Тайны избушки на курьих ножках. 7. 0
всё, можно вернуться к нашему самому известному
исследователю русских народных сказок Владимиру
Яковлевичу Проппу. В своих монографиях, в том числе в
монографии (книге) ,,Исторические корни волшебной сказки''
Владимир Яковлевич предельно аккуратен в своих
высказываниях. И это понятно: во-первых научная
добросовестность не позволяет ему включать в книгу
недостоверные данные; во-вторых критики обязательно
вцепятся в те места книги, где будут приведены сомнительные
факты и идеи.
Поэтому во многом он опирается на опыт племен совсем
недавно живших в каменном веке. Имеются ввиду племена с
островов Океании, с глубин Африки, индейские племена
Америки. На удивление мало, почти совсем не обращается
Валерий Яковлевич к опыту народностей проживавших когда-
то на территории нашей страны. Что, впрочем, вполне
объяснимо. Каменный век на территории нашей страны был
более тысячи лет назад. Остались только мифы, которым то
ли можно верить, то ли лучше не верить.
Что касается меня, то я дилетант, поэтому в отличие от
профессионала Валерия Яковлевича Проппа, могу говорить
что угодно и как угодно. Но все же постараюсь сохранять
объективность.
У меня к Владимиру Яковлевичу есть претензии. Имею
ввиду по избушке на курьих ножках. Пропп выделил на
избушку на курьих ножках примерно две странички. Но к
этому у меня претензий нет, так как ему надо было написать
еще о многом другом.
Главная претензия состоит в том, что у Владимира
Яковлевича никак не объясняется использование слова
КУРЬИ в русских народных сказках. Не объясняется от слова
СОВСЕМ! Один раз упоминаются птичьи ножки. И ВСЁ!
Если говорить в целом, то объяснение избушки на курьих
ножках у Проппа строится на том, что в глубокой древности
на нашей территории тоже был ритуал инициации, а ножки у
избушки по его мнению можно объяснить зооморфностью.
Если говорить простым языком , то в данном случае
зооморфность — это стремление древних людей придать в
обрядовых целях строению, или его частям вид животного,
или частей животного. Причем обратите внимание.
Животного не простого, а тотемного, животного-бога.
А теперь вопрос! А была ли курица у древних славян и
древних русичей ТОТЕМНЫМ животным?!!! Нет, конечно!
Таким образом КУРЬИ НОЖКИ в русских народных
сказках никоим образом не могли быть КУРИНЫМИ
НОЖКАМИ!!!
Да, у древних славян и русских такие птицы как тетерев и
глухарь иногда назывались курами, но согласитесь, что
тотемными животными были сокол и ворон, но не тетерева.
Обряд инициации по Проппу, это переход мальчика в иной
мир — мир мужчин. Мальчик как бы умирает, и воскресает
уже как мужчина. И здесь избушка как символ и средство
перехода в иной мир.
Иван в сказке говорит избушке — Стань к лесу задом, ко
мне передом. Далее цитирую Владимира Яковлевича:
,,Почему избушку нужно повернуть? Почему нельзя войти
просто? Часто перед Иваном гладкая стена - <<без окон без
дверей>> - вход с противоположной стороны. <<У этой
избушки ни окон ни дверей — ничего нет>>.Но отчего же же
не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно,
этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой
невидимой грани, через которую Иван никак не может
перешагнуть. Попасть за эту грань можно только через, сквозь
избушку, и избушку нужно повернуть, <<чтобы мне зайти и
выйти>>...''
,,Зато здесь мы видим нечто другое, объясняющее многое
в образе избушки: избушка, стоящая на грани двух миров, в
обряде имеет форму животного, в мифе часто совсем нет
никакой избушки, а есть только животное, или же избушка
имеет ярко выраженные зооморфные черты. Это и объяснит
нам и ,,курьи ножки'' и многие другие детали. ''
,,Древнейшим субстратом можно признать устройство хаты
животной формы при обряде инициации. В этом обряде
посвящаемый как бы спускался в область смерти через эту
хижину. Отсюда хижина имеет характер прохода в иное
царство. В мифах уже теряется зооморфный характер
хижины, но дверь, а в русской сказке столбы, сохраняет свой
зооморфный вид. ''
И здесь мне опять хочется выразить свое несогласие с
Проппом. Из сказанного выше понятно, что по Проппу
избушка строилась специально в форме животного, в том
числе так исполнялось специально и то, на чем она стояла.
Но это же неправда?! Неправда в том смысле, что ножки на
которых стояла избушка не исполнялись СПЕЦИАЛЬНО в
таком виде, они такими получались естественным путем, так
как дерево имеет корни. И соответственно пень будет иметь
выступающие наружу корни, что делает его похожим на
птичью ногу. Так что у Проппа, на мой взгляд, тут явная
натяжка.
23. 08.2024.
P.S. Продолжение последует.
Свидетельство о публикации №224082300593