Однажды в тайге из пережитого
В восьмидесятые годы я ездил на Тюменский Север, в поселок Самза, к
родственникам Ольге и Леше, которые жили там многие годы.
Мой тесть регулярно ездил к ним за клюквой и брусникой и много рассказывал о родственниках. Какой Леха профессиональный охотник, какая чудесная хозяйка наша Оля и какие умные и благоразумные их детки.
Вот я и решил однажды поехать на ноябрьские праздники, на охоту.
Поезд Свердловск - Приобье. Попутчики весьма колоритные, во всех смыслах люди. Добрался до Самзы без приключений. На перроне встречает Леха. Вдали темная, почти черная стена тайги. Как-то неуютно от ее вида. Пошли пешком, дом рядом с вокзалом.
Леха говорит: "Я к твоему приезду сгонял в тайгу, взял копалуху (жена глухаря),
-Ольга готовит. Свеженького поедим. Ты, поди, никогда не пробовал?!"
Обычный деревянный барак на двух хозяев. За огородом начинается тайга- темная и загадочная. Стол накрыт в тарелках куски темного мяса. Вкус конечно необычный.
Леша говорит: "Завтра утром берем собак и идем. Ружье выбирай - оба
пристрелянные. По дороге все объясню и покажу. Идти долго, болота не промерзли, так что высыпайся!" Я в недоумении. Причем здесь болота и причем "Не промерзли!" Ну да ладно.
Спаля,как убитый и проснулся раньше хозяев. Во дворе уже визжат собаки - карельская лайка Тайга и помесь лайки с волком огромный Лорд. С ним Леша и на медведя ходил.
Леха выдал мне болотные сапоги. Я не понял, зачем сапоги, ведь снег во дворе.
Леха: " По болотам пойдем, вдруг провалишься! А снег сейчас сырой, на лыжах замучаемся! Наматывай портянки и пошли. Потом спасибо скажешь!" И ведь, правда - сказал. Правда, примерно через час пути, когда под ногами периодически начинала проваливаться почва, а снег ходил вокруг волнами, я громко сказал: "И какого хрена меня сюда понесло? Нашел на свою задницу приключение! Сдохнуть легче, чем так идти!"
На это Леша мне спокойно сказал: " Потерпи, пол часика осталось!" Тогда я понял, что в тайге расстояние измеряется не метрами, а временем. Леша продолжил: "Ты постой здесь, а я за рябчиками схожу - к ужину!».
Я подумал - «Как в магазин!"
Леша продолжил: "С места не сходи, а в случае чего - дуплет в воздух!" Я не успел спросить - Что значит - в случае чего?!, как Алексей исчез в тайге.
Стою - тишина, но не как "вата в ушах" Доносятся звуки падения снега с веток, чьи-то шаги? Ружье на груди придает некоторую уверенность. Как на беду, краем глаза вижу, как на меня летит что-то большое черное. Не раздумывая, вскинул ружье и врезал дуплетом. К ногам упал огромный черный ворон. Клюв с мою ладонь. Смотрю, как от кромки леса ко мне скачками несется Леха.
" Что случилось?"- " "Да вот напал!". "Зачем убил? Он вообще - то в Красной книге! Но его даже собаки жрать не будут!"
И точно собаки подошли, обнюхали и отвернулись, всем видом выражая мне свое презрение.
Но вот, наконец, и избушка. Высота в коньке метра два, ширина такая же. Дверь -
напротив нее маленькое оконце, выходящее на болото. Внутри - нары напротив друг друга, разделенные столиком под окном. Справа от входа печка буржуйка из железной бочки, набитая дровами. Небольшой запас сухих поленьев слева от входа. К потолку подвешено ведро с супами, вермишелью, солью, чаем, сахаром. На полочке керосиновая лампа с небольшим запасом керосина в бутылке, чайник на пару литров. Воду можно брать из родничка, недалеко от входа. Это очень удобно - не надо топить снег.
Леха сноровисто разжег печку, которая быстро раскалилась до малинового цвета,
поставил на нее половину ведра с водой, и когда та закипела, то всыпал туда пару пачек супов, макаронных изделий, посолил, туда же отправил пару ощипанных и вычищенных рябчиков.
- Скоро попробуешь настоящую таежную еду! Я ее называю "Кондер.
В избушке стало ощутимо жарко. Мы разделись. Я набрал из родника в чайник воды и водрузил на печку.
"Готов кондер! Ложка стоит!" - сказал Леха и водрузил ведро на столик. Мы сели друг напротив друга и стали черпать ложками это варево. Было вкусно, тем более что мы завтракали только утром, а сейчас дело шло к вечеру. Рябчиков выловили и положили на еловую ветку, чтобы стол не пачкать. Мясо у рябчиков белое вкусное с непередаваемым привкусом чего-то дикого непонятного.
Леха снял чайник, который уже плевался паром. Щедро всыпал туда полпачки чая. - Пусть настоится! потом попьем! Сгущенку будешь?!
- Нет, не хочется!
Мы не спеша умяли полведра "кондера" и запили чайником чая. - А как собаки? - спросил я.
- А они еще не заработали! Завтра покормим! Все! Спать!
Честно скажу, спал я, хоть вместо подушки и было полено, а вместо одеяла ватник, без задних ног и даже в туалет захотел только утром.
Утро. За дверями повизгивают собаки. Леша встал и сказал: "Сегодня походим вместе, а завтра один пойдешь!"
Обрадовал!
Первый день в тайге! Позавтракали чаем со сгущенкой. Рюкзак со сгущенкой, пачкой чая, солью, спичками и глазированными сушками (Леха пояснил: Не размокают") собран накануне. Рюкзак за спину, двустволку ТОЗ-34 на плечо и вперед к приключениям.
