всё чаще ссорились с Марией. Упрёки жены и требования сохранить фирму становились всё более настойчивыми и громкими. Разумные доводы, экономические выводы и факт испорченной репутации предприятия, а заодно и его, как руководителя, её мало убеждали. Собственный статус обеспеченной жены успешного мужа, ускользающий из её рук так явно и скоро, не давал ей покоя. 
 Геннадий, не выдержав её укоризны, однажды вскипел и, покидав в сумку несколько рубашек и брюк, покинул квартиру и некоторое время жил в своём прежнем доме, который показался ему слишком большим и холодным после отъезда Лизы и Евдокии Ивановны.
Правда, долго наслаждаться одиночеством ему не было позволено. Маша вскоре прибежала и, разрыдавшись, неистово стала просить прощения, умоляя не бросать её. Геннадий не мог выносить женских слёз и сдался на их милость, хотя трещину, возникшую в недавнем браке, заливать пламенной смолой любви и прощения не спешил по причине глубокого недоверия к чувствам жены.
А его собственные чувства очнулись от дрёмы и установили разумные рамки рациональной осторожности и объективной логики. Машу он любил и в одночасье разлюбить, конечно, не смог, да и не стал пытаться. Предоставив ей очередной шанс, решил для себя, что эта возможность будет последней и чуда пролонгации для неё не предусмотрено.
Пока решались дела с закрытием фирмы и продажей активов, Геннадий не желал оставаться в роли пассивного горемыки. Являясь по натуре активным и деятельным человеком, он подумал, прикинул, проанализировал и на самом деле решил открыть СТО в районе, где у них был дом.
Недавно проезжая по этому району, он увидел объявление о сдаче в аренду просторного гаража. Подумав и представив, что и как необходимо к нему пристроить, чтобы получилось современно и удобно, он предложил хозяину выкупить помещение на хороших условиях. Вскоре дело было сделано. Машу его активность не очень-то прельщала, но на этот раз она решила держать своё мнение при себе.  Денег, которыми Гена располагал, хватило только на покупку гаража, поэтому он решил продать квартиру, приобретённую им перед женитьбой на Марии, а ей предложил переехать в дом, всё равно он пока пустует.
Это предложение Марии пришлось по нраву, и она с воодушевлением принялась упаковывать вещи, освобождая жилплощадь. Ей очень нравился дом, она изначально желала в нём жить, только Гена тогда рассудил иначе. Да это и правильно, вряд ли она ужилась бы с его дочерью, а уж мать его покойной жены в качестве члена семьи её вообще нервировала.
А сейчас всё иначе, сейчас она будет здесь хозяйкой и даже когда эти две беглянки решат вернуться, они приедут уже на её территорию. Так рассуждала Мария, обустраиваясь на новом месте и радуясь, что Гена по-прежнему не затрагивает вопрос её собственной квартиры, которую после замужества она благополучно сдавала, ежемесячно радуясь дополнительному доходу.
Вскоре и Геннадий привёл в надлежащий порядок своё новое рабочее место. Надо сказать, что среди его знакомых нашлись и те, которые в это непростое время не стали делать вид, что они не знакомы, а даже как-то помогли Скворцову, поэтому он так быстро смог открыть мастерскую. И мастера, и клиенты тоже появились - всё же он был местным и многим знаком не понаслышке, а то, что фирма обанкротилась и канула в небытие, так она первая, что ли…
В общем, потихоньку жизнь налаживалась и шла вперёд новым сказом. Немного потоптавшись, сдвинулся с места и бизнес Геннадия. Мария, поначалу скептически поджимавшая губы при упоминании о мастерской мужа, вскоре успокоилась, смирившись с новым положением. А оно обещало стабильность. Гена был доволен тем, как идут дела: клиенты записывались заранее, о простое и речи не было и мастерская начала приносить доход. 
  Время от времени Геннадий летал к дочери. Он скучал по Лизе, а она сюда приезжать пока не хотела. Да отец и не настаивал… То ли не хотел будоражить её воспоминания, то ли ездил к ней отдохнуть от жены.
Года через два, поняв, что Лизе нравится большой город, и видя, что у неё там всё хорошо складывается, он решил, что необходимо подумать о жизненном комфорте Лизы и её бабушки. К тому времени все дела с прошлой фирмой были завершены и кое-какие средства на счёте в банке у него имелись, но их всё же было недостаточно для покупки квартиры.
Придётся брать кредит, решил Гена, обрадовавшись, что у него нет никаких банковских обязательств, но вспомнил, что теперь у него есть супруга, с которой придётся считаться в таких делах.
- Маша, я хочу купить Лизе с бабушкой квартиру! – сообщил он, проглядывая вечером сайты с объявлениями о продаже недвижимости.
Конечно же, восторга от решения мужа Мария не испытала, это было понятно по молчанию, повисшему в комнате.
