Ленинград. Ноябрь. 89
(экспромт от третье-первого лица)
Первый официальный сольный концерт Юрия "Уриэля" Касьяника в СССР, в качестве импровизатора-мультиинструменталиста (16 инструментов). Ленинград, Дом журналистов, 14.11.1989. (концерт прошёл в рамках международного джаз-фестиваля "Осенние ритмы") – см. фото В. Пешкова. Кто-то из американских журналистов, бывших на этом концерте (тогда в Ленинграде проходила первая в истории американская выставка "Средства связи США"), назвал музыканта "ткачом немыслимых узоров" (a weaver of unthinkable patterns)... В. Б. Фейертагу это тогда очень понравилось...
Через 3 дня после этого беспрецедентного выступления, Уриэль принял участие как солист в самой продолжительной в истории "Поп-механике" С. Курёхина в ДК им. Ленсовета: концерт длился около 6 часов - с 23-00, 17.11, до 05-00, 18.11.89 и запомнился многим навсегда. И в тот же день, 18.11, на той же сцене, в 14-00, Уриэль, впервые в истории этого джаз-фестиваля, а возможно, и в мире, выступил с получасовой сольной импровизацией на 16 инструментах, которая позже вышла на двойном LP "Осенние ритмы '89". (См. во VK трек с отрывком из этого невероятного выступления).
Из аннотации В. Б. Фейертага к этой пластинке: "Ленинградский композитор, саксофонист и пианист Юрий Касьяник всегда полон идей. Он инициатор нескольких авангардных программ на крупных советских джазовых фестивалях, он же иногда участник «Популярной механики» Сергея Курёхина.
Два года назад Касьяник создал «Ассоциацию независимых композиторов» и «Театр музыкальных идей». Вместе со своими единомышленниками он создаёт красочные и неординарные шоу, включающие элементы рока и джаза, театра абсурда и уличного карнавала."
По окончании фестиваля, – вспоминает Юрий Касьяник, – я устроил приём в своей студии на Пушкинской, 10, на котором – вот сюрприз был, так сюрприз! – я получил официальное приглашение от руководителя музыкантов из Сан-Франциско посетить в следующем году США с моими концертами, лекциями и т.д. На следующий день они не пошли на запланированную экскурсию в Эрмитаж, а занялись моей визой в Генконсульстве США, где меня принял вице-консул и после 15-минутной беседы вопрос о получении мною полугодовой визы был решён. Осталось только получить в ОВИР-е выездную визу, что заняло около двух месяцев. И в конце января я устроил ночной перформанс. Около 8 вечера, мы, небольшой, но активной компанией, прошли по Невскому пр. – от Пушкинской-10, до Фонтанки, где в Доме Дружбы была выставка Кирилла Миллера. И, пока мы шли, один мой очень активный приятель, держа над головой мой загранпаспорт, открытый на странице с полученной утром очень красивой визой, радостно объявлял прохожим, что вот, мол, мы провожаем нашего друга – такого-сякого, классного и обалденного – покорять Америку! Жалко, что ни у кого тогда не было с собой видеокамеры… Люди реагировали по-разному, но чаще – улыбались, поздравляли, и некоторые подходили, обнимали нас, а одна девчонка даже чмокнула меня в щёку… Потом были, правда, какие-то попытки гэбистов меня от этой идеи отвадить… Но в начале апреля я объявляю городу и стране, что намерен пойти на рекорд Гиннесса в категории, которой ещё в мире не было, – и только для того, чтобы проверить себя, насколько я готов к подвигам (как Геракл когда-то). Ведь ехать русскому со своей авангардной, джазовой или рок-музыкой в Америку, это ещё более нелепо, чем ехать в Тулу со своим самоваром! И всё же, перед улётом в Нью-Йорк, мне удалось сотворить в моей студии это беспрецедентное действо!
7 и 8 апреля 1990 г., при постоянно меняющейся аудитории, в течение 24 ч. 20 мин., без остановки играя на 18 инструментах (+ мой голос!), я рождал всё новые и новые музыкальные идеи, играя с ними, как ребёнок с новыми игрушками, вплоть до разламывания их, чтобы узнать – что же у них внутри! Или, наоборот: исследуя, в каких качествах я могу их применить и для каких целей, придумывая им каждый раз новые роли… Здесь я, с вашего позволения, сделаю паузу, т.к. об этом "рекорде" много было написано статей и т.д. См. группы во ВК, в ФБ, заметки в прозе.ру, в стихах.ру и др., ищите в интернете и в библиотеках материалы на эту тему. Их должно быть немало. Да, и, забегая вперёд, скажу, что в 1994 г. мне удалось найти спонсоров и выпустить мой первый российский релиз, причём, сразу из пяти разных компакт-дисков, среди которых был и "Рекорд Гиннесса. 1-й час". В настоящее время у нас осталось около 20 дисков, тех самых – первых. Желающие обрести эти раритеты могут писать мне лично! И всё-таки главное тогда было то, что всего через три дня после "рекорда" я отправился в Москву, потом в Прагу, а после Ирландии и Канады мы мягко приземлились в аэропорту им. Джона Кеннеди.
