Ремарка к новеллам 10 и 15 из книги Я, прохожий...

Четверть века спустя после переезда в Псков довелось мне вновь проехать по дорогам Демянского района – через деревни, где когда-то мы, слесари-монтажники, оборудовали и переоборудовали фермы и скотные дворы, от которых ныне остались лишь развалины; мимо полей, на которых мы с агитбригадой выступали перед комбайнёрами и трактористами, а теперь сплошь заросшими не только сорняками, но и кустарником, и даже деревьями... Так вот, проезжая мимо этой рукотворной разрухи и невольно воочию видя почти полное запустение когда-то цветущей, плодородной, благоухающей русской земли, думал я о том, почему всё это произошло и возможно ли вернуть утраченное – пусть и не в полной, но хотя бы в какой-то мере. Чтобы в заброшенных, полупустых (а иногда и вовсе пустых) деревнях не осталось бесхозных, полуразвалившихся, скособочившихся крестьянских домов. Чтобы в полях вновь заколосились рожь, овёс и пшеница. Чтобы на пастбищах возле каждой из деревень появились хотя бы небольшие стада коров. Чтобы всё это умирающее (или уже мёртвое, а точнее – убитое) русское пространство вновь ожило, и зацвело, и запело, и наполнилось людскими голосами и перекличкой деревенских петухов на заре. Чтобы в заброшенную, несчастную сельскую провинцию вернулась жизнь. Чтобы всё вновь стало таким, каким оно было здесь сорок лет тому назад...
На днях из демянской районной газеты «Авангард», за публикациями которой я постоянно слежу благодаря вездесущему Интернету, я узнал о студенте 4 курса исторического факультета Новгородского Государственного университета Артёме Грунине, создавшим и постоянно развивающим музей Демянской старины (это часть проекта МОО «ПРО Демянск» - «Уходящие традиции демянских деревень. Успеть и передать», который реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив). Артём с 12 лет ездит по деревням Демянского района и изучает быт местных жителей, а к настоящему времени он освоил льноводство, гончарное ремесло, изучил особенности каменно-кирпичного зодчества и демянской песенной культуры. И когда Артём смог приобрести дом в деревне Красная Горка, то создал в нём тот самый музей. Помогали ему в этом и немногочисленные местные жители и дачники, которые и не дают умереть деревням окончательно. Например, в Красной Горке они недавно покрасили часовенку.
Вот вроде бы и порадовался я за земляков – искренне порадовался, от всей души, но горчинка осталась: ведь, по сути, только на таких энтузиастов, как Артём Грунин, да на дачников теперь и осталась у России надежда на то, что всё же удастся хотя бы в какой-то степени сохранить облик русских деревень. Но - лишь в качестве музеев под открытым небом.
А полноценная жизнь, боюсь, туда не возвратится уже никогда…


Рецензии