Пролог

Из интервью отца Богдана Сойко, единственного сына отца Игоря Сойко:

" - Как ваше здоровье, батюшка?

 - Спасибо, уже лучше.

Я перенес тяжелую операцию, но по молитвам моих близких, - а самые близкие для меня люди - это не только мои родные, но и весь причт, и все прихожане нашего собора - по их молитвам Господь уже даровал мне исцеление.

Но знаете, что я хочу вам сказать? - подарком нужно считать не только исцеление, но и саму болезнь.

Недуги приносят душе многую пользу…

Люди всегда стремятся к тому, чтобы осознать смысл жизни. И это не всегда им удается! Как часто человек уходит из жизни, так и не поняв, зачем он появился на свет!

Тяжелые болезни посещают нас, чтобы мы попристальней вгляделись в этот чудесный, безценный дар Божий - жизнь…

И для того, чтобы поняли, что жизнь - это именно Божий дар, а не очередная случайность в цепочке случайных событий, чтобы мы почувствовали благодарность Богу за этот дар, ощутили какое-то тепло в душе.

И даже страх смерти может многому научить: ведь почему мы боимся смерти, почему мы хотим жить подольше? Потому что у нас в душе заложен, если можно так выразиться, инстинкт безсмертия.

Мы чувствуем, что должны жить вечно, - как о том и учит Церковь.

Но физическая смерть - она как бы ставит под сомнение эту мысль о безсмертии. Нас охватывает страх, мы хотим спастись от этого страха - и тогда приходит молитва.

А это самое важное: молитва, беседа с Богом.

Молитва славословия или молитва благодарения, или молитва прошения…

Если мы просим, Господь нас слышит, если мы благодарим, Господь принимает нашу благодарность.

Но самая сильная молитва - это когда мы славим Отца и Сына и Святого Духа.

Но нужно не только обращаться к Богу и слышать то, что Господь говорит нам, ведь человек обладает всеми чувствами для восприятия Его Слова.

Почему последним умирает у человека чувство слуха? Потому что с его помощью мы слышим начала Слова Божия…

- Говорят, что во время тяжелой болезни человек заново вспоминает всю свою жизнь - с самого раннего детства…

- Да… Я родился в семье священника и уже в три года прислуживал своему папе в алтаре.

Мои папа и мама были людьми глубоко верующими, благочестивыми, и меня воспитывали в таком же духе…

Воспоминания о них - это духовная утеха, которая дает мне жизненные силы в совершении таинств, особенно Евхаристии.

- Расскажите, батюшка, как именно вас воспитывали в такое тяжелое, безбожное время? Какие слова говорил вам ваш отец, какой пример подавал?

Тяжело вздохнул батюшка:

- Дело-то в том, что я с семи и до семнадцати лет своего отца не видел…

Он десять лет провел в заключении, а мы без него тоже как в тюрьме жили.

Эта рана у меня так и не зажила до сих пор.

Так что в духе веры и любви к Церкви я воспитывался моей мамой.

Мама, невзирая ни на что, всегда посещала храм Божий и меня с собой водила, и я ей благодарен за то, что в самые трудные годы на первом месте в нашей семье был Бог.

- Батюшка, если вам не трудно, расскажите, как вашего отца арестовали…

- Трудно, трудно.

Я бы не очень хотел об этом говорить, но…

Это был обыкновенный день.

Папу вызвали в районную администрацию.

Он, по всей вероятности, чувствовал что-то нехорошее и поэтому особенно тепло попрощался с нами, благословил и спокойно пошел.

А уже к вечеру в нашем доме был обыск, у нас отняли все наши пожитки, - я, например, остался только с той одеждой, которая была на мне, и еще оставили маленькое детское одеяло.

Дом, в котором мы жили, был церковным, и нас попросту выкинули на улицу, - с тех пор мы так и скитались по родственникам и знакомым.

Но… Люди переживали и большие трудности, чем мы.

Отец, как говорится, отсидел от звонка до звонка и еще пять лет провел в ссылке, в Сибири, в деревне Кома на Енисее.

Там был величественный храм, а сейчас, когда эту местность затопили, от него остался один маяк.

Покойный митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, память которого очень почитают в Сибири, старался пристроить всех священников, вышедших из тюрьмы.

И так по всей Сибири служили недавно отсидевшие батюшки.

Это были очень умные, талантливые, высокообразованные священники, многие из которых закончили столичные университеты.

Когда по праздникам они собирались, чтобы поговорить, у них шли такие увлекательные ученые беседы!..

О политике после заключения они уже не говорили вовсе, но вспоминали дни своей учебы или обсуждали трудные богословские вопросы.

Это было очень интересно!"

(в работе)

__________

приступить к Эпиграфу:

http://proza.ru/2024/08/18/977

приступить к Эпилогу:

http://proza.ru/2024/08/28/938


Рецензии