Библейские мифы, легенды и притчи17

                Давид и Вирсавия
Давид воевал с иевусеями и, захватив Иерусалим, сделал его своей столицей.  Царь Тирский прислал Давиду кедровые деревья и плотников, и каменщиков, и они построили дворец Давиду. Взял Давид многих жен и наложниц, и родили они ему сынов и дочерей.

Однажды Давид послал военачальника своего Иоава с войском против аммонитян, а сам остался в Иерусалиме. И вот, прогуливаясь по кровле дворца, увидел он в каком-то дворе купающуюся в пруду женщину, прекрасную видом.

Давид послал узнать, что это за женщина. Ему сказали: «Это Версавия, жена Урии Хеттеянина».

Давид послал слуг привести ее. Вирсавию привели, и царь спал с ней, после чего Вирсавия вернулась в свой дом. Урия же был в это время на войне.

Через некоторое время Вирсавия известила Давида о том, что она стала беременна от него. Тогда Давид послал гонца к Иоаву, чтобы тот отпустил на время Урию домой: он хотел покрыть грех Вирсавии. Но Урия отказался вернуться домой даже на время, пока идет война и все сыны Израильские пребывают в поле. Тогда Давид отправил Иоаву тайный приказ: поставить Урию там, где будет самое сильное сражение, чтобы он погиб. Иоав так и сделал, и муж Вирсавии погиб в первом же бою.
 
Вирсавия горько плакала, узнав о смерти мужа, но Давид взял ее в свой дом, и она утешилась, став его женой, и родила ему сына.

Пришел в те дни к Давиду пророк Нафан и рассказал ему притчу:

-В одном городе жили два человека: один бедный, другой богатый. У богатого было много скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он выкупил маленькую и выкормил. Она выросла вместе с его детьми, ела его хлеб, пила из его чаши, спала на его груди и была дня него, как дочь.

Но пришел к богатому человеку гость, и надо было приготовить угощение ему, и богатый человек пожалел заколот овцу или вола из своего скота, а отнял единственную овечку у бедняка и зарезал ее. Что сделать такому человеку?

-Жив Господь! - воскликнул Давид, выслушав рассказ. - Достоин смерти человек, сделавший это.

Тогда сказал Нафан Давиду:

-Этот человек — ты! Господь помазал тебя в цари над Израилем, избавил тебя от руки Саула, дал тебе дом и жен, и если этого тебе мало, добавил бы еще. Зачем же ты пренебрег милостью Господней, сделав зло пред очами его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом аммонитским, а жену его взял себе! И вот говорит Господь: «Я воздвигну на тебя зло и возьму твоих жен, и отдам ближнему твоему. Ты сделал тайно, а я сделаю это явно пред всем Израилем и пред солнцем.»

-Горе мне! - сокрушенно вздохнул Давид. - Согрешил я пред Господом. Я должен умереть.

-Господь снял твой грех, - ответил ему Нафан. - Ты не умрешь. Но умрет твой сын, родившийся от Вирсавии.

Так и случилось. Ребенок вскоре заболел и умер. Через год Вирсавия родила Давиду другого сына и нарекла ему имя: Соломон.


                Авессалом и Амнон
У одного из сыновей Давидовых Авессалома была красивая сестра по имени Фамаль, и полюбил ее Амион, другой сын Давидов, от другой жены. Так полюбил, что заболел и таял с каждым днем, как свеча.

У Амиона был друг по имени Ионадав, сын Самая, брата Давидова, - человек очень хитрый. И сказал Ионадав Амнону:

-Ложись в постель и, когда отец придет проведать тебя, попроси, чтобы Фамарь приготовила кушание тебе и накормила тебя: тогда, мол, выздоровеешь.

Вот пришел царь навестить сына своего, и сказал Амнон ему:
 
-Пусть Фамарь, сестра моя, приготовит на моих глазах лепешку или две, и я поем из ее рук.

Давид послал за Фамарью. Она взяла муки, замесила и приготовила лепешки. Но когда она поставила лепешки перед Амионом, он схватил ее и стал говорить:

-Я люблю тебя, сестра моя! Ложись со мной, утешь меня своей лаской.

Она стала вырываться и возражать:

-Нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле, не делай этого безумия! Куда я потом пойду с моим бесчестием? Поговори с царем, отцом нашим: он не откажет отдать меня тебе.

Но Амнон не хотел слушать ее. Он преодолел ее и изнасиловал. Когда же добился своего, то любовь в нем сменилась ненавистью, и сказал он Фамари:

-Иди прочь, блудница!

