Шамбатион-река
Да и само название книги величественно и также загадочно… Алтай стоит на первом месте, хотя экспедиция начиналась в предгорьях индийских Гималаев, шла по западной части высокогорной Азии и только на несколько недель посетила прекраснейшие Алтайские горы. А потом экспедиция вновь двинулась по восточным Гималайским нагорьям и перевалам. Два десятка страниц об Алтае из более пятисот страниц дневниковых записей. Но сколько в них сказанного-недосказанного? Читаем:
«Белуха, эта Сумеру Азии, стоит белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего»1.
«Шамбатион-река стремительно катит по порогам и камням. Кто не пострашится, перейдет ее. А на той стороне живут люди М. М — самая священная буква алфавита, она скрывает имя грядущего. Каббала помнит Шамбатион. Катит камни — Катунь настоящая. И не построен еще город на месте новом»1.
И завершающие строки, написанные во время пребывания в Уймонской долине Алтая: «Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород»3.
Легендарной мифической горе Сумеру (Меру, Уч-Сумеру) — обители богов, посвящены тома исследований.
Но вот о Шамбатион-реке, или Самбатион — что можно сказать? Что значит: «Каббала помнит Шамбатион»?
Или это просто образное сравнение Катуни с легендарной рекой Шамбатион, которую нельзя перейти из-за ее бурного течения? Или за этим некая реальность? Подсказка нам о чем-то еще недоступном для широкого оповещения?
Еще одно упоминание об этой реке находим в статье Н.К.Рериха «Майтрейя»:
«Вот от Каббалы, от великой Шамбатион:
Элдад Ха-Дани описывает реку Шамбатион, объединяющую детей Моисея, как твердыню духовного объединения. Мусульманские писатели Ибн-Факих и Казвини повествуют, как однажды Пророк просил Архангела Гавриила перенести его в страну “детей Моисея” (Бану Муза), в страну праведных. “Гелилот Эрез Израэль” соединяет Шамбатион со священною рекою Индии, имеющей целительные свойства»4.
Здесь Рерих упоминает о реке Шамбатион и сокровенном учении евреев Каббале, размышляя о единстве духовных путей человечества. Он приводит предания индуизма, буддизма, христианства, ислама и других великих Учений, каждое из которых говорит об объединении людей на мирных путях сотрудничества. Ведь все народы, все религии едины в поисках Истины. «…Говорит вам раввин-каббалист: “Вы ведь тоже Израиль, если ищете Свет”»5.
Так что же такое «Шамбатион-река»? Где она протекает? Что находится за ней — на том берегу? И какой берег считать этим, а какой тем? И на каком берегу мы находимся? Действительно ли, перейдя на другой берег, попадаем в иной мир, мир, где живут святые люди, где живет и легендарный израильский Царь Давид со своими верными воинами?
Легенды о Шамбатион-реке
Шамбатион-река. Какие ж легенды и сказания хранят тайну этой загадочной реки? Обращаясь к огромному массиву доступной нам благодаря интернету информации, мы будем опираться на работы, имеющие, на наш взгляд, достоверное изложение, базирующееся на первоисточниках.
Приведем описание Шамбатион-реки из «Энциклопедии иудаизма».
«САМБАТИОН. Название сказочной реки, протекающей на границе неведомой страны, в которой живут десять колен Израилевых, уведенных в плен Салманассаром, царем Ассирии. Упоминается в Талмуде и в раввинской литературе Средних веков, где рассказывается об удивительном свойстве этой реки: обильная водой и чрезвычайно быстрая, шесть дней в неделю она шумна и бурлива, вздымает вверх песок и камни со дна своего, а по субботам отдыхает и утихает» .
Название реки происходит от евр. «шаббат» (суббота) и означает «субботняя река».
Описание реки Шамбатион встречается y древнеримского писателя Плиния Старшего в его знаменитом сочинении «Естественная история». Согласно Плинию (Historia naturalis, XXXI), замечательное свойство этой реки в связи с субботним днем заключается в том, что река течет ровно шесть дней, a в седьмой она иссякает.
Древнееврейский историк Иосиф Флавий описывает реку по-другому: «Обильная водой быстрая река на шесть дней в неделю иссякает и представляет собой сухое русло; в каждый же седьмой день воды ее снова текут, точно не было никакого перерыва. Вследствие этого она и названа Субботней рекой, по имени священного седьмого дня, празднуемого евреями» .
Итак, по легенде, за рекой Шамбатион находится неведомая страна — место обитания десяти потерянных колен Израиля.
Всего было двенадцать колен по числу сыновей еврейского Патриарха Иакова, образовавшие, согласно Священному Писанию, еврейский народ. Предводитель еврейского народа Иисус Навин, преемник Моисея, завоевав Богом завещанные евреям земли Ханаана, разделил их между двенадцатью коленами.
Первым царем народа Израиля и основателем Израильского царства стал Саул. После него царь Давид укрепил могущество единого царства. Но после смерти царя Соломона (сына Давида) взбунтовались десять колен Израиля и создали отдельное государство. Верными дому Давида остались только два колена — Иуды и Вениамина. Так единое Израильское царство распалось на два — Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).
В 732–722 гг. до н.э. Израильское царство было разгромлено Ассирией, а население было уведено в плен и расселено на территории ассирийской державы. Опустевшие земли ассирийцы заселили другими покоренными народами. С того времени нет достоверных исторических сведений о судьбе уведенных в плен десяти колен Израиля. Но есть легенды и сказания.
В Еврейской Вики-энциклопедии повествуется: «В послеталмудической литературе растет число легенд о Самбатионе, как и об исчезнувших коленах. В Агаде говорится, что с приходом Мессии Самбатион можно будет перейти, и все евреи смогут вновь воссоединиться. По этой причине, начиная со средних веков, путешественники искали Самбатион, полагая, что он течет где-то в Азии или Южной Америке. В XII веке еврейский путешественник Птахия из Регенсбурга сообщал об источнике в Явне , который перестает течь по субботам. Наиболее пространное описание реки и ее местонахождения даны Нахманидом (комментарий к Втор. 32:26), который отождествляет Самбатион с библейской рекой Гозан …».
Но легенда о Шамбатион-реке связана не только с потерянными коленами Израиля, эта загадочная река также упоминается как твердыня духовного объединения «детей Моисея». Моисеевы дети (по-арабски Бану Муза) — легендарные потомки Моисея, живущие у берегов таинственной реки Самбатион. Считается, что потомками Моисея являются левиты, на которых Моисеем были возложены обязанности священнослужителей, они не получили своего надела, а были рассеяны среди колен Израилевых. Легендарный народ Бану Муза упоминается и в Коране, как «люди, которые истинно указывают путь и устанавливают справедливость» . По словам предания, Пророк Магомет посетил их страну ночью, хотя она находится далеко, отделенная от остального мира бурным потоком, утихающим лишь по субботам.
А вот что говорится в «Энциклопедии Иудаизма» о реке Самбатион и «Сынах Моисея» (Бней Моше). События эти относятся уже к вавилонскому пленению 586 года до н.э., когда вавилонский царь Навуходоносор II разрушил Первый Храм и уничтожил Иудейское государство.