- Ген, я понимаю, что ты заботишься о дочери, но… мы разве располагаем достаточной суммой? – наконец произнесла она.
- Кое-что у меня есть, но этого мало, поэтому я хочу взять кредит в банке, - спокойно заявил супруг, - возможно потребуется поручительство супруги, то есть… ты же не откажешь, да?
- Ген, а обязательно покупать квартиру там… в этой Сибири… Вдруг завтра Лизе заблагорассудится переехать ещё куда-нибудь, ты и туда помчишься покупать недвижимость? -  язвительно спросила она. – Так по всей стране и будешь создавать дочери условия для хорошей жизни?
- Маша, у меня лишь одна дочь и до сегодняшнего дня я жил и работал ради неё! – повысив голос, ответил он жене.
- А я кто тогда в твоей жизни? – тоже не совсем спокойным тоном возмутилась она.
- Тебе чего-то не хватает? – удивился Гена. – Ты чем-то обделена?  По-моему, условия жизни у нас прекрасные или я чего-то не понимаю?
- Да, прекрасные, ты прав, - согласно кивнула Маша и уже совсем тихо добавила, - но… Ген, вот ты говоришь поручительство… А я как же? Ведь здесь в этом доме я на птичьих правах, квартиру нашу ты продал, да она тоже была приобретена до того, как брак был зарегистрирован… А если что случится? Я куда, на улицу со своим поручительством? – она придала голосу слезливые нотки.
- Я что-то не понял, ты меня хоронишь, что ли? – усмехнулся он.
- Нет, конечно, живи сто лет, но ты как-то однобоко представляешь заботу о близких – одним всё, а другим как придётся… - сказала супруга и замолчала, словно чего-то не договаривая.
Скворцов громко рассмеялся, слегка озадачив её.
- Маша, мне на миг показалось, что ты сейчас, подобно какой-то героине мелодрамы, которые ты любишь смотреть, потребуешь переписать на тебя дом или купить и тебе квартиру тоже! – продолжал он смеяться, но, заметив, что жена молчит, уставившись в чашку с чаем и даже не пытается возражать, замолчал и сам, а потом прокашлялся и произнёс. - Ладно, Маша, я всё понял, ты не волнуйся, я всё решу! Поручительства никакого не будет… Но и на роскошную жизнь в ближайшее время не рассчитывай, я покупаю дочери квартиру! - сказал он с вызовом.
И действительно он всё решил. Ужал все расходы, оставив только самые необходимые, пропадал на работе теперь почти сутками - набирал больше заказов и сам вместе с другими их выполнял. 
В итоге у Лизы с бабушкой появилась двухкомнатная современная квартира в новом доме престижного района города.  Лиза была благодарна отцу за заботу, но и переживала за него. Он всегда приезжал один и глаза его не смеялись, как прежде, а были каким-то потухшими. Лиза предполагала, что в семейной жизни отца далеко не всё гладко, но спрашивать не решалась.
А там и правда всё было сложно. Они с женой жили, будто над пропастью на качелях качались. Раскачаются сильно и кричат от страха свалиться вниз, при этом винят один другого, но потом начинают говорить друг с другом, спрашивая и отвечая, и за беседой не замечают, как качели уже лишь слегка раскачиваются, успокаивая и снимая напряжение. Маша несколько раз говорила, что уйдёт от него, но, собрав вечером чемодан, утром его разбирала. Когда такая жизнь становилась невмоготу, Геннадий садился в самолёт и через несколько часов был у дочери, а потом всё повторялось.
В очередной его приезд Евдокия Ивановна сказала по секрету, что у Лизы появился молодой человек. Геннадий закидал женщину вопросами, но она и сама мало что знала пока, кроме того, что зовут его Сергей и работает он где-то программистом. Отец ждал знакомства, но дочь не торопилась представлять их друг другу. Тогда он прямо спросил её о парне, когда они гуляли по городу. 
- Ох, бабушка, бабушка, - вздохнула Лиза, - доложила уже…
- Лизок, что значит доложила… Мы просто оба желаем тебе счастья и радуемся, когда у тебя всё хорошо, - успокаивающе проговорил отец.
- У меня всё хорошо, папа! – поспешила заверить его дочь. - А Сергей… Я не могу тебя познакомить, потому что он уехал к родителям помочь с сенокосом… Они в деревне живут, здесь в области, - добавила она.
- А ты с ними уже познакомилась… ну, с его родителями?
- Нет, до этого ещё не дошло! – рассмеялась она.
- Тогда ты его пригласи к нам! - предложил отец. – И правда, приезжайте, познакомимся…
- Я подумаю, пап, но не обещаю! Мы вообще на море собирались, в Турцию, - призналась она, – даже билеты уже купили.
- Хорошо, съездите сейчас на море, а как только представится возможность, приезжайте к нам! – согласился отец.
