Великий изгнанник Данте Алигьери
«И горбоносый профиль флорентийца
Прорезался сквозь тающий туман».
(А. Ахматова)
Родовые предания семьи Данте Алигьери, передаваемые из поколения в поколение, гласили, что далекие их пращуры вели своё происхождение от римского рода Элизеев. В далёком 59 году до н.э. римские ветераны, которым по окончании службы предоставляли земельные наделы в разных концах необъятной империи, обосновались на берегах реки Арно, покрытых зелеными деревьями и цветущими кустами. Потому и получил выросший здесь город название Флоренция – цветущая. Удобное расположение и мягкий климат привлекали сюда пёструю толпу и переселенцев и завоевателей. Наиболее честолюбивые и благоуспешные даже становились правителями цветущего города. Случалось, что Флоренция оказывалась под властью византийцев, остготов, лангобардов и франков. Прапрадед Данте – рыцарь Каччагвида ходил вместе с германским королём Конрадом III во Второй крестовый поход (1147—1149) и погиб в бою с мусульманами. Прапрабабушка происходила из состоятельной фамилии Альдигьери да Фонтана. Своему сыну она дала имя Алигьери, которое со временем преобразовалось в родовую фамилию. В XIII веке, когда началось противостояние гвельфов и гибеллинов, деда Данте изгнали из Флоренции, и в родной город он вернулся много лет спустя. А вот его сын Алигьери II, отец Данте, старался держаться подальше от политики. Вместе с отцом и братьями он занимался немудреными торговыми делами и банковскими операциями по обмену валюты.
Мальчику, который родился в конце мая 1265 года, дали имя Дуранте ди Алигьеро дельи Алигьери. В общении его звали просто Данте, под этим именем он и вошёл в историю. Сохранилось предание, что Белла, мать Данте, незадолго до рождения ребенка увидела во сне сына под высоким лавром, посреди просторного луга, где звенел прозрачный родник. Ребенок протягивал руки к кустам, ел какие-то ягоды и превращался в великолепного павлина. Белла поняла, что её сыну уготован необыкновенный жребий. Но ей не суждено было стать свидетельницей судьбы, выпавшей на долю Данте. Мать умерла в 1270 году, когда сыну не было и пяти лет. Отец вскоре женился снова на благородной Лапа Чалуффи, которая родила ещё двух детей. Но и отец ушел из жизни довольно рано, в 1282 году, предусмотрительно обеспечив семье скромный, но вполне благопристойный достаток. Данте получил в наследство земельные участки и несколько домов.
К этому времени Флоренция превратилась в один из самых могущественных и процветающих городов-государств в Европе. В 1252 году здесь ввели в обращение собственную золотую валюту - "Фьорин д'оро". Причём флорентийский флорин, стал первой золотой монетой в Европе. У многих флорентийских банков были филиалы по разным городам Европы. Во Флоренции к этому времени уже были построены дошедшие до наших дней Баптистерий, палаццо Векьо и возвышающаяся на холме церковь Сан-Миньято. В 1296 году известный архитектор Арнольфо ди Камбио приступил к строительству кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре.
В просвещенной Флоренции Данте смог получить достойное образование. С раннего детства ему преподавали грамматику, арифметику, геометрию, музыку, позднее он освоил астрономию, философию, диалектику и риторику, хорошо знал античную и средневековую литературу. Сохранились скудные сведения о том, что в 1286-1287 годах Данте провёл несколько месяцев в Болонье, вероятно, совершенствуя свой багаж знаний в старейшем и знаменитом университете.
Как вспоминает сам Данте, впервые поэтические струны в его душе затронула дочка жившего по соседству банкира Портинари. В детстве он просто не замечал её, и только на весеннем празднике в мае 1274 года девятилетнего Данте неожиданно поразило пленительное изящество и очарование восьмилетней Беатриче. Вскоре судьба развела их, но хрупкая фигурка в пурпурном наряде надолго запечатлелась в памяти Данте. Через девять лет, когда Данте случайно встретил Беатриче на улице во Флоренции, она узнала его и приветствовала лёгким поклоном. Душа поэта воспарила к небесам, и, вернувшись домой, он написал первый сонет, посвященный возлюбленной Беатриче.