«Потомки Моисея… согласно народному преданию, пребывают по ту сторону реки Самбатион. Агада повествует: Когда пришли евреи-изгнанники к рекам Вавилонским, приказал им царь Вавилона остановиться на привал. Часть из них принялась есть и пить, а другие — рыдать и причитать. Спросил их Невухаднецар: “Почему вы плачете?” И призвал он левитов и сказал им: “Приготовьтесь. Пока мы едим и пьем, стойте предо мной и играйте для меня на арфах, как играли вы в Храме вашем, пред Богом вашим”. Посмотрели левиты друг на друга и сказали: “Мало того, что сгубили мы Храм Господа грехами нашими, нам еще готовиться играть на арфах перед этим гномом?!” Посовещались они и повесили арфы на ивах, которые росли там. И так как сыны Моисея были из колена Леви, и Господь в книге “Исход” (XXXIV) обещал Моисею сотворить для них чудо, нетрудно найти связь между левитами из упомянутой агады и сынами Моисея. И сказано в Таргуме Ионатана: “Но от тебя произойдут праведники, и отделю их от всего народа твоего, когда пойдут в плен к рекам Вавилонским, и проведу их, и поселю за рекой Самбатион”. Путешественник Эльдад Ха-Дани тоже упоминает сынов Моисея. Он повествует о коленах Дана, Нафтали, Гада и Ашера, живущих на берегу реки Самбатион и поддерживающих связь при помощи голубиной почты с сынами Моисея, живущими на другом берегу реки» .
В этой энциклопедической статье упоминается Элдад Ха-Дани, о котором пишет Николай Константинович. Значит, Рерих был знаком с этой легендой и ее источниками настолько глубоко, что он по памяти приводит эти сведения, находясь перед водами бурлящей Катуни.
Элдад Ха-Дани, еврейский писатель и путешественник IX века, много путешествовал по Африке, Персии, Мидии, Хазарии, Аравии, где собирал сведения о десяти потерянных коленах. Но более всего его поражали рассказы о процветающем еврейском царстве, расположенном за рекой Самбатион, где проживают сыновья Моисея. В том царстве нет разногласий, а в судах вершатся справедливые законы. Элдад Ха-Дани оставил многочисленные записи о своих путешествиях, которые публиковались на многих языках. На русском языке эти повествования были опубликованы в книге П.Марголина «Три еврейских путешественника IX–XII столетий», изданной в Санкт-Петербурге в 1881 году.
Ниже приведем пересказ повествований Элдад Ха-Дани в статье писателя и переводчика с иврита Л.Б.Духина «Огненная вода Самбатиона», опубликованной в журнале «Заметки по еврейской истории».
Пленные евреи бесконечными колоннами были угнаны в Вавилон. Победители заставили своих пленников играть на музыкальных инструментах и петь гимны во славу Сиона. Изгнанники взмолились Богу: «Мы не можем петь священные песни и играть на драгоценных инструментах в нечистой стране, населенной язычниками…»
И вдруг плотное облако спустилось с небес и обволокло густым покровом пленных израильтян, их стада и походные шатры. Облако подняло их высоко-высоко над землей. С наступлением ночи оно опустило утомленных странников на землю неведомой страны. Всю ночь им досаждал сильный шум, напоминающий морскую бурю, и не давал заснуть. Когда рассвело, с первыми лучами солнца они увидели, что находятся на острове, окруженном со всех сторон могучей и бурной рекой.
Это была необычная река. Ее огненные воды яростно выбрасывали большие камни и огромные валуны, тучи пыли и пепла, создавая неимоверный шум. Страна, в которой они оказались, была с плодородной почвой, здесь росло множество целебных растений и плодовых деревьев. Эта земля называлась «Эрец шалва», что значит «страна благоденствия».
Несколько дней миновало, наступил канун субботы. Израильтяне, привыкшие к несмолкаемому шуму строптивой реки, были несказанно удивлены внезапно наступившей тишине, которая показалась им оглушительной. Могучая река успокоилась: камни не выбрасывались из ее огненного чрева, улеглись клубы едкой пыли.
И вновь огромное облако, похожее на то, что перенесло их на эту землю, опустилось на поверхность реки. Никто не сможет перейти ее под этим тяжелым, плотным покровом. Весь субботний день облако было над рекой. Когда вечером евреи запели песнь прощания с шабат а-малка (Невестой-Субботой), река проснулась. Снова поднялись огненные волны, в языках пламени во все стороны летели камни…
Реку эту называют Самбатион. Тот, кто не устрашится огненной реки и перейдет ее, попадет в страну благоденствия — «Эрец шалва». Говорят, что эта благословенная земля находится недалеко от царства Пресвитера Иоанна в жаркой Индии, возможно, не дальше десяти дней караванного пути. Но придется преодолеть высокие горы и глубокие ущелья. Шум реки слышен на расстоянии дня пути…
Вот так и Царство Пресвитера Иоанна вспоминается в связи с легендой о Шамбатион-реке!
В XII веке Пресвитер Иоанн, могущественный владыка легендарного христианского государства в Индии, написал письмо одному из правителей Запада, где описывал свое чудесное царство, а также упоминал Десять еврейских колен, живущих за Песчаной рекой.
Огненная река
Непреодолимая огненная река встречается во многих мировых культурах. Эта река всегда является разделяющей миры — мир живых и мир умерших; материальный, проявленный мир и мир божественный; мир земной и мир подземный. Здесь приведем лишь несколько широко распространенных легенд.
Платон в «Федоне» рассказывает об огненной реке Пирифлегетон, которая протекает в подземном царстве Аид. В ней пребывают души убийц до тех пор, пока не искупят свои грехи.
У Данте в «Божественной комедии» упоминается пламенная река Флегетон, в которой находятся души грешников. Эта река пересекает пустыню с огненным дождем и низвергается водопадом вглубь земли.
В Библии в видении пророка Даниила рассказывается о Господе, восседающем на престоле, а пред Ним протекает огненная река: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» .
В русских народных сказках огненная река отделяет наш мир от тридесятого царства, царства мира иного. Эту реку можно перейти только по Калинову мосту. Но мост охраняет Змей Горыныч, который извергает из пасти опаляющий огонь. Пройти по мосту можно только победив Змея. Огненный Змей, изрыгающий пожирающее пламя, кроме как Охранитель границы миров, является и символом низших человеческих страстей, желаний, грехов. Герой, побеждающий Змея, побеждает свое низшее «эго», и тогда он переходит из одного мира в мир иной. Там он выполняет свою миссию и вновь возвращается в наш мир.
В былине «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» так описывается огненная река:
Тая река свирепая,
Свирепая река, сама сердитая.
Из-за первой же струйки —
как огонь сечет.
Из-за другой же струйки —
Искра сыплется.
Из-за третьей же струйки —
Дым столбом валит,
Дым столбом валит,
Да сам — со пламенью.
Непременный атрибут огненной реки — калинов мост, как некий рубеж, встречается во многих сказаниях. В древнерусском языке словом «калина» обозначали нечто сильно нагретое, раскаленное, что не удивительно для моста через огненную реку. По некоторым верованиям, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдет до Царства Божия.
