вдоль по Грязнушке
вдоль по Грязнушке
селезень вдаль
плывет
да по бережку
вдоль по крутому
к своей красавице
доброй молодец идет
Река Грязнушка берёт начало неподалёку от села Ивановка, течёт на восток по открытой местности. Устье реки находится на высоте 200 метров в 253 км по левому берегу реки Свияга на южной окраине Ульяновска в районе села Вырыпаевка. Луговое
до 1964 года село имело более экзотическое название-Грязнуха. Такое имя село получило из-за речки, на берегах которого оно расположено. Вода в реке была очень мутной, как будто бы грязной, отсюда и название. село Грязнуха было основано в 1672 году на земле, отведенной по указу царя Алексея Михайловича и по наказной грамоте боярина и воеводы Симбирского Петра Васильевича Шереметьева. Симбирским подъячим Емельяновым был выделен под Симбирском участок земли солдатам выборного полка Аггея Шепелева-вверх по реке Свияге и по обе стороны речки Грязнушки.
34 солдата во главе с Иваном Забелиным отличились под Симбирском при разгроме войск Степана Разина и получили в дар за храбрость и преданность царю 1185 десятин земли. Они и основали на берегу реки Свияги село и назвали его Грязнухой.
Благоприятные природные условия – избыток плодородной земли, заливные луга, многоводная и богатая в то время рыбой Свияга, леса, тянувшиеся на сотни верст, способствовали успешному развитию села. Вокруг было много свободной земли, поэтому жители активно заселяли их и расширяли свои владения. К 1861 году в Грязнухе было 115 дворов, а через пятьдесят лет село уже насчитывало более 200. Население составляло 1341 человек. В поселке работали кирпичный завод и водяная мельница. Что примечательно, крестьяне села не были отнесены к крепостным и оставались свободными. Они занимались хлебопашеством и животноводством, выращивали птицу. Кроме этого занимались вспомогательными промыслами и ремеслами. Сельские мастера и мастерицы производили изделия из дерева, плели ивовые корзины, пряли и занимались ткачеством. С развитием картофелеводства и появлением крахмальных заводов многие семьи стали выращивать картофель на продажу. В 1865 году в селе была открыта школа, которую позднее посетил инспектор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов. В 1889 году на средства сельчан была построена каменная церковь Святой Троицы.
Вчера на Ишеевском кладбище в Ульяновске состоялись похороны ульяновского поэта и предпринимателя Андрея Пчелкина.Как мы уже сообщали, 9 февраля этого года 30-летний бизнесмен вышел из дома родителей, предупредив мать, что придет «минут через сорок», и бесследно исчез. Поиски пропавшего без вести долгое время были безуспешны. 25 июня в реке Грязнушке, что протекает в Железнодорожном районе, нашли труп неизвестного. Опознать погибшего не удалось, так как тело долго пролежало в воде. Через два месяца после бесконечных экспертиз, сличений родственники и судмедэксперты сошлись на том, что это Андрей. Причина смерти окончательно еще не установлена, но родные и близкие Пчелкина уверены, что его убили. Такой же версии придерживаются и правоохранительные органы. По мнению оперативников, скорее всего, загадочное исчезновение и смерть поэта напрямую связаны с коммерческой деятельностью, которой он активно занимался последние годы.Андрей Пчелкин окончил Ульяновский пединститут в 1986 году, некоторое время учительствовал, потом работал в отделе пропаганды областной писательской организации. Его стихи публиковались в местных альманахах, центральных изданиях. В 1993 году в Ульяновске вышел авторский сборник «Капля сока». В начале 90-х годов Пчелкин основал производственно-коммерческую фирму «Феникс», стал ее генеральным директором. Особое внимание поэт-предприниматель уделял издательскому делу. К примеру, с помощью «Феникса» увидели свет сборники известных ульяновских литераторов Владимира Дворянскова, Льва Фомина, Лидолии Никитиной. Андрей был одним из учредителей ульяновских газет «Виктор», «Дамба», «Кунсткамера».