«Дочь праха не бывает
Так разом и прекрасна и чиста.
Но глянула – и уж твердят уста,
Что в ней Господь нездешний мир являет».
Увлекавшийся популярной на ту пору нумерологией Данте увидел в этой встрече небесное предзнаменование. Первое знакомство с Беатриче случилось, когда ему было 9 лет, второе свидание произошло тоже через 9 лет. Число 9 и трижды составляющее его священное число 3 отныне сопряжены для поэта с явлением Беатриче. Добрые знакомые поспешили уведомить Данте, что Беатриче уже замужем. С той поры, даже не смея приблизиться к возлюбленной, Данте воспылал безоглядной любовью к Беатриче, на всю жизнь она стала «владычицей его помыслов» и музой для его первых поэтических сочинений. Как единое мгновение промелькнули семь лет этой любви на отдалении, и всё оборвалось вмиг, когда знакомые принесли Данте весть о безвременной кончине Беатриче. Ведь ей было всего 24 года. По слухам, она умерла при родах. Это роковое событие перевернуло всю жизнь Данте Алигьери. Он устранился на время от мира, погрузился в чтение религиозных и философских книг. А вскоре стал изливать свою боль и отчаяние в стихах, посвященных оставившей этот мир возлюбленной.
«Покинуло прекрасное светило
Наш мир, исчезла радость первых дней,
В достойном месте пребывает ныне».
Возвышенная любовь к земной женщине преобразилась у Данте в неземную и вечную любовь. Так появилось сочинение «Новая жизнь», написанное не на латыни, а просторечным итальянским языком, где каждый рассказ заключает стихотворная канцона.
Однако земная жизнь диктовала свои правила. Спустя восемь лет после смерти Беатриче Данте женился на Джемме Донати, с которой, по обычаю того времени, родители обручили его ещё в 12-летнем возрасте, о чем свидетельствовал нотариально заверенный обеими сторонами и зарегистрированный документ. Брак, вероятно, не был особо счастливым, ибо свою супругу Данте в стихах не упоминает ни разу. Но Джемма родила Данте троих детей. Скорее всего, чтобы обеспечить семью, Данте поначалу наследовал дело своего отца. В городе, разделенном на две противоборствующие политические партии, сторонников папы – гвельфов и поборников императора – гибеллинов, Алигьери неизбежно пришлось выбирать одну из партий. (См. «Гвельфы и гибеллины»). Он стал сторонником белых, умеренных гвельфов, но со временем независимый поэт провозгласил «сам себя своей партией». К тому же, несмотря на членство в папистской партии гвельфов, Данте всегда противостоял вмешательству в дела города амбициозного и корыстолюбивого папы Бонифация VIII, который провозгласил себя «владетелем двух мечей», обладателем как духовной, так и светской власти. Недовольство флорентийцев вызывали также попытки понтифика присоединить Тоскану к своим владениям. К тому же, на фоне богатой, роскошествующей церкви всё большие симпатии завоевывали нищенствующие ордена. (См. «Ла Верна – обитель Святого Франциска Ассизского).
