Призраки Борисова-Мусатова

Картину «Призраки» художник Виктор Борисов-Мусатов написал в усадьбе Зубриловка, расположенной в северной части Саратовской губернии. Однажды в ненастный осенний день он увидел усадьбу в неверном свете солнечного луча, пробившегося сквозь тучи. Зыбкость пейзажа впечатлила художника…

В 1905 году полотно Совет Третьяковской галереи приобрёл это полотно у вдовы художника Елены Борисовой-Мусатовой, кстати, тоже художницы. К сожалению, мы не знаем насколько она была талантливым мастером. Почти все её работы погибли во время Гражданской войны в Крыму, где жила Елена Александровна.

Но произведения своего гениального супруга она сумела сохранить. Елена Владимировна организовала его посмертную выставку, на которой Третьяковская галерея вместе с «Призраками» приобрела «Изумрудное ожерелье», «Ветер», этюд «Осенняя песнь» и несколько этюдов к «Реквиему». Через несколько лет, кстати, «Реквием» она передала Третьяковской галерее в дар.

Идея картины
По воспоминаниям близкого друга художника Владимира Станюковича, идея картины «Призраки» пришла Борисову-Мусатову осенью, когда его невеста и сестра уже уехали из имения. В глубоком одиночестве в ненастный осенний день художник возвращался с этюда. В задумчивости шёл мимо старого дворца. И вдруг слабый луч, пробившись между туч, скользнул по крыше, осветил фасад усадьбы, и старый дом словно увеличился в глазах. Пейзаж приобрёл совершенно нереальный вид.

Виктор быстро взялся за кисть и написал первый вариант «Призраков», который не сохранился. Однако Станюкович подробно описал этот эскиз. По его словам, там всё было слишком реально, «лишено тайны».

Призраки
В окончательном варианте картины, том самом, что мы сегодня видим в Третьяковской галерее, изображение призрачно. Дом на заднем плане невесом и зыбок, удаляющиеся призрачные женские фигуры совсем бесплотны.

Без сомнения, они пришли в реальность из потустороннего мира. Живут в старой усадьбе своею печальной жизнью, стараясь оставаться незамеченными. Но иногда, в ненастный вечер, возникают в аллеях парка старых заглохших усадеб… Однако чем дольше смотришь на полотно, тем больше задаёшься вопросом: кто здесь призраки? Асимметрично размещённые женщины в старинных платьях? Или странные белые фигуры на лестнице? Кто они? Души загубленных барином крепостных девок? Или быть может это дух усадьбы, которая доживает свои последние дни? Зрителю остаётся только строить догадки.

А вот как о времени, когда была создана картина, вспоминала сестра художника Елена, довольно часто служившая ему моделью. «Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».

Усадьба Зубриловка
Надо сказать, что у художника всю жизнь были проблем со здоровьем, за которым ему постоянно требовалось следить. И в Зубриловке он оказался не просто так. Виктор Борисов-Мусатов приехал по приглашению своей приятельницы Л.П. Захаровой, отец которой был управляющим в этом старинном особняке Голицыных-Прозоровских.

Хозяева здесь бывали редко, имение постепенно приходило в упадок. И здесь всё словно дышало уходящей эпохой. Для человека творческого, каким был Борисов-Мусатов, это самое лучшее место для того, чтобы рисовать. Неудивительно, что именно здесь художник написал свой знаменитый «Водоём», для которой позировали сестра и невеста. Полотно сразу признали шедевром.

Виды усадьбы вдохновляли его на написание всё новых этюдов и картин. Он изображал барышень в старинных нарядах на фоне дворянских имений и с восторгом говорил про век, который отражал в своих картинах: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха».

Лето в Зубриловске стало самым счастливыми периодом в жизни Борисова-Мусатова. Мало того, что он получил известность как художник, так ко всему прочему Елена Александрова-Сковорода наконец-то приняла его предложение стать женой. В это же время Виктор отказался от масла и перешёл на темперу, которая помогала ему создавать собственный «мир грёз». Это сделало его работы легко узнаваемыми. Словом, пока у него всё было хорошо… И мы с вами можем насладиться картинами, которые остались нам на память о Зубриловке: «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905) и, конечно, «Водоём» (1902).

Биография художника
Виктор Эльпидифорович Боросов-Мусатов  — русский живописец и рисовальщик, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Художник родился в Саратове в семье бывших крепостных Мусатовых. Позже к своей фамилии Виктор добавил имя деда по отцовской линии и стал – Борисов-Мусатов.

В три года будущий художник, упав с высокой скамьи, получил тяжёлую травму позвоночника, в результате которой у мальчика начал расти горб. Именно это событие способствовало тому, что Виктор увлекся рисованием.

Художественное образование Борисов-Мусатов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Петербургской Академии художеств, где его учителями были Василий Поленов и Павел Чистяков. Позже он учился и в Париже, в студии Фернана Кормона. С 1898 года художник жил и работал в Саратове. Здесь он обрёл свой авторский стиль. В 1903 переехал в Подольск, а с 1905 года жил на даче Цветаевых в Тарусе. В декабре 1904-го в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронили его на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году установили надгробие, выполненное его одноклассником, саратовским скульптором А.Т. Матвеевым. В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором.


Рецензии