О сотворении мира

                Вопросу возникновения вселенной посвящено множество трудов святых отцов древней Церкви и современных богословов. В православном вероучении тема о создании мира и человека называется «Шестоднев», по количеству дней творения. Наиболее известное толкование  мироздания дано святителем Василием Великим в «Беседах на Шестоднев». Поэтому я не буду повторять великих святых и пускаться в пространные размышления. Я хочу высказать лишь свои соображения о событиях, предшествующих возникновению мира и о первом дне творения, поскольку они являются тем камнем, положенным во главу угла, на котором зиждется все Священное Писание.   
                Библия в Синодальном переводе начинается так: «В НАЧАЛЕ сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Миллионы, если не сотни миллионов людей читали эти слова. Но я нигде, ни в святоотеческом предании, ни в поучении святых отцов и богословов не встречал внятного толкования на самое первое слово –  «В НАЧАЛЕ». Одни полагали, что речь идет о возникновении мира во времени, а другие, как например, Феофил Антиохийский, Ориген, Амвросий, Августин, считали, по мнению известного богослова XIX в. А. П. Лопухина, что: «слово "в начале" имеет здесь индивидуальный смысл, заключая в себе прикровенное указание на предвечное рождение от Отца второй Ипостаси Святой Троицы – Сына Божия, в Котором и через Которого было совершено все творение». Однако, ни то, ни другое объяснение не может удовлетворить истине. А ведь «В НАЧАЛЕ», как я покажу далее, отражена суть всех 77 книг Библии и таинственного богословия христианства.  У меня, конечно, нет под рукой оригинала Торы, насчитывающий около 3000 лет, и нет даже Синайского кодекса и Масоретских текстов, чтобы увидеть, как в исходном оригинале выглядит первое слово Пятикнижья. Однако, я нисколько не сомневаюсь, что Синодальный перевод XIX в. отражает не только по форме, но и по духу священные тексты Ветхого Завета. Его основу составляют Септуагента или перевод 70 толковников с еврейского языка на древнегреческий и Масоретский текст – наиболее точный перевод Танаха или еврейской Библии, который известен под названием «Рукописи Мертвого моря». Обе рукописи датируются III  в. до н.э. За основу Синодального перевода были взяты именно они, как самые неискаженные и достоверные.
                Ветхий и Новый Заветы являются откровениями Бога или, как их называет преподобный Максим Исповедник: «истечением Логоса, затвердевающем  в форме». Другим словами оба текста – есть воплощение Слова, формой которого являются буквы. Именно поэтому вместе они называются «Священным Писанием», подчеркивая своим названием божественное происхождение и неизменное присутствие Духа. Этот краткий экскурс в историю Древнего мира нам необходим, чтобы убедиться в соответствии не только каждого слова, но и каждой буквы Писания той форме и содержанию, которые Бог дал в Законе Моисею. Итак, если исходить из того, что «В НАЧАЛЕ» не случайность, не вольность переводчиков или ошибка издателей, то крайне важно понять, почему все его буквы – прописные. В богословии и Священном Писании все, что относится к Богу и Его именам, пишется с большой буквы, поскольку имя Божие отражает в себе и Самого Бога. Исходя из этого, не трудно предположить, что «В НАЧАЛЕ» – это не обозначение начала движения или происхождения во времени, а одно из божественных имен. И если такие понятия, как «Создатель», «Творец», «Спаситель», «Всемогущий», «Всемилостивый», «Владыка», «Господь» и иные, никаких сомнений, в обозначении имен Божиих не вызывают, то о слове «В НАЧАЛЕ» этого не скажешь. Перед Моисеем стояла задача точно изложить Божественное откровение и сделать это так, чтобы, с одной стороны, не дать неверным словом, повода для осквернения святыни непосвященными, а с другой – не погрешить в истине. Божественная премудрость, в отличие от человеческих знаний, познается не чувствами, а особым наитием Святого Духа, сверхъестественным образом. То, что через шестнадцать веков после Моисея стало достоянием величайших отцов христианства, было открыто ему Богом в виде созерцания или прямого откровения свыше. Речь идет о логосах или о творящей и мыслящей силе Бога. Я не буду сейчас разбирать это  учение, поскольку оно не имеет отношение к нашей теме и, само по себе, представляет необъятное поприще для богословских исследований. Зародившись в недрах