Сколько удивительного и чудесного в сказках! Герои свободно переходят в разные миры: из земного в подземный или подводный, или, наоборот, оказываются в царствах, подобных представлениям людей о Рае. Сказочное тридесятое царство — царство иного мира, отделено от нашего земного непроходимыми лесами, морем, огненными реками и другими препятствиями. Так и бурная река Шамбатион разделяет миры — наш, полный человеческих переживаний, испытаний, от Того мира, царства бессмертия и благодати, справедливости, любви и братства, легендарного царства Давида.
Иван Франко. Самбатион
Легенду о кипучем море Самбатион, о царе Давиде, который защищает евреев, когда им угрожает опасность, знал украинский поэт Иван Франко. В 1882–1889 гг. он написал цикл стихов «Еврейские мелодии», куда вошло стихотворение «Самбатион». В нем повествуется о том, как один безбожный царь был готов «в его государстве живущих, убить-перерезать жидов». И раввин предупредил царя: «Не трогай нас, царь, ведь доныне жив царь наш — могучий Давид… и племя свое защитит».
«Но царь потешался безбожный:
— Ну ты насмешил целый свет.
С тех пор, как истлел он в могиле,
прошла ровно тысяча лет.
А, впрочем, ловлю вас на слове:
зовите, пускай посетит
от этого дня через сорок
мой пир тот хваленый Давид.
Но, если ко мне не прибудет
Давид ваш в назначенный день,
то всех вас, жидов, в моем царстве
без жалости вырежу в пень».
И разбрелись евреи по земле искать царя Давида.
«Но трудно найти его, трудно,
не сразу отыщется он.
Есть страшно кипучее море,
зовется же Самбатион. ‹…›
А море ревет и клокочет,
и пена до неба летит.
А за морем в замке высоком
живет-поживает Давид.
Один только раз это море
за краем далекой земли,
Давида зовя на подмогу,
посланцы-жиды перешли».
И вот уже спешит на помощь царь Давид — «в черной закрытой карете, коней вороных в ней шесть пар, без слуг и без кучера едет жидов заповеданный царь». И когда, выходя из кареты, царь Давид ступил на землю только одной ногой, стала земля проседать, «как будто бы холст на воде». Все ниже и глубже опускались двор, город, страна.
«Цари испугались и просят
Давида: — Вернись, не вставай
другою ногою на землю —
погибнем и мы, и весь край».
И усмехнулся Давид, и сказал: «Я принял, о царь, приглашенье твое. Не хочешь, уеду, но только не трогай ты племя мое».
«Несчастно село то и город,
где плачет униженный жид —
и горе земле той, коль встанет
двумя в ней ногами Давид».
Вот так поэтически представил Иван Франко рассказ о легендарном царе Давиде, защитнике угнетенных, показал его могучую силу и описал его царство справедливости за кипучим морем Самбатион.
Царь Давид
Царь Давид занимает особое место в библейской истории. Он признан идеальным царем, ибо Давид ходил пред Господом, так засвидетельствовал о нем его сын Соломон: «Он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою» .
Ходить пред Господом — это и величайшая ответственность царя, и мужество предаться полностью Высшей воле и беспрекословно исполнять ее, решительно отсекая свои желания и пристрастия. В этом принципе воплотился завет с Авраамом, которого избрал Господь «для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» .
В Библии есть много примеров, когда Божьи люди ходили пред Господом. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» .
«И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его… ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» .
Ходить пред Богом — означает ходить Его путями, исполнять Его заповеди, жить по Его воле, помнить, что каждое мгновение мы перед Его лицом. И так поступая, человек будет иметь Высшее благословение и защиту, ибо когда Давид ходил пред Богом, «хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил» .
Давид — второй царь народа Израиля после Саула. Царствовал за тысячу лет до н.э. в течение сорока лет. Еще будучи юношей, он одержал победу в единоборстве с филистимским богатырем Голиафом. Став царем, Давид объединил все колена Израиля в единое царство и сделал город Иерусалим столицей. Благодаря успешным военным действиям, власть Давида распространилась далеко за границы территории колен Израиля, вплоть до реки Евфрат. Царь Давид создал могущественное государство. Осуществил реформы административного устройства страны, создал регулярное войско, провел перепись населения. Перенес в Иерусалим Ковчег Завета и построил жертвенник, сделав столицу религиозным центром страны. Сделал приготовления к постройке Храма и установил порядок храмовой службы. Написал Псалтырь, воспевая в псалмах Господа.
Библия подробно повествует о царе Давиде. Нежный и жестокий, пастух и воин, псалмопевец и правитель, подверженный страстям грешник и глубоко религиозный праведник, раскаивающийся в грехах. Давид был мудрым судьей и законоучителем, погруженным в изучение Торы и предающимся молитвам. Именно благодаря такому хождению Давида пред Господом, Бог обещал, что род Давида будет править народом Израиля вечно, а Иерусалим — будет во веки веков святым городом, обителью самого Бога. Согласно библейским пророчествам, именно из рода Давида должен произойти Мессия (Машиах).
Почему Царство за рекой Шамбатион тесно связано с царем Давидом, который правил Израилем в Х веке до Рождества Христова?
Не только в еврейской, но и в мировой истории царь Давид считается идеальным царем, несмотря на многие сложности в его правлении и его личной судьбе. Он был и остается светом Израилю. «Согласно Талмуду, когда царь Соломон после смерти отца спросил Бога, как же теперь будет существовать мир без света, который в него приносил Давид, с Небес раздался голос: “Давид, мелех Исраэль, хай вэ-каям!” — “Давид, царь Израиля, жив и сущ!”» . В ветхозаветной книге пророка Исаии читаем: «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» . Только ли говорится здесь о земном владычестве? Конечно же, это объединение земного и небесного Царств, о котором указано во всех священных преданиях.
Царь Давид «сущ» в небесном теле, т.е. тонком, как «сущи», т.е. живы и существуют и все праведные души. Так живут в надземном мире Бодхисаттвы буддизма, давшие обет не уходить в иные миры, пока человечество не освободится от страданий и не перейдет на более совершенный уровень существования. Как идеальный царь, при котором процветал земной Израиль, Давид царствует и за рекой Шамбатион. Все народы Земли не только верят, но и знают от своих предстателей перед Богом, что существует Страна Праведных, царство справедливости, основанное на воплощенных в жизнь высших духовных и нравственных принципах.
Мессия из Страны Праведных
Сказание о Шамбатион-реке также связано с ожиданием прихода Мессии.
Н.К.Рерих упоминает, что в мусульманских преданиях Пророк обращается к Архангелу Гавриилу с просьбой перенести его в Страну Праведных. И это происходит. Значит, Страна такая есть!
О приходе Спасителя говорят все религии мира. Евреи ждут прихода Машиаха (Мессию), который освободит их и объединит для счастливой жизни в Новом Мире. Христиане ожидают пришествия Христа-Спасителя. Мусульмане верят, что Мунтазар («Жданный») или Имам Махди, который живым был поднят на небеса в Х веке, скоро вернется и будет устанавливать на земле царство Божье. Буддийские источники говорят о скором пришествии Майтрейи. В индуизме ждут Калки Аватара на Белом Коне.
