Круг цивилизации
Вернее – спираль. Египтяне, шумеры, возможно учились у индусов, не говоря уже о греках.
Китайцы тоже немало изобрели, но не всё приобрели.
Однако эллинские мыслители пятого века до Рождества Христова и последующих столетий чрезвычайно развили науку и технику.
Рим, как известно, многое перенимал у греков. Далее – арабы создали много научных отраслей и превзошли в ранее Средневековье и Европу и даже Индию.
И не вдруг, не сразу, но утратили они это преимущество, передав знания Западу, который, в свою очередь, учил уже германцев и славян.
И пошла наука, по новому, уже большому кругу. Дальний Восток, то есть Япония, Корея, Китай, стали брать знания у Европы, обученной некогда по лекалам или образцам Аль-Андалуса, то есть крайней западной области Халифата, находящейся на Пиренейском полуострове.
Спираль обучения стала раскручиваться в глобальном масштабе, пока что в малой мере захватившая Африку.
А в Новое и Новейшее время и Ближний Восток, в котором прежде был один из истоков цивилизации, много чего утратил и подрастерял, не желая обучаться и развиваться.
Спираль же обучения и перенимания довольно зрима. Главное – не сдавать позиции, постоянно совершенствуя свой ум и обретая навыки, расширяя приобретения, и не столько материальные, сколько разумные и духовные.
Уже и Россия теряет позиции научные, в своё время обучившая много иных народов.
Важна не только одержимость в усвоении знаний, но удержание взятой высоты.
Устоять порою сложнее, чем взойти, достичь. Впрочем, последнее известно многим.
Сергей Жуков 18 октября 2023
Свидетельство о публикации №224082300543