древнегреческой философской мысли Гераклита, Платона и Аристотеля, учение о логосах перешло в раннюю Церковь, и трудами святителя Климента Александрийского и Иустина Философа получило развитие уже в рамках христианской Триадологии, или учения о Святой Троице. Кратко, его можно охарактеризовать следующим образом. Все тварное возникло не само по себе, а первоначально являлось идей или замыслом Бога. «Бог сущностным образом обладает ведением всех вещей до их возникновения», – говорит преподобный Максим Исповедник. Эта идея или ведение называется «логосом». Он рожден в Боге, Богом и  пребывают в Нем вечно и неподвижно, ожидая своего воплощения в надлежащую форму и в положенный срок. Логосы были в Боге всегда, и они неизменны, как и Сам Бог. Логосом, также, называется Сын Божий или Второе Лицо Святой Троицы.  Однако не в смысле идеи, а в смысле творящей способности Бога: Сын Божий, исполняя волю Отца, творит все Святым Духом: «[Бог] в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил», (Евр.1:2), – благовествует апостол Павел. Но Сын творит это не самочинно, а в полном соответствии с планом Божественного домостроительства. Поэтому отдельные логосы вещей соединяются в главном Логосе – Сыне Божьем, чтобы через Него получить бытие в свое время. Это как лучи,  собранные в солнце и из него исходящие. Форма вещи, как и все тварное,  со временем разрушается, а сам логос, ее наполняющий,  пребывает вечно. Эта мысль представляет для нас важнейшее значение, ибо учение о логосах лежит в основе эсхатологии или богословской науки о воскрешении и посмертной участи человека. Каждый неизбежно воскреснет  как раз в силу вечности логосов души и тела. Помимо прочего, это учение объясняет непревзойденную по красоте, гармонии и совершенству картину мира, в котором нет ничего лишнего и случайного. Вспомним слова Писания: «Вся Премудростию сотворил еси» (Пс.103:24), то есть мыслью или идеей. Учение о божественных идеях объясняет почему для Господа нет ничего неизвестного, ибо все сущее в прошлом, настоящем и будущем Он знает как Свои воли. При этом, различают логосы вещей и логосы разумных тварей, к каковым относятся только ангелы и люди. Их преподобный Максим Исповедник называет «частицами Бога». Если подходить к изучению понятия «В НАЧАЛЕ» с этой точки зрения, то истина открывается с совершенно неожиданной стороны.
                Божественные логосы Моисей даже не знал, а созерцал их духовными очами, пребывая на Синае, где «уста в усты» с Богом разговаривал. Он познавал истину, минуя всякие чувства, одним ведением, которое превыше всякого знания. Однако описать все созерцаемое не мог в силу скудости и ограниченности человеческого языка, поскольку: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (1Кор.2:9). Поэтому ему приходилось подбирать такие слова, которые, хотя бы в общем отражали увиденное и приближали к сути откровения Божьего. Я уже говорил, что Священное Писание – это Живой Бог, пребывающий в словах. Поэтому все Писание – боговдохновенно, то есть является не плодом человеческого ума, а неповрежденным откровением Создателя всяческих. Каждая буква Библии имеет своим происхождением Духа Истины и стоит в тексте на положенном месте, согласно воле Божества. Первое слово Книги Бытия должно было стать ключом ко всему Писанию, горчичным зернышком, из которого вырастит большое дерево, укрывающее птиц небесных,  зерном, брошенным в землю, приносящим плод стократный.  Волей Бога таким словом стало «В НАЧАЛЕ». Мы уже видели, что написанное заглавными буквами, оно обозначает Самого Бога, являясь одним из Его имен. Однако, открывая Евангелие от Иоанна, мы читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1), то есть не «В НАЧАЛЕ», а «В начале». Первым словом апостол  Иоанн свидетельствует о начале не как о Боге, а как о возникновении движения или творения. Поэтому его Евангелие начинается в обычном порядке. Это подтверждается последующим текстом: «Слово было у Бога», то есть Сын пребывал в Отце, и «Слово Было Бог» или Сын Божий такой же Бог, как и Отец. Таким образом, Иоанн повествуют о том, что началом творения было действие Слова [Логоса] или Сына Божьего, Который пребывая в  Отце, все совершал по Его воле, будучи Сам Богом.  Поэтому «В начале» Иоанна совершенно не то, что «В НАЧАЛЕ» Моисея, ибо первое говорит о возникновении бытия, а второе повествует о Боге. Но вернемся к Моисею.
