Суд Правды
Преподобный Серафим (Вырицкий)
Что такое правда? Это то, что есть в реальности, что истинно. Правда всегда одна. Нет двух правд, одна из них будет неправда, даже если будет выглядеть более правдиво, чем другая…
Ложь – это то, чего в реальности нет, по сути это – тьма.
Правда ослепляет, как яркий свет. Человекам такой свет может оказаться невыносимым для ума и эгоистической психики. А ложь – мрак, в котором можно как сокрыть любую вещь, так и показать уродливое как красивое. Потому слова, что красота спасёт мир – тоже ложь.
Кто сознательно произносит неправду, те сознательно творят мрак, морок. И у них внутри поселяется страх, поначалу для них нелепый, но временами их беспокоящий…
У кого-то – осознанный страх, что ложь раскроется. У кого-то страх неосознанный, непроявленный – но как только кого из них сподобит задуматься о смерти… А задуматься о смерти означает задуматься и о Боге – и тогда может проявляться и другой страх, он как бы проникает свыше, от Бога.
Это поначалу страх того, что при смерти его ложь останется вместе с ним, и из-за этого никто никогда не узнает правды, а освободиться от этой лжи уже не будет никакой возможности. А признаться в соделанной неправде тоже никак невозможно – это значит перед всеми разломать свой раскрашенный манекен, и все увидят, чем набито его нутро…
И это – ловушка ада, бесповоротная гибель…
Потом такой страх порождает ощущение, что у него не будет реальности, а с ним останется нереальность – его ложь. А значит и его лично в реальности не будет – он распадётся и растворится, и в Книге Жизни, которая где-то кем-то наверняка ведётся, он будет вычеркнут, и даже следа от него не останется…
Он был – и вот его нет. А быть и остаться можно только в реальности, которая есть Бог.
А правда – она была и есть, и только она и останется, а вот его уже не будет – он сам себя отрезал от правды, от реальности, от Бога. Он совершил попытку убиения истины – а это выступление против Бога.
Это всё – и есть суд Божий, и он – внутри человека, он вершится без судей, без обвинения и защиты.
А если понять, что ныне весь наш мир погряз в неправде, пронизан ложью, то становится жутко от участи этого мира. А мы с миром этим повязаны.
Можем ли развязаться, освободиться от мира лжи?
Как развязаться – о сём говорят святые отцы: прежде всего надо отсечь от себя своё мирское «я», которое привязывает тебя к миру. И привязаться к Богу. Чем привязаться – об этом также просто и понятно сказано – верой и любовью.
Кому-то это понятно, но немногим это ясно настолько, чтобы стать ведущей доминантой в их жизни.
Как можно любить кого-то, если любишь только себя?
Да и жажда бессмертия – это не любовь только к себе? Не желание, чтобы драгоценный предмет этой любви жил вечно?
Тот, кто начинает с любви, не испытав сначала страха Божия, любит лишь себя и того, которого легко любить, – но не Бога, первоначально страшного и непостижимого. Если же человек ужасается и отчаивается – только тогда Бог над ним «сжалится», и приведёт его к истинной любви и значит, к правде и истине. А значит, приведёт и к Себе.
А как быть тому, кто живет неправдой, кто просто неспособен распознать и отличить ложь от правды? Кто считает выдумку правдой, а правду – прикрытием лжи? Простота хуже воровства – нет зла хуже убеждённой тупости, оно часто злее преднамеренного зла…
Бог и такого не оставляет – Он побуждает его мучиться. Ведь даже злодей всё равно мучается. Чтобы через муку душевную мог прийти к раскаянию, покаянию, и к просьбе – к молитве.
И как можно прервать неосознанный, свыше в нас запрограммированный самосуд? Бог и через Писания, и через свидетельства показывает выход – покаяние. Только покаяние искреннее, которое вызывает изменение жизни. Если в жизни не будет изменений – это не покаяние…
За покаянием стоит раскаяние – если оно тоже искреннее, то оно содержит правду, которая испепеляет хитрость эгоизма и ложь самости.
Стать судьёй на покаянии – для «здравого смысла» это нелепость, а для смысла духовного – это путь спасения…
Кто-то думает, что ценою предсмертных мук человек получает спасение.
Вот я бы на это надеяться не стал – не вижу «гарантий». Можно умереть неожиданно, и «пропустить» без мук момент смерти… А смерть духовная может наступить ещё при жизни – с момента НЕприятия веры и любви, а значит – неприятия Бога.