Елена Ивановна Рерих писала: «…Сокровенно звучит в сердцах Востока имя Майтрейи, или Калки Аватара, или Мунтазара. Ведь все религии вращаются около единого понятия Аватара и грядущего Мессии, эта вера или, вернее, чувствознание есть тот огонь, которым держится и питается духовная жизнь нашей планеты» .
В иудаизме слово «машиах» означает «помазанник», «духовный лидер», «царь». Иудеи верят, что идеальный царь Давид будет послан Богом, чтобы осуществить спасение народа Израиля. В Библии говорится, что волей своею Адонай (Господь) соберет их из среды других народов и приведет в обетованную землю. «А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их» .
Е.И.Рерих записывает для американских сотрудников еще одну легенду, услышанную в Индии:
«…Рассказываю вам легенду, которую мы слышали… от авторитетного человека, местного жителя.
Во всех буддийских книгах, во всех древних индуистских легендах упомянута легендарная гора Меру и сказочная страна Шамбала — эта легенда подтверждает существование этой сказочной страны и ее владыки благородного происхождения, чье имя означает Владыка Истины. В царстве этого владыки есть высокая башня, и на ее верхушке огромный бриллиант, который освещает своими лучами все пространство. Согласно этой легенде, в будущем должен прийти могущественный владыка из народа, не буддист, и его помощники будут духами высочайших инкарнаций, во время его правления явится Сам Владыка Мира» (18.01.1924, Дарджилинг).
Обобщая вышеприведенные сведения, можно сказать, что за рекой Шамбатион находится Страна Праведных. Там живут по Божьим Законам. Из этой Страны придет Мессия, которого ждут все народы земли.
Легенды о пропавших десяти коленах еврейского народа, о Стране Праведных, где живут сыны Моисея, о царстве Давида за рекой Шамбатион хранят великое знание о развитии человечества, о его эволюции. Не «колена» своего народа предстоит искать тебе, Израиль, а то духовное знание, которое сокрыто в легенде, в символах и иносказательных выражениях. И станет оно доступно тем, кто очистил сердце в предстоянии перед Всевышним, Имя Которого непроизносимо. Саваоф, Адонай, Сущий и другие высокие Имена религий разных народов — суть Имена Одного Единого. Возле твоего ковчега, Израиль, являлись Огненные Ангелы, так же как они являлись великим христианским Подвижникам, как они являлись Посланнику Аллаха, так же как они являлись Бодхисатвами перед буддистами и Богами перед героями Махабхараты. По всей Земле сохранены свидетельства союза Высшего мира и человечества. Там, где святость и чистота, как белоснежные ледники горных вершин, где устремленность и непоколебимая вера, подобная вознесенным в небеса высочайшим пикам Земли, там, в сердце подвижников, соединялись Миры. И тогда река суетной жизни, река Шамбатион отступала, и исчезала непреодолимая преграда между божественным и земным в человеке. В его сердце поселялась Любовь, в которой уже нет неправды, ненависти, зла и страха. В этом чудесном мире жили и ныне живут великие духовные Наставники человечества. К этому миру зовут все Учения, данные человечеству для восхождения. К этому пламенному миру, над которым реет Знамя Владык, Знамя Мира, зовет Учение Живой Этики. Под этим Знаменем — единение человечества.
О соединении земного и Небесного
В некоторых еврейских источниках описано такое происшествие. «Раввин Барух Гад из Иерусалима… рассказывал, что во время скитаний по Персии и Вавилонии настигли его грабители и обобрали, после чего он плелся десять дней по пустыне, пока не свалился без сил. Вдруг предстал перед ним исполин… и перенес его к сынам Моисея, на берег реки Самбатион. Барух рассказал сыновьям Моисея о Земле Израильской, а те передали ему письмо с утешениями и добрыми известиями о скором избавлении и знаках, свидетельствующих о близком приходе Машиаха (Мессии)» .
О чем говорит эта история? Долгий путь по пустыне в молитвах о спасении, обессиливание и… явление исполина и беседа с ним. Но неясно ни нам, ни, очевидно, самому Баруху Гаду — в каком состоянии сознания он беседовал с посланником из страны Давида? Это напоминает сон Иакова, которому была показана иерархическая Лестница в Небеса, по которой восходили и нисходили ангелы и праведники. Это напоминает и взятие на Небеса Еноха, и видения в «Откровении» Иоанна Богослова. Много свидетельств в духовной литературе о явлениях в тонких телах, о соединении Небес с землей.
Одно из самых замечательных свидетельств о соединении земного и Небесного — описание в Евангелии Рождества Христова, когда от радости рождения Спасителя, охватившей все пространство, открылись небеса и пастухи увидели ангелов и слышали славословие воинства небесного. «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» .
Еще одним глубоко символичным событием стало ночное путешествие Пророка Мухаммеда вместе с Архангелом Гавриилом из Медины в Иерусалим на Храмовую гору (гору Мориа) и вознесение его на Небо для встречи с Всевышним. В Коране, священной книге ислама, об этом сказано так: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» . Уже после смерти Пророка праведный халиф Умар построил мечеть аль-Акса (Отдаленная мечеть) на том месте, откуда Мухаммед вознесся на Небо к Аллаху. Эта мечеть является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам (Заповедная мечеть) в Мекке и мечети Пророка в Медине. Сам город Иерусалим мусульмане называют Байт аль-Макдис, что означает «Святая земля». В Иерусалиме находится могила царя Давида. Этот город является священным городом для трех мировых религий — иудаизма, христианства и ислама.
Сказания о небесных городах и странах
Обращение к образу Шамбатион-реки как некой непреодолимой преграде, отделяющей два мира — наш дольный мир, полный юдоли и страданий, от Небесного — мира благочестия и святости, указывает на единую мировую духовную историю. Ведь о небесных городах и странах знают многие народы земли. Это небесный Олимп греков, место пребывания богов; гора Сумеру, вершина которой скрывается в Небесном Царстве; священная гора Фудзияма, которую японцы считают горой даосских бессмертных; это и Небесный Иерусалим иудеев и христиан; Царство Индры индусов; Небеса китайского народа.
Много есть преданий о невидимых городах. Самое распространенное — предание о небесном Иерусалиме, ярко запечатленное в «Откровении» Иоанна Богослова. Особое место занимают легенды о Граде Китеже, о Беловодье, сказы о Звенигороде — граде знания и высокой культуры, сужденном человечеству.
Если выделить основную мысль этих преданий, то все они прямо или косвенно повествуют о существовании легендарной Священной Страны. На Востоке, в Гималаях она известна как Священная Шамбала, «место, где духовный мир сочетается с материальным» .
Мы собрали лишь некоторые предания, связанные с Шамбатион-рекой. Что несут в себе эти легенды и сказания разных народов? Сказка — посчитает скептический ум. Нет! За каждым народным сказанием, легендой — реальность. Она передается в символическом виде. В Учении Живой Этики сказано: «В легенде выражается воля народа, и мы не можем назвать ни одной лживой легенды» . Также указано на важность легенд для эволюции мира: «Закон наполнения пространства подобен цементу. Явление легенд, пророчеств, всяких знамений имеет значение не для отдельных лиц, но для цементирования пространства» .