                Если исходить из того, что начало Книги Бытия – это имя Бога, то неизбежно следует вывод, что в Нем, как в начале, пребывают логосы всего сущего, которым суждено явиться в мир: неодушевленным и неразумным тварям – как идеям Бога, а разумным – как Его частицам. Поэтому, когда Библия говорит, что: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1-4),  то мы должны понимать эти слова означают следующее. В Боге неизменно пребывают идеи всего сущего, включая и логосы материи. До времени они пребывали в латентном состоянии, ожидая своего часа. Нетварная энергия Бога наполняет эти логосы силой и личными природными качествами. Эту энергию символизирует Дух Божий, витающий над бездной, то есть над пустотой или над тем, чего еще нет. Появление света, означает активацию логосов материи, выражаясь современным языком, которая обретает свои природные качества положительного или мужского [свет] и отрицательного или женского [тьма] начала. Неслитное [разделение света и тьмы] соединение этих начал порождает материю, которая становится исходным материалом божественного творения. Противоположность составных частей матери характеризуется невозможностью их слияния, как не может небо соединиться с землей, хотя и друг без друга они не существуют. Кроме того, если возникает слияние двух природ, то это приводит к уничтожению обеих, что недопустимо в божественном строительстве.  Из этого следует, что в основе всего тварного лежит единство и не слитность противоположностей, что позже наглядно проявилось в Богочеловеческой природе Христа. Далее Писание гласит: «И увидел Бог, что свет хорош». Это не означает, что Господь Сам не знал, что получится, а когда увидел, что вышло неплохо, то обрадовался. Эти слова говорят о том, что реализовалась идея Бога о свете, как части материи, поскольку увидеть можно только то, что существует. «Свет хорош» – это не определение его качества, вроде плохой-хороший, добрый-злой, а сущность или природа божественного света, означающая положительное или творческое начало двусоставной материи. Другими словами: «Бог увидел, что свет хорош» – означает, что логос энергии или движущей силы материи приведен в действие, согласно воле Творца. Отделение света от тьмы, говорит о возникновении двух начал всего сущего: мужского и женского, положительного и отрицательного, материального и духовного, тленного и вечного, жизни и смерти. Без этого разделения существование вселенной невозможно.
                «И назвал Бог свет днем, тьму ночью» – этот стих не говорят о времени суток, ибо еще солнце и светил небесных не было, как и самого времени. «День» – это мир вечный, неизменный, духовный, или Царство Небесное, или Церковь Торжествующая, а «Ночь» – мир материальный, временный, тленный,  мрак преисподней, обитель скорби и печали. Если с логосом света, как идеей Бога,  более или менее понятно, то со тьмой не все так просто, поскольку тьмы, как таковой, не существует, как не существует и самого зла. Согласно диалектике, все, что есть содержит в себе природу его породившую. Но зло и тьму никто не порождал, а, стало быть, они не существуют, как не имеющие собственной природы. Поэтому под «тьмой» здесь понимается не бытие чего-то сущего, а состояние, в котором свет или добро не активированы, то есть никак не проявляются. Есть расхожее мнение, что зло – это отсутствие добра. Однако, оно не корректно с богословской точки зрения, потому что добро – это Бог, а Бог есть всегда и везде, и нет ничего и нигде, где бы Его не было, включая самые глубины ада. И только один Господь знает когда, и в какое время для всякой твари «будет свет», то есть, когда она проявится. Таким образом, свет – это возникновение сущего, а тьма – состояние ожидания его появления или материнская утроба мира. Изучив понятие о логосах и творческой силе Бога, мы можем перейти к сотворению мира.