А за правду не надо переживать. Вся ложь сгорит – это будет та самая геенна с плачем и зубовным скрежетом… Ложь ведь то, чего в реальности нет, есть только человеческие построения на лжи. Ложь «автоматически» аннигилируется и все построения рухнут. Останется только правда. А те, кто производил ложь исчезнут – и в Книге Жизни не останется следа от их существования…
«Не ждите страшного суда. Он происходит каждый день» – написал Альбер Камю, при этом публично «канавший» под безбожника… Он понял и показал: чтобы стать невиновным, недостаточно самому себя обвинить.
Есть его соображения о причине того, каким образом Христос стал Спасителем. Отчего и зачем он Сам показал, каким должен быть суд над собой. Чтобы стать Спасителем, Он стал первым «судьёй на покаянии».
Помимо тех причин, какие нам проповедуют, была еще одна, на которую не обращают внимания. Если Христос мог судить Высшим Судом, то таким Судом и себя должен был судить. Он не мог не знать об убиении младенцев в Иудее, когда его Самого увезли в безопасное место. Он, разумеется, этого не хотел, и это было ужасно для него. И конечно, по самой сущности Своей он не мог их забыть, Он знал всё сокровенное, всё постигнул в душе человеческой – «Та печаль, которую угадываешь во всех его речах и поступках – разве не была она неисцелимой тоской? Он ведь слышал по ночам голос Рахили, стенавшей над мертвыми своими детьми и отвергавшей все утешения. Стенания поднимались во мраке ночном, Рахиль звала детей своих»…
Да, большинство неспособны сделать то, что он сделал, и умереть так же, как Он. Но говорить нам: «Да, вы не такие – это факт. Но вы искупите всё сразу, когда вас распнут на кресте!» – это не кощунство?! «Теперь слишком много страдальцев карабкается на крест, желая, чтобы их видели издалека, даже если им надо для этого попрать ногами того, кто уже давно распят»…
Когда «от его имени бьют со всего размаха, а главное – судят, осуждают. От его имени! Он-то кротко говорил блуднице: «И я тоже не осуждаю тебя». Но для них это неважно, они осуждают, они никому не отпускают грехов…». Во имя господа?! Он не требовал такого…
И ведь нельзя сказать, будто в мире уже нет сострадания, просто теперь больше никого не оправдывают. «Невиновность умерла, а судьи так и кишат, судьи всех пород – из воинства Христа и из воинства Антихриста; впрочем, это одно племя, они помирились друг с другом… Нельзя все валить только на христиан. Другие тоже не стоят в сторонке».
Повсюду множится бред безумия и преследования. Разумеется, и мы, волей-неволей в этом участвуем… Ну, а раз мы все стали судьями, все мы друг перед другом виноваты, все мы подобны Христу, на свой грешный лад, всех нас одного за другим распинают на кресте, а сами палачи того и не ведают.
Теперь никого уже не оПРАВДывают, потому что нет правды. И себя оправдывать нечем, потому что нет правды. И судить себя как будто уже не надо… Мало того – раз все мы стали судьями, то все мы друг перед другом виноваты, ибо сказано было «не судите и не судимы будете», а мы всё судим. И все во всём друг перед другом виноваты, а сами перед собой – вроде как невинны. Мало того, а то и более того – безбожники и беззаконники не могут переносить никакого суда над собой!
И вот – оправдание себе ум с рассудком выносят почти без промедления. Даже сердце, поныв, себе прощает, и только голос духа совесть выносит приговор. Мы стараемся его заглушить, забыть, но стереть насовсем ни у кого не получается. Запись этого голоса потом прозвучит на суде другой инстанции…
Совесть – это проповедник и глашатай правды.
Только тот, кто сам не судит, тот не боится суда. Но Божиим провидением допускается и на многих спускается величайшая мука для человека – подвергнуться суду беззаконников. Её вынести и вытерпеть – это победа, победа над миром. А Христос показал, что победа над миром – это победа и над смертью, потому что жизнь в этом мире зависима от мира – как ни крути…
Свидетельство о публикации №224082400907
«... в нашей власти состоит суд, произносимый о нас» -Иоанн Златоуст.
Правда-это единство мысли, слова и дела.
Благословений нам.
Ваня Сталкер 24.08.2024 13:35 Заявить о нарушении