Как и все зажиточные жители Флоренции, Данте относился к разряду рыцарей, и нередко Алигьери приходилось принимать участие в военных походах, когда Флоренция вступала в борьбу с соседними городами. Несколько раз его призывали на государственную службу, он был приором, входил в группу «мудрецов», был одним из членов Совета Ста. Известного красноречием и даром убеждения Данте Алигьери включали в делегации для переговоров с гражданами соседних городов, с французскими правителями и с папой Бонифацием VIII в январе 1302 года. Во время пребывания в Вечном городе власть во Флоренции перешла к черным гвельфам, которые подвергли белых гвельфов гонениям. По ложному доносу Данте обвинили в казнокрадстве, должностных преступлениях и в неповиновении папе римскому. Его заочно приговорили к вечному изгнанию, к сожжению и разрушению принадлежащих ему домов, к штрафу в пять тысяч флоринов и конфискации имущества. Однако на Джемму, жену Данте, преследования не распространились, поскольку она состояла в родстве с одним из правителей Флоренции. Ей даже удалось спасти часть имущества и один из домов, где она и поселилась с детьми. Но Данте с той поры уже больше никогда не вернулся в родную Флоренцию.
На основании немногих автобиографических заметок, редких письменных источников и в соответствии с биографией Данте Алигьери, написанной его современником, писателем Джованни Боккаччо, можно видеть, что вынужденный бесконечно скитаться, Алигьери сначала нашёл временное пристанище в городке Казентино, неподалеку от Рима. После неудачных попыток вернуться во Флоренцию изгнаннику пришлось переезжать из города в город. Некоторое время он жил в Болонье, потом в Падуе, Лукке и Вероне. Полагают, что в период с 1308 по 1310 год поэт побывал в Париже, где блестяще выступал на публичных диспутах в университете. Там до него дошли слухи о молодом германском императоре-рыцаре Генрихе VII, мечтавшем о возрождении Священной римской империи.
Узнав о намерении Генриха VII отправиться в Рим, Данте, написал открытое письмо правителям итальянских городов-государств и к жителям их, призывая поддержать императора. Возможно, на императора Данте возлагал и свои надежды на возвращение во Флоренцию. В непрекращающемся противостоянии пап и императоров, в ту пору, когда римские понтифики, оставив Вечный город, пребывали в Авиньоне, Данте полагал, что сильная императорская власть может способствовать установлению мира и порядка в Италии. Об этом он написал в своем трактате «О монархии». «Император, являясь единственным законным собственником всей земли, не будет стремиться приобрести чужое», писал Данте. А римские первосвященники и другие служители церкви должны соблюдать евангельский завет «не собирайте себе сокровищ на земле». Данте отстаивал идею разделения церкви и государства, отрицал так называемый «Константинов дар». (См. «Константинов ар и Пипиново дарение»). Церковь сочинение осудила и приговорила к сожжению. Когда же Генрих VII неожиданно умер, а вслед за ним во французском Авиньоне скончался и папа Климент V, Данте призвал соотечественников избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим. Однако призывы его оказались напрасными. Более того, в 1315 году суд Флоренции подтвердил приговор об изгнании Данте Алигьери.
Но у Данте нашлись отважные и влиятельные покровители, почитатели его таланта. Правитель Вероны Канграде дал приют знаменитому флорентийскому изгнаннику, пригласив также и его сыновей Пьетро, Якопо и дочь Антонию. Только жена Данте по-прежнему оставалась во Флоренции. В Вероне Данте, наконец, приступил к созданию своего главного произведения, написанного простым, народным языком, каким, по выражению Данте, «говорят женщины". Назвал он его просто - «Комедия». Однако Бокаччо, по справедливости оценив «Комедию», дополнил её эпитетом «Божественная». В свет она выходила отдельными главами по мере их завершения. Как рассказывает Бокаччо, «Рай» дописывался уже в Равенне, и после нежданной смерти Данте его сыновья никак не могли отыскать тринадцати последних песен. Покуда, согласно легенде, сыну Якопо во сне явился сам Данте и подсказал, где лежат рукописи. Полностью «Божественная комедия»была опубликована в Венеции только в 1555 году.
В 1318 году правитель Равенны Гвидо де Полента пригласил Данте с детьми перебраться к нему. Здесь Данте довольно безмятежно провел последние три года жизни, окружённый всеобщим почётом и дружеским расположением жителей. Он даже создал «литературную горницу», где собирались его друзья и местные молодые литераторы.