Канон «Господом твоим»
Предания о волшебной реке Шамбатион, о небесных городах и странах, о загадочной стране, где царствует праведный царь Давид являются частью мировой легенды о Братстве, о Справедливой Жизни, о существовании Братьев Человечества. И в какие бы исторические одеяния не была оформлена эта легенда, мы приходим к единому учению о бессмертии человеческого духа, об огненном зерне в сердце человека, о существовании миров Земного и Небесного. Небесные Миры простираются до Мира Огненного, Божественного. Знания об этом изложены во всех мировых религиях, в теософии, в Учении Храма, в Учении Живой Этики. И сегодня выбор за каждым из нас — развитие нашего сознания во благо всего Мира, во благо всей жизни именно тем путем, который ближе душе каждого человека.
В «Бхагавадгите» Кришна говорит: «Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все пути принадлежат Мне».
И потому Учение Живой Этики утверждает новый духовный принцип — «Господом твоим», по которому предстоит идти человечеству.
«Канон выше — “Господом твоим” — основание Нового Мира. Прежде читали: “И возрадовался дух мой о Боге, Спасе моем”, теперь же скажете: “И возрадовался дух мой о Боге, Спасе твоем”.
Торжественно говорю — в этом спасение. “Господь твой живи!” Так скажете каждому и, обменявшись Господом, пойдете к Единому.
Там, где можно увязнуть, там можно мягко ступать, если без отрицания. Там, где можно задохнуться, там можно пройти, поминая — “Господа твоего”. Там, где почитание материи, там лишь ею можете пройти, но возвеличив земную материю до Космоса. Главное, не надо только привязанности к земле.
Почему легенда о хождении Христа в ад? Учитель обратился в низших слоях астрального мира и сказал: “Почему мыслями о земле вечно себя к земле привязывать?” И многие возмутились и воспрянули выше.
Так найдите Господа каждого и возвеличьте Его. Можно понять разумом, но важно в улыбке духа. Когда самое трудное становится легким, как полет птиц, сами камни соединяются в свод — и каждому явится Христос Каменщик» .
Шествовать тропой духовной жизни
Приведем объяснение из «Добротолюбия» о сути духовного познания, о пути внутреннем, духовном: «Путешественники пишут путевые заметки о всем, что встречают достойным внимания на пути своем. Писали свои заметки и избранники Божии, в разных направлениях проследившие все тропы духовной жизни, о всем, что встречали и испытывали в сем многотрудном шествовании своем. Но участь и назначение тех и других заметок неодинакова. Не имеющие способов путешествовать могут, и не двигаясь с места, составить себе довольно приблизительные понятия и представления о чужих странах, посредством чтения путевых заметок других путешественников, потому что формы жизни всех тварей больше или меньше походят одни на другие, в каких бы странах они ни проявлялись. Не то бывает в отношении к опытам духовной жизни. Понимать их могут только шествующие путем сей жизни. Для не вступавших на него это совершенно неведомая наука, но и вступившие на него не все вдруг понимать могут. Их понятия и представления уясняются по мере шествия и углубления в страну духа. По мере умножения собственных опытов духовной жизни, становятся ясными и понятными указания опытов, замеченных святыми отцами в писаниях» .
Путешествовать в духе — разве это не прекрасно? Разве не к такому расширению возможностей стремился человек от самых древних времен?
Знаем предание о полетах царя Соломона на ковре-самолете; слышали о быстрых перемещениях йогов на расстояния в несколько дней пути, о христианских подвижниках, которых одновременно видели в нескольких местах, что указывает на еще одно свойство духовной природы — делимость духа. Во время гималайской экспедиции Н.К.Рерих записывает в дневнике: «Лама изумился желанию чужеземцев непременно подняться на вершину Эвереста. “Зачем принимать столько трудов в земном теле. Не проще ли побывать там в духе?” Ламы легко выделяют астральное тело, которому, конечно, любая высота не является препятствием» .
Сохранилось сказание о великом наставнике Индии Шанкаре. Ади Шанкара был в пути и оказался перед бурной рекой Нармада. После дождей она разлилась, бурлила, несла камни, смывала деревни, ломала деревья. Но Шанкаре очень важно было перейти ее, чтобы продолжить путь. Тогда он молитвой успокоил ее и перешел на другой берег. Легенда говорит о власти чистой души над стихиями. Мудрецы говорят, что Нармада — это река жизни, бурная, неудержимая, смывающая все материальные достижения. Шанкара перешел через реку жизни, перейдя которую достигают освобождения. Трудность духовного пути к освобождению и спасению души засвидетельствована духовными опытами подвижников. Быть может поэтому в еврейских писаниях сохранилась легенда о непреодолимой реке жизни — Шамбатион-реке.
Много необычного, много символичного. Так и легенда о неведомом Царстве за Шамбатион-рекой имеет, прежде всего, духовный смысл.
О значении символов в Священных книгах и последних часах уходящей эпохи Кали-Юги пишет Елена Ивановна Рерих: «По всем писаниям сейчас наступают сроки окончательного уничтожения армии Гог (то есть армии антихриста, или безбожных) на горах Израиля. Причем Израиль не означает непременно “еврей”, но буквальный перевод этого слова — “избранный”. Потому и горы Израиля могут быть иными горами. Так же как Новый Иерусалим не означает непременно Иерусалим в Палестине. Сокровенный язык всегда пользовался символами» . Библия, являясь преданием еврейского народа, все же в основе своей является собирательной книгой, запечатлевшей мировые легенды. По этому поводу Е.П.Блаватская пишет: «…Еврейская библейская история была компиляцией исторических фактов из истории других народов, но лишь в еврейском одеянии — исключая Книги Бытия, которая есть чистый и простой Эзотеризм» .
Символически Шамбатион-река делит человеческую природу на два мира: высший, в котором разум и дух слиты воедино, и низший, материальную проявленную природу, которая также обладает разумом и духовными качествами, но препятствует постижению высшего начала. Борение за обретение высшего знания символизирует эта бурная река, которая бурлит, бросает камни судьбы, обжигает неудачами и несчастьями, наполняет дымом страданий, и только в некоем чистом и возвышенном состоянии сердца, при молитве, успокаивается, и дает возможность узреть или почувствовать присутствие в нас высшего «Я».
Приближение Тонкого Мира к земному
Северной Шамбалой называли Рерихи Алтай и его высочайшую вершину Белуху. И река Катунь, по выражению Рериха, есть Шамбатион-река, исток которой на самой вершине, на высоте более 4000 метров. Тот, кто восходил на Белуху, может подтвердить, что там находишься словно в ином мире, отделенном от дольнего мира границей ледников. При солнечном дне оказываешься в сияющем белом царстве. Два ледника — Катуньский и Геблера, дают начало этой мощной Алтайской реке. Поистине Катунь, эта Шамбатион-река, начинается в Тонком мире. Она словно является пограничной для двух миров — мира Духовного и материального. Река окаймляет Катуньский хребет с трех сторон, замыкая его в свое полукольцо, и несет свои бурные воды через Уймонскую долину на Сибирскую равнину и впадает в Мировой океан.