Об этой "рекордной" музыке тогда хорошо написал один из ближайших друзей всемирно известного художника М. М. Шемякина, когда-то опальный гениальный советский музыковед, доктор искусствоведения, профессор С. М. Сигитов (1940-2020) в своём эссе "Prima Verba", написанном специально для буклета компакт-диска. Вот несколько отрывков из этого эссе (апрель, 1994):
"...Творчество Юрия Касьяника – беспрецедентное явление в музыкальной жизни России эпохи постмодернизма. Автор множества сочинений почти во всех жанрах музыкального творчества..."
"..."Первый час", на мой взгляд, несет особую смысловую нагрузку. Его символический первообраз – книга Бытия из Ветхого завета…"
"...Это первый час Творения мира из ничего. Из одного звука (человеческого голоса), слой за слоем, возникает музыкальное мироздание, вбирающее в себя "древо музыки" как символ "древа жизни".
"...Музыка есть музыка. И каждый слушатель волен в её многозначности открыть свой путь к таящемуся в ней сокровенному смыслу, если это подлинная музыка. "Первый час" Юрия Касьяника наделён именно той подлинностью".
(продолжение следует)
Всем счастья и любви!
Ю.К. 04.08.24 23-05
http://proza.ru/2024/08/24/364
_______На фото:
1. Первый официальный сольный концерт Юрия "Уриэля" Касьяника в СССР, в качестве импровизатора-мультиинструменталиста (16 инструментов). Ленинград, Дом журналистов, 14.11.1989. (концерт прошёл в рамках международного джаз-фестиваля "Осенние ритмы") - фото В. Пешкова
2. Юрий Касьяник в своей студии на Пушкинской-10 -
сразу после финала рекорда Гиннесса, 7-8.04.90:
после 24 час. 20 мин. нон-стоп импровизации
на 16 инструментах - пресс-конференция + автографы...
Фото А. Крупнова
_______
АКТУАЛЬНЫЕ ВИДЕО, АУДИО, СТАТЬИ +
"Приношение Курёхину" № 4 (перед началом):
Гиперпроект 'Курёхинское пространство' (70 дней! 16.05-24.07.2024):
https://www.youtube.com/watch?v=Q3NIwIyYz0I&t=392s
https://vk.com/club225899013
"Каравайчук-Симфония" (2012):
http://proza.ru/2013/03/11/2211
Беседа о Трёх "К" (18.06.24)…
https://www.youtube.com/watch?v=1HNFwmKnCBg
С ЮБИЛЕЙНОГО СТОЛА (июль 2023):
https://tvspb.ru/programs/stories/3112601
https://spbvedomosti.ru/people/yuriy-kasyanik/
Ю.К. | Легенды и мифы Лен.Рок-Клуба (2 части):
https://www.youtube.com/watch?v=YsBwzDCHgqU
https://www.youtube.com/watch?v=OpSGzS4WWEY
Гиперпроект "Ю!–YOU" (01.09.22–01.01.24 - всё!):
vk.com/@-215718464-u-you-giperproekt-dlya-vseh
ИЗ ИСТОРИИ «ВТОРНИКОВ»:
http://vk.com/club787103 - 'TUESDAYS'
https://www.facebook.com/vtorniki.kassyanika/
https://www.fontanka.ru/2003/09/15/61644/
http://www.proza.ru/2012/05/04/260
http://www.stihi.ru/2018/04/08/1384
https://tass.ru/kultura/17492487
_______
О других проектах Ю.К., посвящённых С. Курёхину:
"Курёхинский год" (2014) https://vk.com/club71551369
https://vk.com/event72520609
"Курёхинское время" (2016) https://vk.com/club121372033
https://vk.com/club122906134
Ю.К. в Манеже, на фестивале "Мастер-класс" (2004):
"Музыкальное приношение Курёхину: 50 импровизаций"
© ® – Юрий Касьяник. 2024, все права защищены.
Свидетельство о публикации №224082400364