-О, Амион, - взмолилась поруганная девушка. - Прогнать меня — это зло еще большее, чем то, которое ты сделал со мною. Как ты можешь?

Но Амион позвал слугу и велел вывести Фамарь и запереть за ней дверь.

Амарь разодрала разноцветные одежды свои и посыпала голову пеплом, и пошла домой с громкими воплями.

Авессалом, увидя сестру, сразу понял, что с ней случилось, но велел ей молчать об Амноне, сам же затаил на него ненависть.

Через два года у Авессалома было стрижение овец, и позвал он всех сыновей царских, чтобы отпраздновать этот день. Когда уселись все за пиршественный стол и развеселились от вина, Авессалом дал знак своим верным слугам — и они напали на Амнона и убили его.

Остальные царские сыновья в страхе соскочили со своих мест, бросились к своим мулами поскакали прочь, думая, что и их ждет та же участь.

Когда они были еще на пути домой, дошел до Давида слух, что Авессалом умертвил всех его сыновей. Разодрал царь от горя свои одежды и повергся на землю с громкими стонами, и все слуги его разодрали одежды. Но Ионадав, племянник Давидов, сказал царю:

-Не верь слуху сему, господин мой! Ибо не всех братьев своих умертвил Авессалом, а только Амнона, которого ненавидел с тех пор, как Амнон обесчестил сестру его.

Тут и сыновья вернулись. Увидел Давид, что прав Ионадав, и утешилось сердце его, и не стал он преследовать Авессалома. Авессалом же убежал в Гессур, к царю Фалмаю, и пробыл там три года.


                Возвращение Авессалома
Когда прошло три года, Иоав увидел, что Давид тоскует по Авессалому, и решил помирить их. Нашел он умную женщину и послал к царю.

-Что тебе? - спросил царь.

-Я вдова, - отвечала женщина, продолжая плакать. - Муж мой умер и оставил мне двух сыновей. Однажды они поссорились в поле, и некому было их разнять, и один из них убил другого. И вот все родственники требуют теперь, чтобы я отдала им убийцу, чтобы казнить его за душу брата его, и так погасят они последнюю искру мою, и не останется мужу моему имени и потомства на земле. Мы умрем и будем, как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать. Да будет слово господина моего царя в утешение мне, ибо господин мой царь, как ангел Божий, может выслушать и доброе и худое.

Слушая ее, Давид вспомнил об Авессаломе, и подумал он: «Неспроста пришла ко мне эта женщина со странной своей историей!»

-Не Иоав ли тебя послал? - спросил он.

Женщина сразу перестала плакать и смиренно ответила:

-Да, господин мой царь! Точно, раб твой Иоав послал меня и вложил мне в уста все слова, чтобы притчею научить тебя. Но господин мой царь мудр, как ангел Божий, и знает все на земле.

Тогда Давид послал за Иоавом и сказал ему:

-Да будет так, как ты хочешь! Пойди в Гессур и приведи Авессалома. Пусть возвратится в свой дом, но видеть я его не могу: не утихла моя скорбь по Амнону.

И возвратился Авессалом в Иерусалим, и не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как он. От подошвы ног до верха головы не было у него недостатка. Когда он стриг голову свою — а стриг он ее каждый год, - то волосы его весили двести сиклей. У него родились три сына и красавица-дочь, которую он назвал Фамарь, по имени любимой сестры.

Два года жил Авессалом в Иерусалиме, не видя отца своего. На третий год решился он предстать пред царем, чтобы просить прощенья. Послал он слуг своих к Иоаву, чтобы тот замолвил за него пред Давидом. Но Иоав не захотел идти к нему. Послал другой раз и опять тщетно.

Тогда Авессалом сказал своим слугам:

-Вон поле Иоава возле моего поля! Там ячмень у него. Пойдите, выжгите его!

Пошли слуги и подожгли ячмень. Иоав тут же явился и спросил во гневе:

-Зачем слуги твои выжгли мое поле?

-Я посылал за тобой, но ты не шел, - ответил царевич. - Вот и пришлось мне вызвать тебя таким способом. Пойди спроси у царя: почему не допускает меня пред свое лицо? Я хочу видеть его. Если я виноват, пусть он лучше убьет меня!
 
Пошел Иоав к Давиду и пересказал ему слова Авессалома. Позвал Давид Авессалома, поцеловал его и простил.


                Гибель Авессалома
Получив прощение, Авессалом возгордился. Он завел у себя колесницы, лошадей и пятьдесят скороходов. Рано утром он вставал у царских ворот и, когда кто-нибудь шел к царю на суд, спрашивал, с каким делом тот пришел. И когда человек отвечал ему, он говорил:

-Дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. Вот если бы меня поставили судьей в этой земле, то я каждого судил бы по правде!

