В защиту Петра Великого
Показательно, что первый хронологически русский философ Чаадаев и первый по своему значению Вл. Соловьёв, оба с одинаковой силой отстаивали дело Царя-реформатора. Соловьёв даже посчитал необходимым написать целую работу «в защиту Петра». Не лишним будет напомнить, что два главных русских писателя (Пушкин и Гоголь) также были его почитателями.
И прежде, и теперь главным пунктом обвинения против Петра служил его «деспотизм». Как-то забывают при этом, что всё предшествовавшее столетие официально вошло в отечественную историографию под именем «Бунташного века». Кровавый раскол, разделивший Церковь и весь народ на целые века, случился ещё до Петра. И почему-то по отношению к Алексею Михайловичу, инициировавшему или санкционировавшему это, раздаётся куда меньше обвинений.
Раз за разом поминая «стрелецкие казни», игнорируют яркий эпизод из детства Петра, когда буквально у него на глазах те же стрельцы растерзали его воспитателя Матвеева. А потом ещё линчевали Долгорковых, Нарышкиных, Ромадановского, Языкова. Маленький Пётр плакал и заступался за Матвеева, но того прямо из его рук вырвали, чтобы тут же казнить. Пережитое стоило ему впоследствии нервного тика. И никто из хранителей отечественного любомудрия не встал тогда за малолетнего царевича. Ни патриарх, ни самый последний монашек. Ребёнок остался один на один с толпой. Никто не закрыл ему ушей на крики убиваемых и не отвернул его от кровавого зрелища расправы. У него на глазах убивали близких ему людей. И психологически, и политически это оправдывает любую последующую жестокость, которая чрезмерной у Петра всё-таки не была. Приближённый к Петру Нартов утверждал: «Мы, бывшие сего великого государя слуги, вздыхаем и проливаем слёзы, слыша иногда упрёки жестокосердию его, которого в нём не было. Когда бы многие знали, что претерпевал, что сносил и какими уязвляем был горестями, то ужаснулись бы, колико снисходил он слабостям человеческим и прощал преступления». Религиозный мыслитель Эккартсгаузен справедливо указывал, что законодательство петровской эпохи во многих вопросах шло по пути гуманизации. Сравнение с европейскими законами это убедительно показывает. Можно взять для примера английский закон того времени, предписывающий за печатание богохульных книг отрезать уши (что заставило Свифта переживать, согласится ли вообще кто-нибудь издать его книгу и тем самым «расхрабрится настолько, чтобы рискнуть своими ушами»); прусский эдикт от 1828 года, предписывающий повесить подавшего жалобу лично на имя короля; в Испании суды инквизиции (активно применявшие пытки) функционировали до XIX века (Монтескье упоминал о случае освежевания); в прогрессивной, но ещё колониальной Америке официально казнили за подозрение в колдовстве (процесс над салемскими ведьмами). Один из классиков английской литературы Диккенс (проведший детство в долговой тюрьме) значительную часть творчества посвятил бичеванию недостатков судебной и законодательной системы своей страны. Судя по описанию Рэдингской тюрьмы, оставленному Оскаром Уайльдом, ситуация мало поменялась к началу ХХ века. Французский классик Поль Верлен несколько лет провёл во французских тюрьмах. В мемуарах об этом отрезке жизни он также рисует весьма безрадостную картину. В декларировавшей примат закона Америке до конца XIX века при поощрении местных властей широко практиковался суд Линча. Судебная система во всём мире была несовершенна и гуманизмом не отличалась. Однако в России направление на смягчение наказаний дал Пётр I. Для начала он приравнял к уголовному преступлению убийство холопа, что до того вообще убийством не считалось.
С Петра же ведут начало все гуманитарные нововведения. За стройками и походами он находил на это время. Его биограф Голиков писал, в связи с этим: «Человеколюбие его доказывает спасительные учреждения его о сохранении детей несчастно рождённых, подкидышей и бедных; доказывают миллионы долгов, прощённых им; доказывают возвращённые из ссылок, освобождённые из-под стражей; доказывают устроенные госпитали, больницы, богадельни, снабдённые достаточным содержанием».