Он не выдержал и сам приехал к дочери сразу после празднования Нового года, тогда и познакомился с Сергеем. Молодой человек ему понравился. Он оказался компанейским, весёлым и общительным, про таких говорят – душа компании. Познакомившись с Геннадием, парень сразу повёл себя так, словно знал его уже давно и оттого все чувствовали себя свободно и легко. Они весело провели время все вместе - шутили, много смеялись, болтали на разные темы.
Возвращаясь домой, Геннадий думал о том, что не представляет Сергея мужем своей дочери, как и её его женой. Он признавал, что новый знакомый Лизы замечательный парень, но они оба ведут себя как добрые друзья детства. Ему хотелось бы ошибаться, но невооружённым глазом было видно, что даже искорки любви рядом с ними не пролетало.
Он вновь вспомнил Максима, выругавшись про себя. Может, Лиза просто желает заместить его в своём сердце… Скорее уж в голове, потому что в её сердце этот Сергей даже заглянуть не сможет, да и сам не станет это делать, судя по всему!
И он оказался прав. Примерно через год Сергей влюбился в хорошенькую девушку Лидочку, пришедшую на работу в их ИТ-компанию. Он сразу же честно рассказал о ней Лизе. Она не призналась ему в этом, но вздохнула с облегчением, узнав о Лидочке.
После этого дружественного романа Лиза ни с кем отношений не заводила. Ею интересовались и подкатывали с разными предложениями не раз, но она оставалась равнодушной и холодной. Видимо, Сергей сумел оказаться так близко только потому, что оба почувствовали родственные души друг друга и в конце концов остались хорошими друзьями. И с Лидой тоже.
 Лиза даже на их свадьбе гуляла, искренне поздравляя жениха и невесту и громко крича вместе со всеми: «Горько!», а позже стала крёстной матерью их доченьки Сонечки. Малышку полюбила и Лизина бабушка. Она радовалась, когда девочка проводила время у них с Лизой дома.
 Сергей с Лидой были рядом с ней, когда Евдокия Ивановна покинула этот мир. Потом приехал отец и они с Сергеем вместе организовали похороны любимой Лизиной бабушки.
Отец тогда звал её поехать с ним домой, но Лиза отказалась. Тогда он предложил ей где-нибудь вместе отдохнуть. Она захотела в Санкт-Петербург и через два месяца они встретились там. Лиза всё ещё переживала уход бабули, и отец всячески старался её отвлечь, что в какой-то степени удалось сделать, любуясь удивительными красотами замечательного города на Неве. Но домой Лиза ехать по-прежнему отказалась, вернулась в свой сибирский город и с головой ушла в работу, дополнительно нахватав переводов, чтобы занять всё свободное время.
Через год случилось ещё одно событие, поменяв многое в жизни Лизы. Она уступила настойчивым ухаживаниям своего коллеги Александра и у них завертелся бурный роман. Сначала всё было прекрасно, во всяком случае так казалось. Лиза рассказала о Саше Сергею и Лидочке, а потом и познакомила их. Друзья были рады за неё и даже стали ждать логического свадебного исхода. Лиза и сама была готова к такой развязке, но всё оказалось до банального просто и даже достаточно пошло.
Александр, долго добивавшийся её расположения, поначалу был любящим и нежным. Лизе это нравилось, но она не чувствовала тех головокружительных эмоций, что сопровождали её первую любовь, которую она всё ещё тщательно прятала в дальние чуланы памяти. Лиза решила, что стала взрослее и мудрее и поэтому чувства и разум нащупали тот унисон, который позволит ей быть счастливой с этим мужчиной. Но мужчина решил, что здесь всё схвачено и можно приятно провести время, разнообразив свой досуг другими женскими лицами.
Сергей с Лидочкой оказались в том же ресторане на праздновании юбилея коллеги. Увидев Александра, пьяно тискающего блондинку, явно не похожую на их подругу, они сильно удивились. Сфотографировав не замечающих никого вокруг голубков, они решили поздороваться с Сашей.
Удивление, растерянность, злость и даже некая агрессия проскочили в поведении пойманного на горяченьком Александра, но всё это уже было абсолютно бессмысленным.
Лиза была ошеломлена и совершенно подавлена, но, появившись на работе, чтобы написать заявление на увольнение, не подала виду, как ей больно. Чтобы уговорить начальника подписать отпустить её сразу, Лизе пришлось рассказать ему правду, испытывая при этом невероятное унижение. Оказавшись в своей квартире, она выревелась как следует, собрала чемодан и первым же рейсом вылетела домой к отцу.
И вот она идёт по знакомой улочке, наслаждаясь красотами осени. Ветер гонит по дорожке пожухлые листья, роняя взамен только что сорванные с деревьев, свежие и яркие. Лиза присела на скамейку, наблюдая за листопадом, успокаивающе шелестящим вокруг неё.
- Лиза! – вдруг услышала она голос, который давно и тщетно пыталась забыть.


Рецензии