Об окончательной завершённости Промыслительного ми
Из рабочих комментариев к Манифесту Дарения
Первый вопрос, который обращает на себя внимание при знакомстве с идеей ДАРЕНИЯ (нашего мира Богу), – это вопрос о двух мирах – Промыслительном и случайном. О том, что первый мир – Промыслительный – считается уже завершённым, а второй мир – случайный – считается находящимся до сих пор в состоянии развития.
Что касается продолжающегося развития нашего земного мира, то оно очевидно и в каком-то дополнительном обосновании не нуждается (при том, что направленность данного процесса является отдельной темой). Что же касается завершённости мира Промыслительного, то данная ситуация требует специального рассмотрения.
…
Издавна человек различает существование двух миров. Мира небесного – духовного и праведного, и мира земного – материального и грешного. Считается, что доколе сущее делится на два этих мира, Божественное Творение, в принципе, остаётся незавершённым. В конечном счёте, мир земной, так или иначе, должен влиться в мир небесный – исправившее себя «частное несовершенство» станет частью «общего совершенства».
Оговорка «так или иначе» допускает исправление земного мира в виде его полного самоуничтожения.
Как бы там ни было, но пока этого не произошло, считается, что замысел Бога о Своём творении остаётся незавершённым. Но так ли это? Некоторые положения Священного Писания дают основание полагать, что это не так. Что тот мир, который от начала и до конца замыслен и создан Богом, успешно завершён ещё во времена допотопной истории человечества. Завершён и благополучно пребывает в «параллельной реальности».
События, указывающие на завершение создания Богом Промыслительного мира, связаны с допотопным человеком по имени Енох (сын Иареда).
В книге Бытия (5.: 22,24) о нём сказано:
«И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей.
…
И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его»
О чём Бог говорит нам этими словами?
Во-первых, о том, что Енох был взят Богом, будучи живым. (Об остальных потомках Адама, названных в главе пятой книги Бытия, сказано, что они умерли)
Во-вторых, о том, что Енох был взят Богом, достигнув исправления своей врождённой греховности. Об исправлении говорит тот факт, что Енох не стеснялся «ходить пред Богом». Как мы помним, именно стеснение стало одним из первых проявлений греховности Адама и Евы. Не та нагота, которая неодетость, непокрытость тела, смутила первых людей, а та нагота души, в которой проявилась их греховность. Енох не ведал такого стеснения, и потому не имел причин прятаться от Бога. Он исправил в себе то, что можно было исправить, и потому достойно ходил пред Богом. Именно исправил. Не родился исправленным, а сам избавил себя от недостатков, и обрёл достоинства. Данное обстоятельство вытекает уже из того, что первородный грех наследуется каждым потомком Адама.
В-третьих, о том, что Бог взял Еноха, не в смысле сгрёб его в охапку, ухватил за шиворот, а в смысле приближения к Себе – вернул (человека) в рай.
Данное (третье) обстоятельство требует более детального рассмотрения, так как в общем плане раскрывает схему окончательного завершения творения Промыслительного мира.
1. Бог и рай пребывают в одном месте.
В книге Бытия (3.8) сказано:
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая»
Фраза очень ёмкая, очень многогранная, содержащая смысловые намёки по самым разным аспектам бытия. Но нас, в данном случае, интересует аспект, указывающий на Бога, находящегося в раю. Не то, что у Него есть «голос»; не то, что Он «ходит» и предпочитает прогуливаться «во время прохлады», а то, что Бог и рай находятся в одном «месте». То, что Бог, находясь ВЕЗДЕ и ВСЕГДА, Своим «юридическим адресом» имеет рай.
Иначе говоря, попасть к Богу, означает попасть в рай, попасть в рай, значит попасть к Богу. И наоборот – быть высланным из рая, значит быть удалённым, отодвинутым от Бога, а быть удалённым от Бога, значит находиться вне рая. Именно это нам следует уяснить из выше приведённой библейской цитаты.
2. Изгнание Адама.
Адам, отдалившийся своим грехопадением от Бога, тем самым обусловил своё удаление из рая. С другой стороны, удаление Адама из рая, это обратная сторона его изгнания от (лица) Бога.
Писание говорит:
«И выслал его Господь Бог из сада Едемского …
И изгнал Адама …» (Быт.: 3. 23-24)
«Выслал» – из сада, «изгнал» – от Себя. Повествование об одном событии с двух сторон – «объективной» и «субъективной». Высылка, выведение за пределы рая – это «объективное» последствие грехопадения человека. «Изгнание» Адама от лица Божия – «субъективная» оценка порицания Богом грехопадения человека, демонстрация Его неравнодушия к происходящему.
Какова, однако, коренная причина изгнания Адама от Бога, высылка его из рая? Вся история с древом познания добра и зла – это (на фоне рассматриваемого вопроса) всего лишь внешняя конкретика событий. Внутренняя же сущность их состоит в том, что своим поведением Адам поставил под вопрос полноценное исполнение задуманного Богом. Адам совершил поступок, противоречащий замыслу Бога о Своём творении. Если после этого оставить Адама «в системе», то нужно будет менять и всю «систему» – замысел Бога. Если же продолжить следовать замыслу (сохранить «систему»), то Адам должен быть удалён из неё. Что и было сделано.
3. Замещение Адама Енохом.
Изгнание из рая Адама это не столько его наказание в частности, сколько действие, направленное на исправление ситуации в целом. В общем плане, такое исправление предполагает замену испорченного «элемента системы». Человек, испорченный грехом, должен быть заменён на человека, поборовшего собственную испорченность и тем самым вернувшего себе достоинство быть со-творцом Богу.
Енох справился с задачей, стоявшей перед изгнанным со-Адамом – исправил свою греховность. Именно в связи с этим он был взят Богом к Себе, в рай. Для того, чтобы заменить там Адама. Что и было успешно выполнено, судя по тому, что больше о Енохе в Писании особо ничего не говорится.
…
Енох заменил Адама в раю; исполнил предназначенную человеку (со-Адаму) миссию; завершил творение замысленного Богом мира.
На этом всё закончилось. Всё из того, что было замыслено Богом. С этого момента, практически всё, что ещё осталось на проклятой земле, утратило для Боготворчества всякую актуальность.
Однако земной мир продолжает своё существование. И это тоже о чём-то говорит. О чём именно? Отдельно попробуем разобраться и в этом.
Свидетельство о публикации №224082300225