Как человек, как государственный деятель, вышедший из «бунташного» XVII века Пётр не мог не быть жёстким и даже порою жестоким. Самый почвенный из наших философов Розанов полагал, что «Россия, страна мужиков и попов, снаружи должна быть солдатскою». Петровские реформы и были таким солдатским мундиром. Меры были экстремальны, но насущно необходимы. Западный образ жизни (службы — в первую очередь) послужил сдерживающим и укрепляющим каркасом. Широкую разгульную русскую душу надо было организовать и ограничить. Иного способа не было. Ярый либерал Добролюбов полностью оправдывал здесь Петра: «Внимательное рассмотрение исторических событий и внутреннего состояния России может доказать, что Пётр рядом энергичных правовых реформ спас Россию от насильственного переворота, которого начало сказалось уже в волнениях народных при Алексее Михайловиче и в бунтах стрелецких».
Недоверие к церковным иерархам, открыто проявляемое Петром, также объяснимо. Церковники, пользовавшиеся наибольшим авторитетом, не встали в роковой момент между Царём и толпою, а предоставили Царя толпе. Пётр ясно увидел, что такое русская воля. И что он сам вынужден создавать себе верных помощников.
У него не было времени. Лишь четверть века, чтобы проскочить века. Иначе так бы и продлилось средневековье на Руси. В том его грандиозность и величие, что потомкам (потомкам в широком смысле) не удалось профукать его дело. Он смог исполнить свою миссию, которую, без сомнения, ощущал. Совершил исполинский труд. Вся страна была против, «народ» упирался (они и картошку считали бесовскими происками). И тем не менее Царь пересилил. Поднял на своих могучих плечах Россию и перенёс её в Новое время. Он был человек будущего. Страна же ещё жила в средневековье.
Не было бы Петра, нас бы постигла участь турецкого султаната — вековое прозябание и деградация. Вероятнее всего, утеряна была бы и сама политическая независимость. Не то, что со Швецией, даже с Польшей конкурировать на равных не хватало сил. Столь любимого и возвеличиваемого патриотами Ивана Грозного Баторий по большому счёту раздавил. В вековом противостоянии славян с теми исходными, что сложились к концу XVII века, победила бы Польша. Не было бы России, не только как Империи, но и как России. Со всей нашей самобытностью нас бы просто смяли. Даже Крымское ханство было необоримым соседом.
Московское войско устроено было по образцу ордынского и на равных конкурировать с европейскими армиями не могло. Крупные и более развитые соседи нас бы просто сожрали. Вместо раздела Польши был бы раздел Московии. Ханствам (Крымской, Ногайской орде) одна половина, другая — европейским державам, осталась бы самобытная, но очень маленькая часть. Не Русь, а Руська. Даже Лев Тихомиров, много критиковавщий Петра, признавал, что мы «без этой реформы утратили бы своё национальное существование».
Пётр победил и на востоке, и на западе. Пусть, Азов отобрали обратно. Важно, что был сделан первый (и какой большой) шаг. Турция с этих пор уже не могла изменить свою судьбу. Так же учась у запада и так же нанимая иностранных военных профессионалов, только отступала от научившейся побеждать России и в последующем проигрывала все наиболее важные войны. Пётр научил русских побеждать любого врага. При нём, благодаря ему русские впервые разбили европейцев (не несколько десятков рыцарей, не маленький десантный отряд, а полноценную, победоносную армию). Видный военный историк Баиов приравнивал свершенное Петром под Полтавой к подвигу Дмитрия Донского (также определившему судьбу Руси): «В действиях и словах Петра Великого много общего с Дмитрием Донским перед Куликовской битвой. Оба государя-полководца действуют при одинаково тяжёлых условиях, и оба, кроме материальных средств, прибегают к поднятию духа войска, затрагивая одни и те же стимулы, вызывающие войска на высшее самоотвержение, и в 1380 году, и 330 лет спустя, в 1709, эти нравственные побудительные причины у русского воина — одни и те же: отечество, церковь, вера православная и преданность верховному начальнику, Царю. Державные вожди в решительную минуту боя в обоих случаях показывают и личный пример».
Почвенникам следует иметь в виду, что усиление державы на европейский лад, способствовало и укреплению позиций Православия в мире. Без Петра не только нас бы не стало, как сильной нации, не уцелели бы единокровные и единоверные нам народы. То что многие нации (православные, в первую очередь) не были ассимилированы или вовсе уничтожены — прямая заслуга Российской Империи. С Петром у нас появилась внешняя политика. Снова и снова воюя с турками, Россия спасала грузин, армян, осетин, абхазов, сербов, черногорцев, македонцев, болгар, греков. Спасали от прямого физического истребления. По мнению Достоевского: «Лишь после Петра Великого Россия сознала в себе силу исполнить своё назначение, а фактически уже и стала действительной покровительницей и православия, и народов, его исповедывающих».
