Библейские мифы, легенды и притчи16
Расставшись с Ионафаном, Давид решил уйти куда-нибудь подальше и спрятаться в укромном месте, где бы не нашел его Сеул и не убил. По пути он зашел в Номму, к священнику Ахимилеху и попросил у него хлеба на дорогу. Священник очень удивился, увидев царедворца одного, без слуг, просящего хлеба.
Царь поручил мне некое тайное дело, поэтому своих людей я оставил в известном месте, - объяснил Давид. - Дай мне побольше хлеба — сколько найдется.
-У меня нет простого хлеба, - отвечал Ахимилех, - есть только священный хлеб. Я могу дать его, если только ты и твои люди воздержались от женщин.
-Не беспокойся, -заверил Давид. - Женщин не было при нас ни вчера, ни третьего дня.
Ахимилех дал ему священных хлебов, приготовленных для жертвоприношения. В храме при этом находились люди и среди них был некий Доик, начальник пастухов Сауловых, который все видел и слышал.
-А нет ли у тебя под рукой еще копья или меча? - обратился Давид к священнику. - А то поручение царя было таким срочным, что я не взял с собой никакого оружия.
-Здесь есть только меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил пред полками израильскими, - ответил Ахимилех. - Если хочешь, возьми его.
-Это как раз то, что мне нужно! - обрадовался Давид. - Этому мечу нет равных!
Он взял меч и хлебы и ушел, и скрылся в пещере Адоламской. Услышав об этом, к нему пришли его братья и весь дом отца его, а вскоре к пещере стали собираться все притесненные, все должники и огорченные душой — всего около четырехсот человек, и сделался Давид начальником над ними.
Саул же сказал вельможам своим:
-Послушайте, сыны Вениаминовы! Неужели вы думаете, что Давид станет царем и даст вам поля и виноградники, поставит вас тысяцкими и сотниками? Почему никто из вас не открыл мне, что сын мой возбудил против меня моего раба? Или все вы против меня сговорились!
-О, великий царь! - выступил вперед начальник пастухов Доик. - Я видел, как Давид приходил в Номву к священнику Ахимилеху и тот дал ему продовольствие и меч Голиафа. Но я думал, ты сам его послал.
Царь велел позвать Ахимилеха и весь род священнический, что жил в Номве.
-Для чего вы сговорились против меня — ты и сын Иессея? - обратился царь к священнику. - Для чего ты дал ему хлебы и меч? Чтоб он восстал против меня?!
-Смилуйся, царь! - взмолился Ахимилех. - Разве Давид не зять твой и не почетен в доме твоем? Он пришел с поручением от тебя, вот я и дал ему, что он просил.
-Давид мне враг! - гневно воскликнул Саул. - Ты должен умереть: ты и весь дом отца твоего!
И царь приказал телохранителям зарубить Ахимилеха и его родственников. Но телохранители боялись Бога, и не поднялась у них рука на священников Господних. Тогда царь послал Доика, и Доик умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, и город их священнический, Номву, поразил мечом, истребил и мужчин, и женщин, и детей, и волов, и овец, и ослов. Спасся только один сын Ахимилеха по имени Авиафар. Он убежал к Давиду и рассказал, что Саул сделал с Ахимилехом и его домом.
Великая печаль напала на Давида.
-Это я виновен в их смерти! - сказал он, стеная. - Я знал в тот день, что Доик непременно донесет Саулу, и не остерегся! Останься у меня, сын Ахимилехов! Отныне ты будешь под моей охраной, ибо один у нас враг.
Давид и Навал
Давид жил в пустыне, и было с ним шестьсот человек. Услышал он, что неподалеку встал станом некто Навал, человек богатый, владелец трех тысяч овец и коз, и послал к нему десять отроков с такими словами:
-Пойдите к Навалу и приветствуйте его от моего имени, скажите: «Мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему! Мы не обижали твоих людей в пустыне, и ничего у них не пропало. Дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдет рука твоя!»
Пришли отроки к Навалу и передали ему слова Давида. Но он ответил надменно:
-Кто такой Давид, сын Иессеев? Мало ли нынче рабов, бегающих от господ своих? Неужто я должен взять хлебы, мясо и воду, приготовленные для моих работников, и отдать людям, которых я не знаю, и знать не хочу?
Посланцы вернулись ни с чем. Давида глубоко уязвили надменность Навала, чьи стада он давно мог захватить, если бы захотел. Более того: их могли захватить другие разбойники, если бы поблизости не было людей Давида.
-Напрасно я охранял имущество этого человека! - воскликнул Давид. -Он платит мне злом за добро. Пусть накажет меня Бог, если я до рассвета оставлю в живых хоть одного мужа или отрока из дома Навала!
Он взял четыреста воинов и отправился к стану Навала.
У Навала была жена Авигея, женщина умная и красивая. Услышав, что Давид подходит с вооруженным отрядом, она поспешно взяла двести хлебов, два меха с вином, пять жареных овец, пять мер сушенных зерен, сто связок изюму, сто связок смокв, навьючила все это на ослов и выступила навстречу Давиду.