Говорят, в горах Тонкий Мир приближается к земному, и чуткая чистая душа может его почувствовать, услышать, увидеть, одним словом — ощутить. И это будет реальное, а не субъективное или, того хуже, как могут определить лже-психологи, «больное» воображение.
Когда мы были в долине Кулу, где жили Рерихи долгие годы, то узнали, что до сего дня индусы не просто верят, но знают, что на высотах от 3000 метров живут Боги и ходить там нужно осторожно, с благоговением.
Зная о существовании Тонкого Мира, нередко задаемся вопросом: почему же не вижу явления Тонкого Мира? Но, представьте: вы выходите на солнечный свет из дома белоснежной алтайской зимою, или просто выходите из темного помещения на улицу в яркий солнечный день. Долго щуритесь и даже прикрываете глаза рукой, чтобы они привыкли к ярчайшему мощному сиянию. Как же тогда обычным зрением можно узреть То, что мощнее, тоньше и ярче солнечного света во много раз? Другими очами необходимо обладать, чтобы увидеть Высший Мир, иметь другой слух, чтобы услышать звуки и голоса Высшего Мира. И опять можно сказать: чтобы узреть, нужно перейти Шамбатион-реку.
В Живой Этике сказано: «Приближение Тонкого Мира к земному есть одна из великих огненных задач. Незаметно многое делается для этого. Но кроме этого необходимо еще укрепить сознание в умах народа. Нужно утвердить действительность этого и вывести ее из состояния сказки» .
«Несбыточным может казаться новый Тонкий Мир тем, кто не обращал внимания на так называемые феномены, удостоверенные фотографиями, Х-лучами и подписями свидетелей. Припомним: кто-то отзывается на космические явления; кто-то слышал дальние голоса; кто-то участвовал в Тонком Мире, видя его; кто-то светился; кто-то поднимался на воздух; кто-то ходил по воде; кто-то ходил по огню; кто-то поглощал яды без вреда; кто-то не нуждался во сне; кто-то не нуждался в пище; кто-то мог видеть через твердые тела; кто-то писал двумя руками; кто-то мог привлекать животных; кто-то мог понимать язык без знания его; кто-то мог понимать мысли; кто-то мог читать закрытыми глазами закрытую книгу; кто-то не чувствовал боль; кто-то среди снега развивал жар сердца; кто-то мог не чувствовать утомления; кто-то мог помогать лечением; кто-то мог явить знание будущего. Так можно перечислить все явленные феномены и множество поучительных примеров из жизни. Но на мгновение соберите все эти качества в одно тело — и получите новое человеческое преображение, указанное во многих Учениях. Главное в этом преображении, что все отдельные части его уже явлены, даже среди несовершенного существования. Значит, при определенном устремлении можно сильно подвинуть человечество к преображению всей жизни, потому будем помнить о великом огне и о здании огненном — сердце. Ведь не сказка, но дом Духа!»
Е.И.Рерих писала: «Новые достижения в науке, новые исследования и нахождения законов психической энергии потребуют нового проникновения и понимания мира субъективного, или мира духовного. Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. Связь мира плотного — физического с Тонким — миром энергий станет очевидной, и Высшая Мудрость утвердится Силою, ведущей и связующей все бытие» .
В Учении говорится: «Опять приступят с вопросом — отчего так мало сказано во всех заветах о Тонком Мире? Поверьте, сказано везде много, но люди не желают замечать этого. На древних иконах можно видеть сферы зеленые, иначе земные, и сферы красные — огненные, иначе Мира Тонкого. На одном изображении можно видеть целые сцены в зеленых тонах и рядом красный мир Ангелов. Что же может быть нагляднее? Все пророчества наполнены вестями о Тонком Мире. Даже в Коране Мир Тонкий не забыт. Невозможно назвать ни одно Учение, где бы не было отведено места жизни Тонкого Мира. По ужасу перед всем невидимым, люди затыкают уши и закрывают глаза, предпочитая оставаться в невежестве. Но можно ли мыслить о сердце, о психической энергии, не памятуя о Мире Тонком, громадном и столь неразрывном с миром плотным?!» .
И еще сказано: «…Постепенно можно приблизиться к сознанию огненному, стирая преграды миров. Можно представить такое состояние, когда смерть будет попрана и переход бытия станет обычным достижением. Невозможно явить понимание, как произошло такое разделение миров, которое не нужно для эволюции… ‹…› Нужно… напомнить, что даже во всех обнародованных Заветах предуказана Эра Огня» .
Можно приводить сотни свидетельств и высказываний о Тонком Мире, но как все они углубят и расширят наше сознание? Как повлияет на текущую жизнь? Это зависит только от нас самих, от тех целей, которые мы ставим перед собой, чем наполняем жизнь. Жизнь многопланова, многомерна, сложна и проста, трудна и радостна — разнообразна. И бывает, что только одно чудесное событие, произошедшее в жизни человека, соединяет все истории и легенды, мифы и сказки в единое знание о реальности Тонкого и следующего за ним Огненного Мира. А будет ли такое событие в жизни, зависит от наших стремлений и побуждений.
Небесные реки
Современные исследования о Шамбатион-реке описывает израильский журналист и писатель Александр Майстровой в статье «За рекой Самбатион» . Он указывает, что антрополог из Еврейского университета в Иерусалиме Шальва Вейль, исследуя легенды о потерянных коленах Израиля, пришла к выводу, что река Самбатион, упоминаемая в Иерусалимском Талмуде, могла протекать на юго-востоке Афганистана, севере Пакистана и Кашмире. Вейль полагает, что там и осели часть угнанных ассирийцами колен израилевых. Эти же данные подтверждает и профессор Фида Хассанан из Института археологии Кашмира. Он пишет, что во время своих поездок по штату столкнулся с тем, что крестьяне некоторых местных деревень, будучи мусульманами, верят, что произошли от угнанных в рабство евреев, и называют себя «сыны Израиля».
В путевом дневнике Рериха о Шамбатион-реке записано: «“Гелилот Эрез Израэль” относит реку Шамбатион к священной реке Индии». Какой? Ганге? Брамапутре? Это уже Гималаи.
Все дальше и дальше от обетованной земли относят реку Шамбатион, все выше и выше в горы, подальше от суеты земной. Так Шамбатион в религиозных представлениях человечества приближается к понятию небесных рек, таких как Ганга. В индуистской мифологии священная река Ганга течет с небес и по волосам Шивы стекает на вершины Гималаев и далее несет свои очищающие воды к Индийскому океану.
Катунь также является священной рекой. Она стекает с самой высокой вершины Алтая, Белухи. По преданиям алтайцев — это гора божественная, на ней обитают боги, оберегающие Алтай.
Здесь хотелось бы привести рассказ моего близкого знакомого, который восходил на Белуху. Их группа поднялась на Белухинское седло — ледниковое поле между двумя вершинами. Именно с этого ледника начинается Катунь. Три ночи они провели в палатках на этом месте. В третью ночь, рассказывал знакомый, его что-то разбудило. Ветер легко трепал палатку, но казалось, что кто-то ходит по ледяному насту. Слышался характерный хруст ледяной крошки. Он вышел. Кругом никого. Вершины божественно сияли при полной Луне. На сотни километров в лунном свете был виден окружающий мир. И вдруг на склоне Западной вершины под нависшими ледниками ярчайшая, как солнце, вспышка серебряного света! Такая яркая, такая мощная, что на миг стало светло, как днем. Он долго смотрел в то место. Но более ничего не происходило. Что это было? Может, священная Сумеру подала знак?..