Ратуя за безопасность Равенны, Данте в 1321 году отправился на переговоры с Венецией. По окончании успешно выполненной миссии Данте заразился в лагуне малярией и по возвращении в Равенну умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Внезапная смерть Данте вызвала горячее сожаление и сочувствие. Отпевали 56-летнего поэта в церкви Сан Пьетро Маджоре (ныне Сан Франческо). Тело Данте уложили в каменный саркофаг и вполне заслуженно увенчали, наконец, лавровым венком. На торжественной церемонии прощания помимо сыновей и близких друзей присутствовали представители высших городских властей.
В 1519 году Микеланджело предложил папе римскому Льву X перенести прах Данте во Флоренцию. Понтифик повелел исполнить задуманное. Власти Равенны противиться всесильному понтифику не могли, и гроб выслали. Однако когда его вскрыли во Флоренции, он оказался пустым. Тем не менее, в базилике Санта Кроче воздвигли величественное, посвященное Данте надгробие, сохранившееся до наших дней.
Надо сказать, что городские власти Флоренции вплоть до настоящего времени настаивают на возвращение праха Данте на родину, но Равенна неизменно отказывается выдать им останки великого изгнанника.
« Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою.
(А.А.Ахматова)
Самым знаменитым, вечным памятником Данте, принадлежащим всем, остается «Божественная комедия», многажды переведенная на многие языки мира. Среди большого списка русскоязычных переводов наибольшую популярность приобрела работа М.Л.Лозинского с известными строками, открывающими поэму «Ад».
«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу».
Поэма делится на три части - Ад, Чистилище и Рай, ибо все сущее сотворено триединым Богом. Сопровождаемый поэтом Вергилием, Данте проходит девять кругов Ада, на дверях которого написано: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Нисхождение в ад идёт по девяти концентрическим кругам, и на каждом из 9 кругов ада грешники получают своё наказание за 9 главных грехов.
В 1 круге ада в вечной печали пребывают безгрешные нехристиане. Во 2 круге пытку ураганом претерпевают похотливые грешники.
«Для тех, кого земная плоть звала,
Кто предал разум власти вожделений».
В 3 круге ада под дождем и солнцем гниют заживо чревоугодники. В 4 круге в яростном и нескончаемом споре пребывают скупцы и расточители, которые
«Умом настолько в жизни были кривы,
Что в меру не умели делать трат».
В 5 круге в грязном болоте с неистовым бешенством дерутся гнев и уныние. В 6 круге в раскаленных могилах мучаются еретики, распространявшие ложные учения. В 7 круге ада пребывают тираны, садисты и самоубийцы, в 8 круге - соблазнители и сводники и святокупцы, которые продавали или покупали священные чины и должности, а также прорицатели, гадалки, колдуны, астрологи, лживые и лукавые советчики. Сюда Данте поместил папу Бонифация VIII, обрекшего его на вечное изгнание из Флоренции. В ледяное озеро Коцит 9 круга ада отправляются души предателей и обманщиков. Здесь пребывает вмерзший по пояс в лед и охраняющий проход в Чистилище – Дьявол, наделенный тремя лицами и шестью крыльями.
Пройдя девять кругов Ада и центр Земли, Данте, сопровождаемый Вергилием, восходят на гору Чистилища, на семи уступах которой искупаются семь смертных грехов. Очистив душу от земных грехов, Данте поднимается на вершину горы и оказывается в земном Раю, где его проводником становится Беатриче, чье имя в переводе с итальянского означает благодатная. С этого момента Данте обретает утерянный рай и поднимается сквозь девять небесных сфер к десятой сфере, в Эмпирею, обитель Господа. Здесь через божественную благодать он обретает вечное блаженство.
«За сферою предельного движенья
Мой вздох летит в сияющий чертог.
И в сердце скорбь любви лелеет Бог».
Свидетельство о публикации №224082401507