Пушкин. ААА как Татьяна Ларина

ААА - А;нна Андре;евна Ахма;това, ур.  Го;ренко (одесситка) , по первому мужу Го;ренко-Гумилёва, после развода взяла псевдоним -фамилию своей прабабки  - Ахма;това, по второму мужу Ахма;това-Шиле;йко ...

Я  был в убеждении, что Анна Горенко – Ахматова в поэзии  и русском поэтическом цеху – была сильной волевой натурой с «мужским умом». Но оказалось, что и она не избежала побывать Татьяной Лариной, Это случилось к 200 ее годам, в Париже. С одним отличием – к э тому времени Анна уже была замужем («была другому отдана»)  = она уступила настойчивому поэту Ник Гумилеву после 4-го его предложения вступить в брак

В 1964 г впервые были опубликованы воспоминания знаменитой русской поэтессы ААА - Анны Андреевны Ахматовой (*) о её парижском знакомстве с Амедео Модильяни.

Первая встреча начинающей поэтессы и безызвестного тогда итальянского художника еврея А.М. случилась в Париже в мае 1910 года, во время свадебного путешествия Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

Знакомство получило продолжение летом 1911 г, когда Ахматова провела несколько месяцев в Париже одна,  поссорившись с мужем и удрав от него … к Моди
И в этом ААА оказалась архетипичной Татьяной Лариной: Моди ее рисовал, использовал как модель своих работ в живописи и скульптуре, а вот письма его к поэтессе придумала она сама …

Типа цитируемого :
                " Вы во мне, как наваждение..."

(А. Модильяни - А. Ахматовой (хотя она еще не было оной – а Горенко-Гумилевой!)

Или:

                "Я беру вашу голову в свои руки и окутываю вас любовью"


Приключение, .., кончилось разочарованием. И обоюдным. Основание:  в парижских черновиках ААА за май—июль 1911 г. есть текст:

В углу старик, похожий на барана,
Внимательно читает “Фигаро”.
В моей руке просохшее перо,
Идти домой еще как будто рано.

Тебе велела я, чтоб ты ушел.
Мне сразу все твои глаза сказали…
Опилки густо устилают пол,
И пахнет спиртом в полукруглой зале.

И это юность — светлая пора
……………………………………………………..
Да лучше б я повесилась вчера
Или под поезд бросилась сегодня.
В последнем трехстишии:
И это юность — светлая пора
Да лучше б я повесилась вчера
Или под поезд бросилась сегодня.

ААА не только поведала как противно и отвратительно до отчаяния суицида быть Татьяной Лариной, но и показала как легко стать Анной … Карениной

Осенью, в том же 1911:

Всё приму я: боль и отчаянье,
Даже жалости острие.
Только пыльный свой плащ раскаянья
Не клади на лицо мое!

Плащ раскаяния… Это в ней заговорила в отчуждении и отчаянии ее частицы ордынской крови Ахматов. ее коранические мотивы:
И затаенное раскаянье (их душ) (Явит себя) при виде (горькой) муки. Все между ними справедливо разрешится, И им обид не нанесут. ... Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 1. О завернувшийся в свой плащ! 2. Простаивай в молитве ночь, И коль не всю, 3. То половину, иль немногим меньше, 4. Иль к этому прибавь, - Коран читай размеренным (и стройным) чтеньем.

(см. http://proza.ru/2023/04/17/1326  Коран. Перевод смыслов В.И. Пороховой. Литературная редакция Лукова П.Н.)

Но пока понять «плащ раскаянья» мне не удалось. Возможно, есть в Хадисах Пророка. Фра, буду штудировать две книги из моей бум. Биб-ки (Хадисв п Пророка. Перевод  смысловой и комментарии Иман Валерии Пороховой, 2003г)  под ред. Группы арабских ученых-исламоведов. Как еврей, да еще шибко пьющий, в Париже мог носить исламских плащ муслима!? 

Но в 1913 есть такое:

Перо задело о верх экипажа.
Я поглядела в глаза его.
Томилось сердце, не зная даже
Причины горя своего.
……………………………………………
Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой…
Он снова тронул мои колени
Почти не дрогнувшей рукой.


Или чуть позже:

Мы прощались, как во сне,
Я сказала: «Жду».
Он, смеясь, ответил мне:
«Встретимся в аду».
Если встану — упаду,
Дудочка поет: ду-ду!


В 1990 г. были опубликованы две строфы, не вошедшие в "Поэму без героя":

В синеватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне - своей Египтянке...
Что играет старик на шарманке?
А под ней весь парижский гул.
Словно гул подземного моря, -
Этот тоже довольно горя
И стыда и лиха хлебнул

Прим. ААА и АМ встретились, когда живописец был в «египетской фазе» своего творчества

****
Источники:
1. Тайные ню становятся явными: что связывало Анну Ахматову с Амедео Модильяни  https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/939/
2. Марченко Алла. «В черноватом Париж тумане…»  Дружба Народов, номер 10, 2006 3. Образ Анны Ахматовой в творчестве Модильяни. Наталья Лянда Ангел с печальным лицом  Дмитрий Садченко: литературный дневник 
http://proza.ru/diary/adver2/2011-04-17
4. А. Найман. Рассказы о Анне Ахматовой. Москва, 1989,
5. Роман Анны Ахматовой и Амедео Модильяни: "Вы во мне как наваждение..." https://dzen.ru/a/YlvWC5f3pXt72Z2B
6. Амедео Модильяни. «Анна Ахматова». 1911


Рецензии