Истинные новомученики Российские о РПЦ МП
«В деле расточения Церкви вместе с предательством митр. Сергий (Страгородский) произвёл и тяжкую хулу на Духа Святого, которая, по неложному слову Христа, никогда не простится ему ни в сей, ни в будущей жизни. Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии, вопреки слову Божию, „верных с неверными“ (2 Кор. 6:14–18), Святую Церковь и борющих на смерть врагов её, митрополит этим своим богохульством нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное значение для Вечного спасения душ православно верующих. Отсюда и богослужение становится не просто безблагодатным по безблагодатности священнодействующего, но оно делается мерзостью в очах Божиих, а потому и совершающий, и участвующий в нём подлежит сугубому осуждению.
Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковником, как превращающий Святую Православную Церковь из дома благодатного спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишённую духа жизни, митр. Сергий в то же время через своё сознательное отречение от истины и в своей безумной измене Христу является открытым Отступником от Бога Истины. И он без внешнего формального суда Церкви (которого невозможно над ним произвести) „есть самоосуждён“ (Тит. 3:10–11); он перестал быть тем, чем он был — „служителем истины“ по слову: „Да будет двор его пуст... и епископство его да приимет ин“ (Деян. 1:20).
Ряд увещаний архипастырей, богомудрых Отцов и православных мужей Церкви в течение многих лет не приносили пользы, не привели митр. Сергия к сознанию содеянного им греха и не возбудили в его сердце раскаяния. А потому мы по благодати, данной нам от Господа нашего Иисуса Христа, „силою Господа нашего Иисуса Христа“ (1 Кор. 5:4) объявляем бывшего митрополита Сергия лишённым молитвенного общения с нами и всеми верными Христу и Богу Святой Православной Церкви и предаём его Божиему Суду: „Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь“ (Евр. 19:30)».
«И эта лесть, увы, нам, грешным, много горше первых трёх: живоцерковников, обновленцев, григориан, безумие которых без труда всем было явно, а погибельность последней лести не всякий может постигнуть, и особенно это трудно тем, у кого ум и сердце обращены к земным вещам, ради которых люди навыкли отрекаться от Господа...
Кого предали подписавшие „воззвание“ и от кого они отреклись... (Деян. 3:13)? Они отреклись от Святейшей Церкви Православной... Ей они вынесли открытое пред всем миром осуждение, ими оная связана и предана на посмеяние „внешним“ как злодейка, как преступница, как изменница своему Святейшему Жениху Христу, — Вечной истине. Вечной правде. Какой ужас!..
И если ныне через это „воззвание“ Церковь объединяется с гражданской властью, то это не простой внешний манёвр, но вместе с тяжёлым поруганием, уничтожением Церкви Православной, здесь совершён и величайший грех отречения от Истины Церкви, какового греха не могут оправдать никакие достижения земных благ для Церкви.
От начала и до конца оно исполнено тяжелой неправды и есть возмущающее душу верующего глумление над Святою Православною Церковью и над нашим исповедничеством за истину Божию. А через предательство Церкви Христовой на поругание „внешним“ оно есть прискорбное отречение от своего спасения или отречение от Самого Господа Спасителя. Сей же грех, как свидетельствует Слово Божие, не меньший всякой ереси и раскола, а несравненно больший, ибо повергает человека непосредственно в бездну погибели, по неложному Слову: „иже отречётся Мене пред человеки“ и проч.».
«Мы с детской простотой веруем, что сила Церкви не в организации, а в благодати Божией, которой не может быть там, где нечестие, где предательство, где отречение от Православной Церкви, хотя бы и под видом достижения внешнего блага Церкви. Ведь здесь не просто грех митр. Сергия и его советчиков! О, если бы это было только так! Нет! Здесь систематическое, по определённо обдуманному плану разрушение Православной Русской Церкви, стремление всё смешать, осквернить и разложить духовно. Здесь заложена гибель всей Православной Церкви».
Новосвященномученик епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик):
«А положение таково, что все, ставшие на путь Вашей Декларации каким-то образом утратили стимул к жизни, как бы выдохнулись, лишились энергии. Церковная жизнь у них протекает кое-как лишь по инерции, при полной их неспособносги чему-либо противостать. Таково настроение, как у пастырей, так и у мирян. Объясняется же это со стороны пастырей — утратой твёрдой почвы под ногами; со стороны мирян — утратой доверия к личности Вашего Высокопреосвященства и иже с Вами иерархов. Неудивительно посему, что отстраняющееся от Вас меньшинство уверенно говорит об утрате Вами благодати».
«… Отдельными группами духовенства, в отдельных епархиях делались попытки издания декларации, приближающихся по духу к тому, что мы видим в „Обращении“. Но эти попытки вызывали всегда дружное негодование и в среде епископата, и в среде влиятельнейшего духовенства. Они считались равносильными переходу в обновленчество и быстро ликвидировались с позором для тех, кто их предпринимал...