Так поступал Авессалом со всяким израильтянином, приходившим в суд к царю, и вкрадывался в сердце Израиля.

Однажды Авессалом сказал царю:

-Когда я жил в Гессаре, то дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, я принесу ему жертву в Хевроне. Отпусти меня исполнить завет мой!

-Иди с миром! - ответил Давид, не подозревая дурного.

Придя в Хеврон, Авессалом стал рассылать лазутчиков по всей земле Израильской со словами: «Авессалом воцарился в Хевроне». Со всех сторон к нему стекался народ, и составился сильный заговор, ибо сердце израильтян склонилось к Ависсалому.

Услышав о заговоре, Давид взял своих верных слуг и ушел из Иерусалима, чтобы не настиг его там Авессалом и не убил. Оставил он только десять своих наложниц, чтобы следили за домом. Он шел босой и плакал, и все люди, бывшие с ним, плакали. Авессалом же вошел в Иерусалим, и народ израильский воскликнул:

-Да живет царь! Да живет царь!

Давид осмотрел людей, бывших с ним, и поставил на ними тысяченачальников и сотников, и послал их против Авессалома.

-Только самого Авессалома не убивайте, - сказал он. - Сберегите мне сына.

Вышло войско в поле, навстречу израильтянам, и было сражение в лесу. Народ Израильский был поражен рабами Давида — двадцать тысяч их погибло.

Авессалом, спасаясь от всадников Давида, скакал на муле. Когда мул вбежал под ветви большого дуба, то Авессалом зацепился волосами за ветви и повис между небом и землей, мул же побежал дальше.

Один из воинов Давидовых увидел это и поспешил к Иоаву:

-Там Авессалом висит на дубе!

-Что же ты не убил его, - воскликнул Иоав. - Я бы дал тебе десять сиклей серебра и один пояс.

-И за тысячу сиклей не поднял бы я руки на царского сына, - отвечал воин. - Ибо я слышал, как царь приказал: «Сберегите мне Авессалома!».

Тогда Иоав сам поехал к тому дубу и , взяв лук, выпустил в Авессалома три стрелы прямо в сердце.

Потом Авессалома сняли с дерева и бросили его в лесу в глубокую яму, и наметали над ним огромную кучу камней.

Иоав послал вестников, и они сообщили Давиду о смерти сына.

-О, Авессалом, - зарыдал царь. - Сын мой! Сын мой! О, кто бы дал мне умереть вместо тебя, Авессалом!..

Обратилась победа того дня в плач для всего народа, и входил народ в город украдкой, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились  в бегство. А царь, закрыв лицо руками, все взывал:

Сын мой, Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!..

Пришел тогда к нему Иоав и сказал:

-Ты в стыд привел сегодня всех слуг своих, спасших жизнь твою, и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен и наложниц твоих. Ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя. Если бы Авессалом остался жив, а мы бы все умерли, тебе, наверное, было бы приятнее. Встань, выйди к народу! Ибо, клянусь Господом, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека.

Пошел Давид и сел у ворот, и пришел весь народ пред лицом царя.

Оказался там один негодный человек по имени Савей из колена Вениаминова. Он затрубил в трубу и вскричал:

-Нет нам части в Давиде, нет доли в сыне Иессеевом! Все по шатрам, израильтяне!

И отделились израильтяне от Давида, и пошли за Савеем. Иудеи же остались на стороне царя своего, от Иордана до Иерусалима. Тогда сказал Давид:
 
-Теперь наделает нам зла Савей больше, нежели Авессалом!

Выступил Иоав с войском вслед за Савеем и осадил его в крепости Авела. Крепость выглядела неприступной, но Иоав был полон решимости взять ее. Он велел насыпать вал вокруг города и начал разрушат стены. Тогда одна из жительниц Авеллы закричала со стены:

-Иоав! Зачем ты хочешь разрушить наш город? Мы всегда были верны Израилю!

-Я пришел не для того, чтобы разрушить город, отвечал ей Иоав. - Но человек по имени Савей поднял руку на царя Давида. Выдайте мне его, и я отступлю от города!

Женщина пошла к своему народу, и отсекли голову Савею, и бросили со стены под ноги Иоаву.

Иоав вострубил в трубу, и разошлись все люди его по шатрам. Иоав же возвратился в Иерусалим. Так Давид стал опять царем над всем Израилем.


Рецензии