                Из Ветхого Завета нам известно, что вначале Бог сотворил вселенную, а потом человека. Такая последовательность обусловлена Премудростью Божьей, подготовившей условия для прихода в мир Адама. Господь сначала создал природу, а затем сотворил человека по образу и подобию Своему. Таким образом, вселенная состоит из мира и человека, который и является ее частью, и содержит ее в себе одновременно, то есть он – и микро, и макрокосмос. Бог создал рай и поместил в него наших праотцов, чтобы через красоту творения они познавали и восхваляли Творца.  Святитель Василий Великий писал: «Сей мир – училище для разумных душ, в котором преподается им боговедение», то есть он говорит о том, что Бог познается через Свое творение. Выше я говорил, что Господь  сначала создал некий материал – материю, из которого потом произвел вселенную. Как горшечник, который сначала замешивает глину, а только потом делает горшок.  Материя ничто иное как прах, из которого был сотворен Адам. Первозданное вещество несет в себе Божественную энергию [свет], посредством которой оно получило способность к регенерации или к восстановлению и превращению.  Наглядным примером тому является деление клетки. Возникнув, материя стала ограниченной, поскольку важнейшими свойствами всего тварного являются форма, расстояние и время, а это все признаки тления и переменчивости. Как сотворенная Богом, природа поддерживается Им и живет. Существование материи в любой ее форме вне Промысла Божьего невозможно. Пророк сказал: «Вся Премудростию сотворил еси»; не сказал: «Премудро», но «Премудростию», то есть Божественной мыслью [энергией].
                Познание человеком мира включает в себя определение причины и времени возникновения вселенной. В мирской науке – эти исследования остановились на строении атома, после чего ум оказался бессильным и далее распространиться не может. Это для него – тупик. С древних веков люди стремятся понять природу вещей. В попытках объяснить мироустройство, человечество тратило тысячелетия от древних греков до современных философов. Приблизиться к ответу на вопросы происхождения жизни и смысла бытия  человечество смогло только с воплощением Иисуса Христа. В Своих заповедях и притчах Спаситель раскрыл тайны Божественного промысла, недоступные предыдущим поколениям. Только благодаря Евангелию мы узнали, что Бог сотворил весь видимый и невидимый мир по Своей воли, через Единородного Сына, Святым Духом. Эти понятия, раскрывающие нам домостроительство Святой Троицы, были недоступны эпохе Ветхого Завета. Через веру, которая является единственным способом богопознания, мы сподобляемся духовного видения, раскрывающего природу вещей, чего в Ветхозаветной истории удостоились  только Моисей и великие пророки.
                Любая  сущность может быть познана только, как нечто простое, несложное и несоставное. В противном случае, возникнет необходимость познания всех, составляющих единый объект частей. В созданном мире нет односложной и простой природы, ибо простым и несложным может быть только нетварное, то есть Бог. Выше я сказал, что жизнь вселенной началась с материи, из которой потом Словом было приведено в бытие все тварное. Поскольку, сама материя является не простой, а составной [как форма и содержание, как свет и тьма], то и все, что из нее возникло также является составным или сложным, ибо сложное не может родить простое.               
                Начиная Пятикнижье, Моисей повествует о сотворении не только нашего мира, но и мира невидимого, горнего, говорит о возникновении всего сущего. Поэтому каждый из шести дней творения можно охарактеризовать следующим образом. Первый день – проявилась творческая энергия Бога [свет], возникли грубая и тонкая материи [ангельская природа]. Во второй день – возникли невидимый [вода над твердью] и видимый [вода под твердью] миры. Третий день явил землю  [суша] и водную среду [моря], а также заложил основу будущей растительной жизни. В четвертый день появились солнце, звезды и система галактики, то есть все то, что необходимо для времяисчисления. На пятый день – Бог приводит в бытие различную живую тварь, обитающую в водной и воздушной средах, то есть низшие формы фауны. Шестой день – самый важный. Бог творит животных и человека по образу и подобию Своему. Ну, а в седьмой день – Бог почил от праведных трудов Своих в том смысле, что мироздание свершилось, а не потому, что Господь устал. Так схематично выглядят дни творения, если не вдаваться в их глубинный богословский смысл. При описании каждого дня, Библия повторяет: «И увидел Бог, что это хорошо».