Вступительная статья, предваряющая в „Известиях“ декларацию, говорит о вынужденном „перекрашивании“ долго упорствовавших „тихоновцев“ в „советские цвета“. Она противополагает им „дальновидную часть духовенства“, ещё в 1918 году вступившую на этот путь, то-есть обновленцев и живоцерковников. Статья эта, таким образом, определённо считает путь митр. Сергия проторенной дорогой обновленчества...
И кажется нам, что не мы, а митр. Сергий и иже с ним пленены страшной мечтой, что можно строить Церковь на человекоугодничестве и неправде.
Мы же утверждаем, что ложь рождает только ложь, и не может она быть фундаментом Церкви.
У нас перед глазами позорный путь „церкви лукавнующих“, обновленчества; и этот же позор постепенного погружения в засасывающее болото всё более страшных компромиссов и отступничества, этот ужас полного нравственного растления, неизбежно ждёт церковное общество, если оно пойдет по пути, намеченному деяниями Синода».
Новосвященномученик архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов):
«... Митрополит Сергий погрешил не только против канонического строя Церкви, но и догматически против её лица, похулив святость подвига её исповедников подозрением в нечистоте их христианских убеждений, смешанных якобы с политикой, соборность — своими и синодскими насильственными действиями, апостольство — подчинением Церкви мирским порядкам и внутренним (при сохранении ложного единения) разрывом с митрополитом Петром, не уполномочившим митрополита Сергия на его последние деяния...».
Новосвященномученик епископ Марк (Новосёлов):
«Сергианство для многих потому и ускользает от обвинения его в еретичности, что ищут какой-нибудь ереси, а тут — самая душа всех ересей: отторжение от истинной Церкви и отчуждение от подлинной веры в её таинственную природу, здесь грех против мистического тела Церкви, здесь замена его тенью и голой схемой, костным остовом дисциплины. Здесь ересь как таковая, Ересь с большой буквы, ибо всякая ересь искажает учение Церкви, здесь же перед нами искажение самой Церкви со всем её учением».
«Митр. Сергий подменил не какой-нибудь отдельный догмат еретической ложью: он подменил саму Церковь: вот почему за деревьями его обманчивых слов не видят леса его церковной неправды. Вот почему и мы отреклись и „лица и дел его“, то-есть отреклись от сергианства в целом, а не от административной, ритуальной („непоминовение“), дисциплинарной и других подобных связей с митр. Сергием и его синодом, каковые все противоканоничны, так как, допуская его, как главу, отказывают ему в канонических правах всякого законного церковного возглавления».
Новосвященномученик архиепископ Яранский Нектарий (Трезвинский):
«После молитв и долгих размышлений я прекратил церковное общение с митр. Сергием как вошедшим в блок с антихристом, нарушившим церковные каноны и допустившим равносильное отступничеству от Христа малодушие и хитроумие».
«Всякому православно верующему сыну Церкви Христовой зазорно и для вечного спасения небезопасно итти за таким вождём как м. Сергий, ставшим и пошедшим скользким и весьма ненадёжным путём».
«Надеюсь и верю, что эта церковная нижегородская ярмарка под нео-обновленческим флагом потерпит полное посрамление и православно верующие все уйдут от этой печальной церковной авантюры, затеянной для уничтожения и поругания Церкви Христовой, иже есть столп и утверждение Истины».
Новосвященномученик епископ Старобельский Павел (Кратиров):
«Митрополит Сергий возлагает свою надежду на Небесного Пастыреначальника, что Он в трудную минуту „не оставит нас сирых“ и „упование не посрамит его“... Мы перейдём за границу возможного, если разделять будем надежды митрополита Сергия на то, что Господь будет ему Помощником в его деяниях... Правильнее будет думать, имея в виду его последние выступления, исполненные искательства перед сильными мира сего, что Господь оставил его и Дух Божий отступил от него. А вот почему я отрекаюсь от Сергиевской церкви.
Тело церковное с внешней стороны как будто и целое и всё в порядке, но через богоотступление голова уже отрублена. И сколько бы митр. Сергий ни кричал о верности Православию, но самого главного уже нет. Получилась не Церковь, а церковная партийная организация, ориентация. Налицо не корабль церковный, а сергиевская ладья — „душегубка“».
«... Придерживающийся Сергиевского суемудрия, а тем паче разделяющий его, не может быть наставником и хранителем благочестия, так как неизбежно, помимо его воли, христианская закваска и соль, носителем которых он является, преподаются жаждущему истины спасения вместе с бесовской прелестью и диавольским заблуждением.
Всякий внимающий таким церковным учителям вместо отрады и духовного утешения испытывает горечь и теряет надежду спасения... Тем, кто поплёлся за митр. Сергием, возвращение на путь истины — задача трудная, сопряжённая с немалыми скорбями и лишениями».
Ученик Оптинских старцев новоисповедник Сергий Нилус:
«Пока есть и храм Божий не от Церкви лукавнующих, ходи, когда можно, в церковь, а нет — молись дома; если же и домашние — враги человеку, то молись в клети сердца: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! и Пресвятая Богородице, спаси мя!“.
Скажете: „А причащаться где? У кого?“. Отвечу: Господь укажет, или же Ангел причастит, ибо в Церкви лукавнующих нет и не может быть Тела и Крови Господних.