Вышли из избушки, и просто притворили за собой дверь. Вокруг заснеженная тайга.
Солнце с трудом пробивается сквозь сплошной покров лап елей, сосен, кедров.
Леша говорит: " Запоминай! За нами болота до самой тундры, избушка стоит на их краю. Поселок налево на восток, от дверей. А вообще - восток, там, где солнце встало, слева - север, справа - юг, со спины - запад.
- Вот, еще смотри - зарубки на стволах - от одной видно следующую - это визирные линии - делят тайгу на квадраты, проложены с севера на юг! И помни - правая нога у человека - правши сильнее, поэтому ты поневоле забираешь влево - немножко, но через некоторое время начнешь нарезать круги.
Пошли. Со мной лайка Тайга
Леша поясняет: « Если будешь белку бить, а это надо, чтобы собак накормить, если птиц не возьмем, то целься вот так, учитывая разлет дроби, тогда в нее войдет пара дробин, а не весь заряд! "
Вдруг Тайга кинулась в сторону, заливаясь звонким лаем, и я тут же услышал сочное
хлопанье крыльев.Есть! - шепнул Леша - Тихонько за мной!
Впереди заливалась лаем Тайга. Выйдя из зарослей, я увидел, как она лает на дерево, то подбегая к нему, то отскакивая. На ветке сидел он - его величество глухарь. Я вспомнил, что говорил Леха про то как выцеливать белку, аккуратно прицелился и мягко спустил курок. Грохнул выстрел, и тяжелая туша глухаря рухнула на снег.
- Молодец! - сказал, подошедший Леха.
- Вот этого - первого, домой увезешь!
Так оно и получилось, а из его хвоста жена сделала веер, который до сих пор висит в лоджии.
Вернулись в избушку, разогрели кондер, сварили чайник чая, поужинали. Леха
ободрал белку, добытую им, разрубил на две части и отдал собакам. Секунда – хруст костей и обе машут хвостами, ожидая добавки. - Хватит"- говорит Леха
- Завтра добудем, еще дам!".
Глухаря ободрали - облили водой, чтобы обледенел, и положили под крышу.
Наступило утро следующего дня. Алексей показал мне направление и сказал: «Иди до пересечения визирок и назад, а если раньше устанешь, то назад по своему следу и держи направление. Вернешься, ешь и жди!".
И вот я один в тайге, не считая, собаки. В рюкзаке, за плечами лежат банка сгущенки, котелок, чай, спички, запаянные в полиэтилен и глазированные сушки. На животе патронташ, на плече ружье. Настоящий охотник.
Потихоньку тронулся в рекомендованном направлении.
Тайга бежит впереди, перебегая передо мной челноком, недоуменно поглядывая на меня - почему я так медленно иду.
А тут еще и пороша посыпала мелкая и противная. Я шел уже около часа, ни
рябчиков, ни глухарей! Лес как вымер.
Внезапно Тайга облаяла белку. Тут уж я не сплоховал. Выстрел и тушка отправляется в рюкзак. Пора и перекусить. Наломал сушняка, утоптал снег и развёл костерок, набил котелок снегом и на огонь - ждал недолго - вот и вода закипела, достал чай, полпачки всыпал в котелок. Рядом малинник с засушенными листьями, отправил в котелок горсть листьев, для запаха.
Все готово. Поставил котелок в снег, чтобы настоялся и остыл. Достал сгущенку,
пробил две дырки. Сел на торчащую из снега елочку и начал потягивать чай из котелка, с наслаждением подсасывая сгущенку. Тайга крутиться рядом, намекая, что ее бы тоже не мешало угостить. Кинул ей пару сушек. Пора в избушку. Пошел по вмятинам в снегу, которые были моими следами, а снежок засыпает их и засыпает. Где-то я промахнулся.
И вот иду я уже больше часа, а признаков избушки все нет, да и лес незнакомый, хотя, чего я ждал? Вот ведь - первый раз в тайге и заблудился. А в глубине души потихоньку зрела паника, но я продолжал идти. Наконец я вышел на край болота. Но куда идти влево, или вправо?
Вокруг тишина, но уже как вата в ушах! Стрелять бесполезно. Звук никуда не уйдет.
Вдруг донесся запах дыма.
- Костер?! Люди! пошел на запах и через короткое время вышел на избушку со
стороны болота. Из трубы валит дым. Это Леха вернулся и готовит еду. Я ввалился в избушку. "Привет Леха! А я почти заблудился!" - рассказал я про свои приключения. А вот и белку собачкам добыл! "
Леха распорядился положить ее к печке, чтобы оттаяла.
Я спросил: "Леша! А чтобы ты делал, если бы я не пришел?!" - спросил я. Леша подумал и спокойно ответил: " А что? Подождал бы сутки и пошел в поселок, а там бы сообщил в милицию!" "И все?!"
- А что еще?! Искать то бесполезно - спокойно ответил Леха. У меня от этого
спокойствия шерсть дыбом встала. - И на будущее. Снимать шкурку надо вот так!
Леша сноровисто содрал шкурку.
- Понял?
В следующие разы я уже сам снимал шкурки и натягивал их на распялки для
просушки. А так как собак надо было кормить, каждый день, то по приезду домой, я всех родных одарил шкурками, а моя теща хвостом одной из них отреставрировала свою соболиную шапку.
Неделя пролетела и вот, мы натаскали дров, которыми набили печь, а продукты - чай, соль положили в ведро и подвесили к потолку. Все для тех, кто придёт после нас.
Свидетельство о публикации №224082501087