1. Хотел ехать дале, да кони встали,

или ЗАХОЧЕШЬ ДОБРА - ПОСЫПЬ СЕРЕБРА

История первая, почти безнадежная

Не так давно некий читатель меня слегка упрекнул в том, что я не ценю тогдашнее социалистическое время, которое мне дало все. В том числе и хорошее образование, которым я так горжусь.  Мол, не будь у меня бесплатной возможности закончить вуз, я б не опусы сейчас писала, а вывески на магазинах по слогам считывала.

Кто знает? Только и тогда было не все так просто, как кажется иным гражданам. Которые, может, и жили в те времена, но другой жизнью. У всех она была разная...

Я более-менее училась в школе. Звезд с неба не хватала, но и на второй год не оставалась. И вообще, средний балл аттестата (тогда он суммировался с результатами вступительных экзаменов в вуз) у меня был 4,5. Что неплохо.

Но большие проблемы у меня были с точными науками. Едва-едва тянула. Потому никак не могла по окончании школы поступать в инженерно-строительный институт, где учились практически все мои родственники. И близкие, и дальние. Даже троечники. Как-то пристраивались.

Потому была у меня одна дорога. И ещё дорожка. Дорожка - в культпросветучилище. Дорога - в пединститут. Не сказать, что я мечтала стать педагогом. Отнюдь. Но там был филфак. А я, как вы уже поняли, с детства тянулась к сочинительству. Потому все ж вышла на дорогу, а не пошла по дорожке. К тому же я ни петь ни рисовать...

Не буду затягивать с рассказом о моем затянувшемся поступлении. Если коротко, дело было так. В первый год потеряла единственную возможность стать студенткой волгоградского педа, написав сочинение на трояк.  Ошеломленная невозможностью такового расклада, пришла забирать документы.

В приемной комиссии не отдали, убедили сдавать остальные экзамены. Послушалась, сдала. И отлично. Полбалла не хватило до проходного. А это был единственный год, когда городскому абитуриенту в этот вуз была дорога открыта. Потом дверь захлопнулась.

Волгоградский педагогический институт стал в большей степени  специализироваться на подготовке   сельских учителей. Для деревенской молодёжи из ста мест предоставлялось 80. И конкурс был смешной. Остальные 20 делились пополам. 10 для горожан, 10 для отслуживших в армии.

С армией мне как-то не светило, потому я стала поступать на 10 городских мест. Это в городе-миллионнике! По два раза в год поступала. На заочное и на дневное. В приемной комиссии меня полюбили как родную. Но помочь не могли. Прятали глаза, когда являлась забирать документы. Не проходила по конкурсу.

Причём, сдавала экзамены стабильно одинаково. Сочинение и английский - четвёрки, русский язык и литература - пятёрка, история - пятёрка.  И не заслуживала стать студенткой...

Потеряла на этих попытках ещё два года. Причём, пыталась найти выход за пределами города. Пробовала сдать документы в Борисоглебский пединститут в рамках нашего региона. Там их даже не приняли. Дескать, в свой по месту жительства поступайте. Думаю, врали, что нельзя. Но поверила...

А дома у меня был ад. Родители, родственники, и дальние, и близкие, ежеденно убеждали меня смириться и поступать в инженерно-строительный.  Мол, не судьба филологом стать. И на фиг он, этот словесник, нужен? А без высшего образования я вроде и не совсем родная дочь, сестра и прочая родственница получалась.

Увы, платных студентов в те времена официально  не было. Но все вокруг знали, что за взятку можно было поступить в любой вуз. И я, в очередной раз приезжая в педюшник, видела там своих собратьев по абитуриентству, сдавших хуже меня, но каким-то волшебным образом ставших студентами.

Короче, стали мы искать, кому и сколько дать, чтобы сбылась моя мечта. И даже родители, не имеющие высшего образования, и потому вдвойне желавшие его для своих детей, смирились с моим упрямством. Дали добро на взятку. Типа "Захочешь добра - посыпь серебра".

Завтра расскажу об этом.


Рецензии