У нас в Чернигове, из всех церквей, только церковь Троицкого осталась верной Православию; но если и она сохранит поминовение Экзарха Михаила и, следовательно, молитвенное общение с ним, действующим по благословению Сергия и Синода, то мы прекратим общение и с нею. Веруем, что за веру нашу Господь пошлёт к нам во время благопотребное, как преп. Марии Египетской, своего Зосиму.
Так веруем. Так исповедуем».
Новоисповедник епископ Ижевский Синезий (Зарубин):
«В открытые храмы отнюдь не ходить. Они — ловушка. Там нет Православия. Там одна форма без содержания... Там то, о чём сказал Господь: „Се оставляется вам дом ваш пуст“ (Лк. 13:55). Господь наказал нас за грехи наши. Церкви Христовой там нет, осталась только мнимая видимость. Истинные пастыри уничтожены, в тюрьмах, в ссылках, в бегстве. А то „священство“, что осталось, как правило, партийные, атеисты. И эти „священники“ создают там то, что названо в Святом Евангелии „мерзость запустения'“. И от этой „мерзости“ велено нам „бежать в горы“. А это то же самое, что „бежать в пустыню“, как сказано в „Откровении“… Бежать молитвою к Богу».
Катакомбный епископ А.:
«Нужно знать, что сергианство — это второе издание обновленчества. Когда русский народ с возмущением и брезгливостью весь отошёл от обновленцев, то организаторам его необходимо было заменить их чем-нибудь более приличным. Поэтому появилось сергианство в той редакции, в какой мы его наблюдаем…
Человек с глубокой верой прекрасно понимает, зачем нужна служителям „Московской патриархии“ пышная наружная декоративная православность. Он видит двойственность и лицемерие сих служителей. Он знает, что это всё то же обновленчество, только гораздо искуснее замаскированное, чем это было в 1922 году. Есть искусные портные, которые могут перелицевать хитроумно старое платье наподобие нового. По отношению к обновленчеству теперь тоже нашёлся такой портной; обновленческий синод и всю тошнотворную программу его он искусно перелицевал, и тогда получилось то, что сейчас называется Московской патриархией.
Мы должны твёрдо признать, что то обновленчество, от которого так все православные отплёвывались, не умирало и не думало умирать. Наоборот, оно в настоящее время захватило его видимую, т. наз. легальную русскую Церковь в своё управление... Помимо прямого и косвенного предательства всех истинных пастырей Христовых и верных сынов Церкви, помимо уничтожения храмов, монашества и монастырей, обновленцы от 1922 года, а теперь и деятели „Московской патриархии“, составляющие с прежними обновленцами единое неделимое тело, повинны также и в сознательном отравлении духа народа нашего, и в подмене законной православной иерархии ряжеными в архиерейские ризы атеистами…
Теперь перед нами стоит глубокий мучительный вопрос: распознает ли наш народ лицо обновленцев, новый обновленческий раскол, особенно претендующий на Православие после лжесобора в 1945 году. Этот новый раскол очень умно задуман и организован. Многих, неимущих духовного рассуждения, он завлёк в свои недра...
... Мы отказываемся от молитвенного и церковно-канонического общения с „Московской патриархией“ по тем же самым причинам, по каким отказались иметь такое общение с обновленцами в 1922 году».
Обращение неизвестного епископа к сергианскому «священнику»:
«... Да понимаете ли вы, что вы делаете? Понимаете ли, что от вас отступила благодать, раз вы поддерживаете богомерзкого митрополита и его синод, который оправдывает все церковные гонения? Вы — отступники и предатели, и на Страшном Суде будете заодно с теми митрополитами, с которыми объединяетесь сейчас».
«Надо откладываться от митрополита Сергия именно потому, что он еретик. Еретику нельзя оказывать послушание. Вы принесите чистое сердечное покаяние перед каким-нибудь из православных епископов, оставшихся верными Церкви. До тех пор, причащающиеся от вас причащаются тьмою, и вы ответите за них в День Судный».
Новосвященномученик епископ Котельнический Илларион (Бельский) отрицал совершаемые сергианами таинства, вторично крестил младенцев и венчал уже венчанных в «Советской церкви».
Новосвященномученик архиепископ Волоколамский Феодор Поздеевский считал сергианскую церковь безблагодатной, называл её священников — «простыми сапожниками», а сергиан сравнивал с «гадаринскими свиньями», не признавал действенности совершаемых в сергианских храмах таинств и до самой своей смерти своим чадам сам рассылал Св. Дары.
Новопреподобномученица Мария Гатчинская своих духовных чад наставляла о том, что в сергианских «церквах благодати и правды нет, как отошедших от Православия и продавшихся власти».
Свв. Новосвященномученики-епископы — Воронежский Алексий (Буй), Гдовский Димитрий (Любимов), Никольский Иерофей (Афоник) и Воткинский Виктор (Островидов) — называли на проповедях возглавляемую митр. Сергием церковную организацию «царством антихриста», сергианские храмы — «вертепами сатаны», архипастырей сергианских — «служителями сатаны»; причастие сергиан именовали «пищей бесовской».
Свидетельство о публикации №224082300068