Крестный ход в Курской губернии

Хромой горбун на костыле.
Жандармская внахлёст нагайка.
Как будто мухи в пастиле...
вся правда о Руси нагая-

поп, толстый, словно самовар,
сверкает золотом фелони,
И аж до неба самого
хоругви движутся в колонне.

Три всадника и где- то рядом
с Писаньем отрок семинарский.
Вот с палкой длинною урядник.
С клюкою баба семенит.
 
Шарахнулся босой мальчонка
от конской морды...Проза лиц.
Ну а вообще-то здесь о чем он
Илья Ефимыч -прозорливец?

Две нищенки -печаль и грусть,
с иконами в руках -мещанки.
Здесь вся некрасовская Русь,
что святостью не обнищала.

Фонарь -ковчегом на плечах-
Фрола,Николы, Клима, Стаса,
что позже, веру раскачав,
будут крушить иконостасы.

Они упорней бурлаков
переступают всё ж с ноги на
нОгу. Хор их далеко
разносится могучим гимном.

Ну а пока горит свеча,
сияет образ Богородицы,
и отступает вдруг печаль
и улыбается юродивый.

Вот он -народ тот богоносец,
блаженно кроткий,как во сне.
интеллигент на переносице
поправит хрупкое пенсне.

Да! Будут втоптаны очёчки
вот в эту пыль, в разводы грязи.
Вы спросите меня:"О чем ты?
О том художник думал разве?"
 
Ведь на другом совсем холсте
изобразил он кровь и сына
с виском пробитым.Здесь не те
сверкают краски. И картина

совсем , конечно, не о том...
В гармонии здесь все сословья,
и эпопеи первый том,
изобразил Илья с любовью.

Купца, глупца, калеку, в поле все,
они как зёрна на гумне
необмолоченные в -в колосе-
какие могут быть сомненья?

Народ -единый в своей вере,
пока что в нем не завелось-
тех Каинов- Ежова с Берией...
И он империи колосс.

Но все- Тургенев,Бальмонт, Чехов,
на книжных полках лишь пока
всё это только на полчиха,
на ползамаха кулака.

Гудит псалом, волос солому
колышет лёгкий ветерок,
и в небе синем за селом,
уже гремит Илья Пророк.

Пока что вёдро. Но вот -вот,
пожалуй, грянет и хлестнут
вселенские потоки вод,
как будто это божий кнут.

В какие времена то было?
Давно истлели их останки.
...Но вот дымит паникадило,
а кажется-дымятся танки.

Но восстают иконостасы.
Соединяются  руины.
И Фрол,Никола, Клим да Стас,
опять заветной веры иноки.

То не урядник-на холсте,
Георгий с пикой, как в начале...
Под куполами, в высоте,
они - архангелы с мечами.

И Курская дуга -в веках...
Тот крестный ход, то битва наша.
и Всадник с Мерою в руках
громовые колеблет  чаши.


Рецензии
Восхитительное стихотворение. В картине Репина написано как-бы само движение, а стихи ещё чуть более динамичны, потому что дорога в них - длиной аж в полтора века. Дорога подходит к сегодняшнему дню, прямо входит в него.
Автор стихотворения смотрел на полотно и, похоже, всматривался в то, что произойдёт через сорок, шестьдесят, сто и более лет. С этим народом на этой дороге. Увидел разгром храмов, а потом и грохот танковых гусениц, и подвиг народа, и его будущее воскресение уже в христианском духе. Слово воскресение здесь подходит, пожалуй, больше, чем возрождение: любой крестный ход - в своём роде - пасхальный, и залог Пасхи Христовой никуда не спрячешь даже в немного критической в картине.
Спасибо автору Юрию Горбачёву, что он увидел в сидящем на коне жандарме - едва ли не главной фигуре в композиции - Георгия Победоносца. Или лучше сказать - "на месте" жандарма?.. - Не важно... никто не знает, кто сколько стоит...
Не похоже, показалось, что такого рода мужики, как эти почётные сельские граждане, несущие киот с иконой, будут крушить иконостасы, но что некоторые из их одурманеных "просвещением" внуков будут крушить и... расстреливать - это реальный факт. Хорошо Илья Ефимович написал лица этих крестьян, несущих на плечах святыню. Так и царь Николай Александрович с высшей знатью понесёт в 1903-м ковчег с косточками преподобного Серафима.

Больше всего понравилось стихотворение Ю.Горбачёва тем, что заставляет пристально и долго смотреть на полотно Репина и, под влиянием его стихотворения, думать, думать о том, где мы сейчас на сем долгом пути? в какой его точке?

Заключительный фрагмент стихотворения:

"В какие времена то было? Давно истлели их останки. ...Но вот дымит паникадило, а кажется - дымятся танки. Но восстают иконостасы. Соединяются руины. И Фрол,Никола, Клим да Стас, опять заветной веры иноки. То не урядник-на холсте, Георгий с пикой, как в начале... Под куполами, в высоте, они - архангелы с мечами. И Курская дуга в веках...Тот крестный ход, то битва наша. и Всадник с Мерою в руках громовые колеблет чаши".

Борис Силуанов   21.12.2024 16:56     Заявить о нарушении
Борис , ваш комментарий превзошёл комментируемое стихотворение. Теперь без него ему не жить...Одно целое. Можно, я возьму вас в соавторы. И при случае "бумажной публикации" буду настаивать на публикации и вашего комментария. Потрясающе. У вас дар литературоведа с духовным уклоном.Что-то новое.Для меня по крайней мере.

Юрий Николаевич Горбачев 2   21.12.2024 17:39   Заявить о нарушении
Не скажите, Юрий Николаевич. Стихи - это стихи. Разницу я отлично понимаю, и не думайте портить стихотворение. Анализ лит. произведения - моя специальность по диплому, и никак от этого не избавиться: тянет раскрывать каждое употреблённое слово, художественный приём, проводить параллели с другими авторами и т.д. Приходится сдерживать себя и оставлять малую рецку. А духовный уклон проявляется уж само собой, невольно, как новая природа зрения. Рад вашему одобрению...

Борис Силуанов   21.12.2024 18:56   Заявить о нарушении
Это ещё один сюрприз. При защите университетского диплома мне тоже пришлось много заниматься анализом стихов. Это довольно редкая специальность даже для филологов.

Юрий Николаевич Горбачев 2   22.12.2024 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.