Катунь, начинаясь на высотах Белухи, на высшей точке Северной Шамбалы, в месте соединения духовного и материального миров, через тысячи километров впадает в мировой океан и разносит по нему свои воды. Так и другие священные реки — Ганга, Брамапутра, Евфрат, Нил несут свои воды от высоких вершин, от напитанных космическими энергиями ледников, в дольний мир для утверждения и победы Жизни. Битва за Жизнь произойдет на Шамбатион-реке и никакие запреты «субботнего дня» уже не будут действовать. И ареной этого противостояния будет весь мир, каждая живая душа.
Катунь, названная Рерихом Шамбатион-рекой, будет местом битвы за высшие божественные принципы в человеке, за утверждение их в жизни! «Объединение народов придет в битве» — сказано в Учении Живой Этики.
Битва
«А на реке Катуни, говорят, должна быть последняя в мире война. А после — труд мирный» , — так записал Николай Константинович Рерих в путевом дневнике 24 апреля 1926 года еще на подступах к Алтаю, еще не видя его горных красот, могучих кедров, быстрых рек и невиданных по красоте цветов.
Буквально ли надо понимать это пророчество? Иносказательно ли?
В «Криптограммах Востока» приведена легенда о Белой Горе.
«Гора Белая, Гора, познавшая, откуда вода белая пошла.
Пошлет Гора камни Катуни. Сносят камни берега белые, разделяют камни брата от брата. Закраснела кровью Катунь, идет война.
Белая Гора, ты ли послала красные камни? Где твое Беловодье?
Возьму посох кедра, окручусь белою одеждою, подымусь на Белую Гору, у нее спрошу — откуда пошла белая вода?
От Горы, от самой вершины показались сорок сороков вершин. За ними светится Гора Белая!
Камень ли горит? Тайна обозначилась.
Пойдем, братие, на тот Свет сияющий!
Невиданное увидено. Неслыханное услышано.
На Белой Горе стоит град. Звон слышен. Петух в срок закричал.
Удалимся в город и послушаем Книгу Великую» .
Битва, как и во все века, происходит между людьми за идеи. Какие идеи? За идеи справедливой и братской жизни, за единство и равенство людей, за утверждение в жизни высших нравственных принципов. Значит, за Истину. Идет битва и она происходит с каждым днем все яростнее, битва за такую жизнь, которая согласуется с Космосом, с Природой, с Божественными законами. Значит, это битва между Высшим и низшим, Добром и злом, Любовью и ненавистью. Это битва двух миров — Высшего Мира, откуда явится Спаситель со всем воинством небесным — против исчадия земного Зла.
«Чтоб сердцем возлетать во области заочны»
Перед моим взором встают белоснежные вершины Алтая, Гималаев, Кавказа. Лучи солнца отражаются на ледниках и раскрашивают их то в золотистый, то в розовый, то в платиновый цвет, играют на них сотнями оттенков, доступных человеческому глазу. И сердце в молитве устремляется ввысь. Вспоминаются пушкинские строки:
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Что это за «области заочны»? Это области, которые не за облаками, а невидимые очам. Поэт говорит об Огненных сферах, Сферах высшего сияния, где пребывает Господь. Именно к этим мирам стремились подвижники в пылу сердечных молитв.
Однажды мы с товарищем поднимались на один из перевалов Теректинского хребта. Уже были на высоте более полутора тысяч метров. Присели отдохнуть. Солнечно. Горная прохлада освежала. Взор остановился на ближнем хребте. На склоне росли можжевельники, несколько кедров. Богатый узор цветов умиротворял. И вот над хребтом в синем небе показалось движение прозрачных белых существ или сгустков материи. Они имели овальные и круглые формы. «Ангелы?» — подумалось. Состояние души было возвышенным. Несколько раз отводил глаза, опускал в землю, встряхивал головой, вновь поднимал глаза и вновь над хребтом видел это чудесное и гармоничное движение небесных существ.
Могло ли это быть некими «испарениями», «влажностью», клубящейся над хребтом? Или еще каким-либо природным явлением? Могло быть все… и самое невероятное, что могло быть, тоже могло быть. Но как сказано в Евангелии: «По вере вашей да будет вам» . С этим явлением над хребтом в тихую солнечную погоду в сердце расцвела радость, усталость как рукой сняло, умиротворение как в храме, и молитва благодарности сама звучала в душе.
На Теректинском хребте есть гора Селезнек. Когда поднимаешься по ее склону, то взору открывается могучий Катуньский хребет, видна Белуха и видны воды Катуни. Утром Катунь бывает в белых густых молочных туманах, причем они нависают над ней во всякую пору круглый год. Туманы скрывают все непроглядной пеленой. Не так ли в субботний день река Шамбатион покрывается плотным туманом? А бывает летом перед закатом, когда лучи светила отражаются в Катуни, река начинает играть золотисто-огненными сполохами, словно река в огне.
Такую же игру золотистых огней довелось наблюдать и на Биасе, одной из священных рек Индии, берущей начало у горы Гепанг, белоснежной двуглавой вершины в виде буквы «М». Биас протекает по долине Кулу. Когда солнце освещает долину, то его лучи словно зажигают воды Биаса, отражаясь в них. Из имения Рерихов в Наггаре хорошо видна эта божественной красоты игра, поистине Божественная Лила.
Сама Природа своей неземной красотой — и по-другому тут не скажешь, — создает прекрасные легенды, которые в человеческом сознании претворяются в предания, а за ними — Сокровенное Знание о жизни, о Вселенной и о нас, людях, ее детях.
На горе Филаретке
Вспомнился рассказ одной моей знакомой. От Усть-Коксы в сторону Тюнгура проходит дорога по Уймонской долине. Справа — Катуньский хребет, слева — Теректинский. Справа вдоль всей дороги катит воды Катунь, то приближаясь к дороге, то уходя за небольшие хребты и горы. Напротив поворота на Мульту хорошо видна Филаретка, гора, названная по имени отшельника, жившего в конце XIX – начале ХХ века. Сказывают, что он многим помогал по здоровью. На горе и ее полянах собирал лечебные травы, коренья. С тех пор на Филаретку ходят и жители окрестных деревень. Сама гора находится в предгорьях Катуньского хребта, прямо за Катунью. Однажды ранней весной моя знакомая была в тех местах. Поднималась на склоны Филаретки, любовалась пробуждающейся природой и первыми удивительной нежности цветами — белыми и голубыми крокусами, по-народному, первоцветом. Она решила записать видео небольшой полянки, усыпанной первоцветом. Было солнечно, тепло и еле ощутимый ветерок приносил мягкую горную прохладу. Она сняла небольшой сюжет на свой смартфон и, вернувшись в долину, послала это приветствие весны мне. Буквально, минутное видео: в солнечном свете колышутся цветы, летают пчелы, слышно их жужжание. И вдруг нежные, как эти цветы, детские голоса, звонкий детский смех, словно дети радуются этой красоте. Голоса как ангельские. Но откуда на видео, заснятом в горах, где рядом никого не было, слышны детские голоса? Эта запись сохранилась. Много раз мы пересматривали этот коротенький сюжет, слушали детские голоса и не могли ничего понять. Может быть, это было проявление Тонкого Мира — чистого, радостного, сужденного? А может, Царство Давида приоткрыло свои врата за Шамбатион-рекой?..