В последний путь поэта провожали десятки людей, литераторы, работники культуры, коллеги по бизнесу – люди совершенно разные. Но ведь и Андрей был противоречив в своих увлечениях. Его деятельная натура совмещала почти несовместимое – поэзию и предпринимательство. На мой взгляд, точнее всего он выразил себя в строках, венчающих стихотворение «Капля сока»: «И за капелькой сока я падаю капелькой сока, всех моля об одном, – не ловите в ладони меня»…
Печальные судьбы. Андрей Пчёлкин 31 Августа 1995.К Андрею Пчелкину судьба, казалось, была благосклонна: ум, красота, здоровье, заметные проблески поэтического таланта, помноженные на трудолюбие могли бы вывести его в значимые писатели. В 1988-1991 гг. он работал директором бюро пропаганды в нашем отделении Союза и занимался организацией выступлений писателей в Ульяновске и в районах области. На выступлениях можно было заработать небольшие деньги, но тогда мы были достаточно молоды, и читать стихи, говорить о литературе с людьми было для меня, например, интересно.
Стихи Андрей писал, как все начинающие авторы, неровные. Были у него и яркие запоминающиеся строчки и банальности, но в нем можно было почувствовать то, что я называю поэтическим дыханием, когда стихи пишутся не рукой или головой, а всем существом поэта. Это такое сильное чувство, что поначалу оно ввергнет поэта в транс, и только со временем острота ощущения притупляется. Поэт Вл. Ник. Соколов выразил это в строке: «… Я думал это охлажденье, а это было мастерство».
Заинтересовался А. Пчелкиным и Николай Благов:
- Как тебе Пчелкин?.. Я высказался в том же духе, как и написал выше. Благов ничего не сказал. Он вообще ревниво относился к появлению людей, пишущих стихи и заранее был уверен, что ничего путного у них не получится..
«Уазик» Союза писателей не простаивал, хотя ставку шофера и сократили. Секретарь Союза писателей СССР В. Карпов с какого-то дуру отдал сотни миллионов писательских рублей государству, туда же пошли и проданные автомашины писательских организаций. У нас машина еще была и рулил на ней Андрей Пчелкин. И, наблюдая его за рулем, я понял, что Андрею присуще качество, широко распространившееся среди наших граждан, - пофигизм, если не сказать более крепко. Не раздумывая, он подрезал огромный грузовик, гнал машину ночью вслепую и считал, что все нормально. Меня он побаивался, а с другими не церемонился. Машину вскоре продали, и, думаю, это спасло Андрея от гибели в автокатастрофе.
Как-то мне открылась еще одна сторона его натуры: он любил своего отца, ученого биолога, который умер в 44 года, и однажды провел на его могиле всю ночь. Видимо, размышлял и говорил с отцом об очень сокровенном.
В перестройку и кооперативное движение Андрей бросился без раздумий. Поэзия была заменена погоней за наживой. Он первый в Ульяновске организовал выпуск порнографической, вполне похабной газеты. В мемориальном паровозе возле Винновской рощи организовал продажу заграничных обносков. Вместо бюро пропаганды, потому что стихи уже стали не нужны обалдевшему от перестройки народу, наш Пчелкин организовал издательство «Феникс», которое выпустило книжку маркиза де Сада и нескромные анекдоты, собранные Евгением Мельниковым. Скоро дела у него пошли в гору и весьма крутую. Со мною он не общался. Последний раз я видел бывшего поэта возле его офиса. Он стоял с каким-то балбесом в красном пиджаке. Пчелкин на меня показывал рукой, и они хохотали. Наверно, смеялись над нищим поэтом. Вскоре по городу прокатился слух, что Андрей исчез. Нашли его только весной, когда стаял снег.
Свидетельство о публикации №224082401573