Едва ли можно сказать, что русские до XVIII века были великой нацией. С Петром мы такими стали. Наша нация (в широком смысле) получила мощнейший импульс к развитию. Это не было «европейничанием», «онемечиванием», но шагом к всемирности. Мы стали нацией, имеющей мировое значение. Мы выбрались из захолустья Азии, из омута смут.
Часто, осуждая Петра Первого, любят превозносить Ивана Грозного. Но, как ни относись к этому царю, бесспорным итогом его правления явилась смута и полное разорение страны. После Петра, несмотря на всех временщиков, несмотря на погрязших в интригах цариц, Империя росла и крепла. Пётр вытащил нас из варварства. «Нет никакой Европы, а только христианские государства». И Пётр привёл нас к образу христианского государства. До него мы клонились, скорее, к ханскому типу. Никакой Византией здесь и не пахло. Историк Кавелин, например, охарактеризировал московское государство как «азиатскую монархию в полном смысле слова».
Пётр сформировал служилое сословие, на протяжении двух последующих столетий тянувшее на себе лямку защиты государственности. Ошибочно его обвиняют в том, что оторвал дворянство от остального «народа». В Смуту и в Разинском восстании дети боярские и бунташные холопы тоже были по разные стороны. И те, и другие носили бороды и кафтаны, но это не мешало им резать друг друга. Раскол и противостояние в «обществе» (ещё только формирующемся) уже были до Петра. Он лишь вдохнул иное понимание своей роли в дворян, заложил понятие долга и чести в души русских людей.
Противопоставляя «народ» Царю-реформатору, сильно переоценивают недовольство им лично. Эта тема подверглась значительному искажению, уже в более поздний период. К примеру, прусский посланник Фоккеродт, занимаясь исследованием жизни Петра по горячим следам в 1730-х годах, много общался с русскими. Он с удивлением отмечал, что «память Петра в почтении только у простоватых и низшего звания людей, да у солдат». Историк Стасов, изучавший фольклор петровской эпохи, пришёл к выводу, что «было у русского народа того времени ещё и другое отношение: отношение одобрения, симпатии и похвалы». Если Булавин является олицетворением народного недовольства, то точно таким же лицом народного отношения служит Иван Посошков, горячий почитатель Петра.
Петровскую эпоху неотступно преследует миф о «засилье немцев». Но это опровергается таким же расхожим представлением о «птенцах гнезда Петрова». Достаточно взглянуть на ближний круг Царя, кому он поручал ответственные задачи и посты. Тут будут всё русские люди: Меньшиков, Толстой, Ромадановский, Апраксин, Шереметев, Головкин и др. Как писал авторитетнейший из наших историков С. Соловьёв: «Правило Петра – заставлять проходить своих практическую школу, поручать важнейшие должности только русским».
Прославляемый в либеральном лагере Александр II также стал возможен лишь через Петра. Без восприятия иностранной культуры откуда бы тогда взяться европейскому реформатору?
Пётр I — ключ, открывший Россию для мира и мир для России. Чтобы повернуть ключ в заржавевшей скважине, давно не смазываемой, нужно приложить усилие, надавить. И скрежет будет, и сопротивление.
Безусловно, сам Пётр I был противоречив и как человек, и как деятель. Но мы все противоречивы. В его личности многое может не нравиться. Сильные, яркие люди вообще многим не по нутру. Когда один делает, когда один просто способен к действию, то всегда найдётся толпа зевак, что будут критиковать его, с лёгкостью выискивая недостатки.
Но все неблаговидные поступки и жесты Петра настолько мелки в сравнении с его титаническими свершениями, что не заслуживают к себе повышенного внимания. Любил женщин. Как и крестивший Русь князь Владимир. Иван Грозный, которого так любят почвенники, тоже в этом вопросе не сдерживался. Пётр любил застолья и возлияния, но он и работал как вол, как ни один правитель ни до него, ни после не работал.
Что бы ни писали, что бы ни говорили, какие бы теории не придумывали, Пётр в истории так и останется Великим. Неоспоримые победы русского оружия в Европе и великая русская культура останутся навеки самыми лучшими памятниками его гению.
Свидетельство о публикации №224082400159