Катунь — жемчужина в сердце Алтая
Из песни, сочиненной в Уймонской долине:
«Катит воды Катунь,
Бирюзой на порогах играя.
Мы влюбились в тебя,
Ты навеки нам стала родная. ‹…›
Ты жемчужина в сердце Алтая».
Приезжаем на Катунь в разные дни. Смотрим на ее бирюзовые воды. А иногда они мутны после ливней, когда Катунь собирает воды горных рек, несущих и камни, и глину, и песок. Через несколько дней природа самоочищается и опять Катунь несет свои священные воды в Северный ледовитый океан. С друзьями частенько задавались вопросом: где же этот «мост» через реку Шамбатион, который приводит в Царство Давидово? Какой он? Не рукотворный этот мост, точно. Он из иной материи. Тонкой ли? Светящейся ли? Неведомо то уму, но ведомо сердцу. Этот мост есть. И он строится самыми возвышенными молитвами и устремлениями к Тем, кто уже построил и прошел этот мост.
Вспомним картину Николая Константиновича Рериха «Оттуда». Женщина в белых одеждах переходит бурную реку по мосту. Но на том берегу не видно тропы, по которой бы она могла приблизиться к мосту. Кругом ледники, скалы и непонятно, как там можно было пройти, откуда? Быть может, она пребывала там в ином, тонком теле, которое не требует ни дорог, ни тропинок, ни домов. Бог весть…
Река жизни течет на Земле. И верится, что через эту реку будет построен мост лучшими мыслями, чувствами и трудами всего человечества, чтобы спасти нашу прекрасную планету, чтобы нам всем, познавая тайны сего мира, подниматься по Лестнице эволюции к новым достижениям разума и духа.
Каждому, кто встает на путь духовный, предстоит перейти Шамбатион-реку, чтобы познать свое высшее «Я», чтобы воссоединиться с великими Служителями Небесного Братства. А сейчас своими возвышенными мыслями, трудами и устремлением будем строить Огненный мост, по которому придет Майтрейя. «Через мост придет Мессия. Каббалисты знают этот объединяющий символ. На белом коне Всадник Великий, и комета как меч Света в деснице Его» .
30.07.2023
Опубликовано в сборнике "Скрижали мысли", №10. - 2024 г.
-----------------------
Картина Рашида Зиатдинова "Истоки Катуни. Белуха". 2022
-----------------------
Ссылки
1.Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. — М.: Сфера, 1999. — С.369.
2.Там же. — С.371.
3.Там же. — С.380.
4.Самбатион — европейская традиция названия реки Шамбатион. В тексте мы оставляем разночтения в географических названиях и именах согласно того, как они приводятся в цитируемых источниках — ред.
5. Майтрейя. Сборник. — Екатеринбург: Звезды Гор, 2021. — С.50.
6. Там же. — С.49.
7. Энциклопедия иудаизма «Меир Натив». Сост. Шломо-Залман Ариэль. Пер. с иврита А.Кидерман. — Иерусалим; Тель-Авив: МАССАДА, 1983. — С.260.
8.Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с древнегреческого М.Финкельберг и Ф.Вдовиченко; под ред. А.Ковельмана. — Москва — Иерусалим, 1993. — VII кн. 5:1.
9.Еврейская Вики-энциклопедия — http://www.ejwiki.org/wiki/Самбатион_(река).
10.Агада (др.-евр. «повествование») — часть Устного Закона (Талмуда). Агада включает притчи, легенды, поэтические гимны народу Израиля и Святой земле, философско-теологические рассуждения и т.п.
11. Явне — приграничный город между наделами колен Дана и Иуды.
12. Нахманид (1194–1270) — один из величайших комментаторов Талмуда, каббалист, поэт.
13. Гозан — река в Ассирии, на берега которой были отведены пленные Израильтяне (4 Цар 17:6, 18:11, 1 Пар 5:26).
14.Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона — https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Моисеевы_дети.
15.Коран 7:159.
16. Таргум (иуд.-арам. ;— «перевод») — общее название для переводов Ветхого Завета на иудео-арамейский язык.
17.Энциклопедия иудаизма «Меир Натив». Сост. Шломо-Залман Ариэль. Пер. с иврита А.Кидерман. — Иерусалим; Тель-Авив: МАССАДА, 1983. — С.296–297.
20.Дан. 7:9-10.
21.Пер. с укр. Андрея Пустогарова.
22.3 Цар. 3:6.
23.Быт. 18:19.
24.Быт. 6:9.
25.Быт. 5:24; Евр. 11:5.
26. 2 Цар. 8:6.
27.Люкимсон П.Е. Царь Давид. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 319 с. — (ЖЗЛ).
28.Ис. 9:7.
29.Рерих Е.И. Письма (в 9-и тт.). Т.4. — М.: МЦР, 2002. — С.105.
30. Иез. 37:24.
31.Энциклопедия иудаизма «Меир Натив». Сост. Шломо-Залман Ариэль. Пер. с иврита А.Кидерман. — Иерусалим; Тель-Авив: МАССАДА, 1983. — С.296–297.
32.Лк. 2:13-15.
33.Коран 17:1.
34.Листы Сада Мории, ч.II, II.I.5.
35.Агни-Йога, 19.
36. Листы Сада Мории, ч.II, II.II.5.
37.Листы Сада Мории, ч.II, II.VIII.2.
38. Добротолюбие. Т.I. Вступление. — 39.Рерих Н. Алтай — Гималаи. — Рига: Виеда, 1992. — С.43.
40.Рерих Е.И. Письма (в 9-и тт.). Т.2. — М.: МЦР, 2000. — С.270.
41.Блаватская Е.П. Тайная Доктрина (в 2-х тт.). Т.2. — Екатеринбург: Звезды Гор, 2020. — С.228.
42. Мир Огненный, ч.I, 47.
43.Сердце, 99.
44.Рерих Е.И. Письма (в 9-и тт.). Т.6. — М.: МЦР, 2006. — С.133.
45. Сердце, 148.
46.Мир Огненный, ч.I, 616.
47. А.Майстровой. За рекой Самбатион — http://www.isra.com/lit-29159.html.
48.«Gelilot Erez Israel» («Области Земли Израиля») — книга Гершон бен-Элиэзера, еврейского путешественника XVII в.
49. Листы Сада Мории, ч.I, 7.11.1921.
50.Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. — М.: Сфера, 1999. — С.316.
51.Криптограммы Востока. — Рига: Угунс, 1992. — С.101.
52.Мф. 9:29.
53.Рерих Н. Твердыня пламенная. — Рига: Виеда, 1991. — С.193.
Свидетельство о публикации №224082300532