-На мне грех, господин мой! - обратилась она к нему, сходя с осла и падая ниц. - Но послушай слов рабы твоей. Не обращай внимание на этого злого человека, Навала! Господь да удержит руку твою от мщения, не пропустит тебя на пролитие крови! Вот дары, которые я принесла господину моему: да поставит тебя Господь вождем над Израилем!
Речь женщины понравилась Давиду.
-Благословен разум твой, - сказал он, - и благословенна ты в женах за то, что не допустила меня до кровопролития, потому что иначе я не оставил бы к рассвету ни единого мочащегося к стене в доме Наваловом. Иди с миром! Я принимаю твои дары.
Авигея вернулась домой. Навал в это время пировал, ибо овцы его принесли много шерсти, и сердце его было весело. Авигея рассказала ему о встрече с Давидом, и сердце его замерло от страха. Он стал, как камень, и через десять дней умер.
Услыхав о смерти Навала, Давид сказал:
-Благословен Господь! Он обратил злобу этого человека на его же голову.
Он вспомнил ум и красоту Авигеи и послал к ней слуг сказать, что берет ее себе в жены. Авигея поспешно собралась, села на осла и прибыла пред лицо Давида, и сделалась его женой.
Поражение Саула
Давид пребывал в труднодоступных местах — в горах и пустынях, и Саул никак не мог его настичь.
Однажды Давид со своими людьми был в пустыне Маон, а Саул преследовал его. И вот подошел Саул к пещере, что была при дороге, и зашел туда для нужды. Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. И сказали Давиду его сотоварищи:
-Вот день, о котором Господь говорил тебе: «Я предам врага твоего в руки твои, и ты сделаешь с ним, что угодно!»
-Нет, братья! Не поднимется моя рука на Саула, - отвечал им Давид, - ибо он помазанник Божий.
Подкрался он тихонько к сидящему царю и отрезал край от его верхней одежды.
Сделав свое дело, Саул встал и вышел из пещеры на дорогу, где ждали его воины. Давид вышел за ним следом и воскликнул:
-О царь! Вот я!
Саул оглянулся и замер удивленный.
-О царь! - повторил Давид. - Зачем ты слушаешь людей, которые говорят: «Давид умышляет зло на тебя?» Вот сейчас Господь предавал тебя в руки мои в пещере, но я пощадил тебя, ибо ты помазанник Божий. Посмотри: я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Убедись, что нет в руке моей ни зла, ни коварства. Я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее.
Саул растрогался его словами и сказал:
-Ты правее меня, ибо воздал мне добром, а я воздавал тебе злом. Кто, нашедши врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что ты сделал мне сегодня. Теперь я знаю, что непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей. Поклянись же мне Господом, что не искоренишь потомства моего и не уничтожишь имени моего!
Давид поклялся и они разошлись: Саул вернулся в свой дом, Давид и его люди ушли назад в пустыню.
Прошло время и филистимляне в очередной раз напали на Израиль. Дрогнуло сердце Саула от страха, и вопросил он к Господу, но Господь не отвечал ему: ни во сне, ни через пророков. Тогда Саул велел найти и привести к нему волшебницу. Волшебницу нашли и Саул попросил ее вызвать дух Самуила (ибо Самуил умер уже к тому времени).
Женщина начала ворожить, и вышел из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Узнал его Саул и пал лицом на землю.
-Для чего ты тревожишь меня? - обратился к нему старец.
-Тяжко мне! - отвечал ему царь. - Филистимляне опять воюют против меня, а Бог от меня отступил и не отвечает ни через пророков, ни во сне. Научи, что мне делать!
-Разве сделаю я хоть малость против воли Господа? - спросил его Самуил. - Разве не говорил я тебе, что Бог накажет тебя за строптивость, за то что не выполнил ты ярости гнева его на Амалика? Ныне отнимет Господь царство из рук твоих и даст его в руки Давида, а тебя и сынов твоих предаст смерти.
При этих словах силы оставили Саула, и охватил его страх сильнее прежнего.
Через несколько дней он выступил на войну, и его войско было разбито. В бою погибли трое сыновей Саула, а сам он был весь изранен стрелами. Видя, что окружен, Саул сказал своему оруженосцу:
-Обнажи свой меч и заколи меня, чтобы не убили меня эти необрезанные, чтобы не издевались надо мною.
Но оруженосец не посмел поднять руку на царя. Тогда Саул воткнул свой меч рукоятью в землю и пал на него. То же самое сделал верный оруженосец.
Так в один день погибли Саул и его сыновья.
После битвы к Давиду прибежал один из людей Сауловых: одежда на нем разодрана и прах на голове его.
-Войско разбито! - вскричал он. - Множество народа погибло, и Саул погиб, и сын его Ионафан!
-Точно ли ты знаешь, что царь погиб? - спросил Давид.
-Да! - отвечал воин. - Я сам видел: Сал пал на свое копье, а филистимские всадники и колесницы были уже близко. Он был жив еще и, увидев меня, сказал «Подойди и убей меня!» Я подошел и убил.
Так сказал он, зная вражду между Саулом и Давидом и надеясь на награду.
Долго рыдал Давид, и плакали все люди, бывшие с ним. Потом Давид обратился с гневом к пришельцу:
-Как посмел ты поднять руку на помазанника Божия!
И повелел казнить его тут же.
И стал Давид царем над Иудой и всем Израилем.
Свидетельство о публикации №224082300024