20. Великая религия и Сын Божий

                В чём основная идея первой Великой религии?

«Основной идеей первой великой религии было усыновление человека в высшем мире и снисхождение Духа во плоть, то есть идея спасения человеческого рода воплощением Саошианта.

Эти учения в затемнённом виде мы встречаем у всех народов древности: Бог приходит научить людей лучшей жизни, искусствам, земледелию, наукам и правильному благополучию. На посланника небес восстаёт зло. Бог погибает насильственной смертью и потом воскресает. Воскресши, передаёт людям спасительные мистерии и драгоценный ритуал, научающий их как освободиться от смерти.

Древнее знание о Сыне с трудом воспринимаются теперешними людьми. Среди народов, открыто исповедующих религии Искупления, и , в частности среди христиан, мистерия Боговоплощения многим кажется невероятной, смущающей.

«Разве может Бог, Единый, Вездесущий, Чистый дух, воплощаться во времени, в пространстве, в ограниченном существе-человеке» - спрашивают и нас, и вас правоверные мусульмане. Они видят в нашем веровании безсмыслицу, противную здравому смыслу и оскорбительную, как они думают, для величия Божьего».

                И действительно, как может большое воплотиться через малое? Очень просто, как в семени скрыто большое дерево.

«Древние персы веровали, что время от времени Сын нисходит на землю под видом великих Учителей, а в конце мира явится новое воплощение Спасителя – Саошиант, который будет судить живых и мёртвых. Наши старинные легенды, которые ваши учёные находят в различных древних писаниях, слишком затемнены аллегориями: Семя, хранимое ангелами в священном озере, и Дева, которая войдя в воду, зачнёт от него Саошианта, изображают в иносказательной форме великие силы.

(Семя Зороастра плавает всегда на воде священного озера, охраняемого ангелами. Настанет час, когда Дева, купаясь в озере, зачнёт от него и родит последнего Спасителя. Он будет иметь 30 учеников – 15 молодых людей и 15 девушек. Мёртвые восстанут. Настанет Страшный Суд и Преображение мира». – Сора Дени «История   религий».)

- Я расскажу вам вкратце то, - продолжил старец, - что можно об этом сказать, но сомневаюсь, чтобы оно содержало в себе больше, чем только намёки. Фраваши – Нерождённый и в то же время Бог вызвал его из небытия, так что начало Небесного Человека  временно и невременно в нашем представлении. Фраваши – образ Божий, совершенное подобие Его, Бог в нём утверждает и созерцает себя, но в то же время Фраваши – творение. Эту последнюю тайну вполне понимают только «освобождённые» в тот  момент, когда они вновь воссоединяются с Богом. В Нём они теряют тогда свою форму, имя и волю, но, тем не менее, пребывают в Боге остаются личностями».

                Они становятся самим Богом?

«Для человека, достигшего соединения с Богом, по нашей логике, понятие отдельности как будто не должно существовать: раз он сделался всем, раз он пребывает в Боге – о какой отдельной личности он может думать? И всё же пребывание в Боге есть предельное выявление личности, говорят святые учителя, в этом тайна уже не нашего, но будущего века.

Здесь, на земле, сознание своей отдельности держит людей в удалении от истины. Бог хочет войти в сердце, хочет обитать  в нас, как в Храме Своём, хочет одеться, как в одеяние, в нас, - но падший человек полон до краёв собой, - в нём нет места для  принятия в себя Бога».

                Каким же образом можно принять в себя Бога? Верой в Него.

«Одни люди говорят: «Падение некогда было». Другие: «Падение происходит ежеминутно». Третьи: «Вне времени фраваши отъединяются и вне времени вновь соединяются с Творцом».

Все эти утверждения – слова, безпомощные усилия ума представить себе сверхумное таинство. Лучше всего сказать, что падение есть внутреннее состояние существ, «остановившихся в своём сердце». Спаситель приходит, чтобы разрушить эту мёртвую точку, смерть в человеческом сердце. Подобно тому, как солнце отражается в водопаде, повторяемое миллионами капель воды, явление Сына Божия должно проявиться и размножится во всём человечестве, - говоря вашим языком, образами, вам понятными.

Спасение состоит в том, что проявляющийся в «человеке-форме» Фраваши должен до конца выявить в себе свой Прототип – Сына Божия. Не многие из западных мыслителей могли по-настоящему понять слова: «Бог есть Дух, и поклоняющееся Ему должны поклоняться в духе и истине».

В теперешнем состоянии люди не видят всей глубины этого текста. Бог есть всё, человек – тоже всё, и в то же время он создан лишь по образу и подобию. Сын - Один, мы все будем с Ним, сделаемся сынами Божиими, и всё–таки Сын – Один, - это тайна будущего века. Пророки и основатели религий были сынами Божиими; их имена знает Бог, а сколько их было и будет ещё – Ему известно. Когда одного мудреца спросили: «Тот ли самый возвратиться Зороастр, когда  он явится в день общего Суда?» - мудрец ничего не ответил. Он взял чашу, наполненную водой и, вылив её содержимое на землю, сказал: «Ответь мне – если с неба в этот день пойдёт дождь, эта ли самая вода упадёт на землю или другая?». Служение сынов Божиих на земле основано на одном и том же принципе, легенды о сынах Божиих похожи одна на другую не потому, что «мифы совершают странствие», как думают ваши учёные. Мир ополчается на людей света, Ариман вступает с ними в борьбу и в своём ослеплении пытается смертью остановить Победителей смерти. Смерть – предел отдельности, высшая точка самостности, нет ничего более уединяющего, чем смерть, умирающий остаётся наедине с самим собой в тот миг, когда дыхание его прерывается.

Но в следующий момент, выйдя из тела, он видит чудесный, нематериальный свет. Подобным образом, умирая для этой жизни ради Бога, то есть, вступая на путь духовного подвига, человек сначала бывает очень одинок, а затем находит Небесного Друга.

Когда Сын принимает странника, бывают отворены все небеса и всякие твари ликуют, предчувствуя своё освобождение. Воплощение Сына – великое событие в мире: ангелы и демоны трепещут в эти минуты.

- А тот, кто может понять, - прибавил старец, - из моих слов поймёт, почему Сын – Один и почему Его воплощение, как свет во тьме, как Солнце на Востоке, раскрывается на земле во времени и в пространстве великой Славой Божией».

Источник информации книга Ю. Терапиано «Маздеизм» (стр. 43)
               


Рецензии