                Хочу еще раз подчеркнуть, что слова Писания никогда нельзя понимать буквально, иначе тупик познания неизбежен. Бог всегда знает все, и в Нем нет никаких колебаний или изменений, и поэтому убеждаться в том, что все сотворенное – «хорошо», Ему невозможно по определению, ибо противное будет означать, что Бог не был до конца уверен в том, что творил, а когда увидел, то испытал удовлетворение от соделанного. А это – верх нечестия. Дух Святой словами Библии говорит о том, что под словом «хорошо» следует понимать проявление идей [логосов] Бога в их творческом аспекте, а не оценку понесенных Создателем  трудов. Здесь мы подходим к одному очень важному моменту, раскрывающему весь ход и цель домостроительства мира. Всемогущий Бог, как творец веков,  пребывает вне времени, а значит никакая периодизация для  Него немыслима. Поэтому под «днями творения» понимается не время суток или этапы деятельности, а строгий порядок планирования или проявления в действии Его идей или логосов. Господь мог одним мановением мысли создать весь мир мгновенно, то есть быстрее долей секунды. Однако не сделал этого, потому что это был бы фокус, а не творение Премудростью. Бог – неизменяем и неподвижен, поскольку нетварен и вечен. Поэтому думать, что Господь что-то творит в буквальном смысле – значит утверждать Его изменяемость и непостоянство, а это – ересь, поскольку всякий делающий в процессе труда изменяется сам, что для Бога невозможно в принципе. Дни творения, о которых повествует Моисей, во-первых, раскрывают нам учение Божие о всякой разумной деятельности, которая подразумевает планирование и определение цели, без чего она обречена на провал, а во-вторых,  свидетельствуют о приведение в бытие логосов каждого дня в соответствии с Божественным планом. Другими словами, в «Шестодневе» Господь ничего не творит, потому что это не создание чего-то нового, что для Бога немыслимо, а прояаление во вне того, что было в Нем всегда, то есть божественных идей или логосов. Все, что было, есть и будет от сотворения мира до его кончины – в Боге есть, было и будет всегда. Именно поэтому Он неизменяем и неподвижен. Каждая идея возникает как вещь, в строго предназначенное ей время и в полном согласии с Промыслом.  Таким образом, «Шесть дней творения» – это не ежедневные труды Господа и последующий за ними отдых, а приведение в бытие идей Бога, предшествующих возникновению мира. Кроме того, это и наставления человека в разумной деятельности, основание которой – в  определении цели и планировании ее достижения. Подтверждение этому мы находим в следующих главах Книги Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Казалось бы, все понятно: захотел Бог и создал мужчину и женщину. Но, читая дальше,  мы неожиданно узнаем, что опять: «Создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2:7), и после этого снова говорится о создании женщины: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:18;22). Возникает закономерный вопрос: Бог, что дважды создавал человека и жену его? Первый раз в первой главе, а второй раз – во второй? Но это немыслимо для Бога. Так в чем же дело, как понять эти, казалось бы, противоречащие друг другу слова Писания? Если не понимать сути «Шестоднева», то недоумение останется неразрешенным. Только учение о логосах дает верный ответ на этот вопрос. В первой главе Библии речь идет о божественных идеях или образах будущих Адама и Евы, а во вторая повествует об их возникновении. Тоже касается и тварного мира с его флорой и фауной. Все дальнейшие события, описываемые в Ветхом и Новом Заветах, неизбежно вытекают из первого дня творения и порядка возникновения всякой вещи, как заранее пребывающей в Боге в виде идеи.
                Рассуждать на тему всего сущего, видимого и невидимого, можно до бесконечности, как бесконечен и Сам Творец. Поэтому я коснулся лишь самого начала, предшествующего возникновению вселенной и человека. Я посчитал это важным, поскольку все последующие наши беседы будут основаны на знании природы вещей и их логосов, которые существуют в Боге вечно и неизменно.


Рецензии