Руси связующие нити. Полная версия
События и время часто незаметно подводят нас к тому или иному решению. Мы думаем, что действуем самостоятельно, а на самом деле повинуемся некоему Провидению или, как говорят монахи , Божьему Промыслу. То, что сейчас происходит на необъятных просторах нашей Родины иначе, чем духовным возрождением Руси не назовёшь. Восстанавливаются десятки монастырей, ремонтируются сотни сельских храмов, возводятся новые часовни, устраиваются купели, на выезде у населённых пунктов устанавливаются кресты, а малиновый звон колоколов разносится иногда на десятки километров вокруг. Русь словно очнулась от долгого бездуховного оцепенения и протянула невидимые нити от села к селу, от городов к посёлкам и малым деревенькам.
В этой статье автор попытается о нечто подобном, произошедшем в последние годы, рассказать. Удивительное рядом! Сегодня мы отправимся в замечательное путешествие по старинным сёлам и усадьбам Калужского края, где ещё совсем недавно стояли разрушенными и запущенными Храмы, которые сегодня своим колокольным звоном радостно возвещают , что глубинная Русь –Матушка жива в своей ,душевно-нравственной чистоте. Расскажем об их прежних владельцах, служивших верой и правдой Родине, героях Отечественной войны 1812 года, наследниках и продолжателях их Славы, о том самом современном Возрождении Руси.
Первая остановка – село Утёшево.
Поможет рассказать нам о нём кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университета им К.Э. Циолковского, директор Инженерно-технологического института, краевед со стажем, автор ряда книг и статей о малой родине Кривов Сергей Иванович:
«Село Утешево стоит на старом Вяземском почтовом тракте. На берегу маленькой, но когда-то полноводной, речки Безвель. На западном ее склоне, на высоком берегу красиво возвышается ныне возрожденный храм Спаса Нерукотворного Образа, построенный в 1839 году в память об участнике Отечественной войны 1812 года Давиде Артемьевиче Делянове. Давид Артемьевич Делянов (Делакьян) (1763 - 1837 гг.) происходил из древнего армянского рода, перебравшегося в Россию в XVIII веке. Делянов поступил на воинскую службу в августе 1773 г. вахмистром в Нарвский карабинерный полк. Спустя только десять лет (31 января 1783 г.) он получил свой первый офицерский чин корнета. Впереди была долгая и наполненная суровыми испытаниями военная служба. Битвы, сражения, потери близких товарищей, подлости и измены, наконец, судебное дело, все это было впереди. В результате многотрудной военной службы и после окончания первого этапа Наполеоновских войн в 1807 году он получил наконец чин полковника. В 1808 - 1809 гг. участвовал в Русско-шведской войне, а в 1809 году за противоправные действия и нанесение телесных повреждений в отношении своего подчиненного ротмистра А.С. Хвостова он был отстранен от службы. Император Александр I 17 февраля 1811 года повелел: «полковника Делянова в уважение прежней службы за неумение сохранить в команде должной дисциплины лишить впредь до повеления эскадрона, заменя ему и арест, и суд в наказание. Ротмистра Хвостова разжаловать в рядовые». Вернувшись на службу, после окончания судебного дела (19 апреля 1811 г.), он вторично обращается к Императору с прошением об увольнении в отпуск для женитьбы. В этот раз прошение было удовлетворено и, наконец, состоялась долгожданная свадьба, а в качестве приданного он получает усадьбы в селе Утешево и Железниках. В период Отечественной войны 1812-1814 гг. Давид Артемьевич служил полковником в Сумском гусарском полку. После 15 июля 1812 г., когда в ходе арьергардного дела был тяжело ранен командир полка, как старший штаб-офицер, Делянов занял его место и далее командовал Сумским гусарским полком в боях при Молевом-Болоте, Лубине, арьергардных боях от Вязьмы до Бородина. В бою под Можайском 28 августа он был ранен и покинул строй. Вернулся Давид Артемьевич в Сумской гусарский полк только в августе 1813 г. и 15 сентября получил чин генерал-майора. В 1813 г. последовало Повеление об исключении из его послужного списка военно-судного дела. Следует отметить, что в общей сложности (с перерывами) Д.А. Делянов отдал воинской службе России около 60 лет. В браке с Марией Екимовной он имел трех детей: Николая, Ивана и Елену. Давид Артемьевич Делянов был похоронен на армянском кладбище в Москве, где в церкви имелась посвященная ему эпитафия:
«Счастлив, кто божий дар, земную жизнь хранил,
Как верный церкви сын, слуга царев послушный;
Супруга и отца долг свято кто свершил;
Любимый всем, всех любил великодушный.
И чуждый лести друг, почий бесценный прах;
Тому, кто здесь так жил, обитель в небесах.»
В 1930 году в связи с гонениями на церковь Храм был закрыт, а служивший в нём священник Константин Куклин был арестован и расстрелян 1 ноября того же года. Помещение Храма использовалось в дальнейшем властями как складское вплоть до 1980 года. Здание постепенно разрушалось, зарастало бурьяном и деревьями. Православным христианам оно было возвращено в 1998 году. С момента передачи до начала восстановительных работ, как уже упоминалось выше, прошло более 15 лет.
Иерей отец Владимир, приняв Храм понял, что предстоит тяжелейшая работа по его восстановлению. Это стало главным делом всей его жизни. «За Веру, Царя и Отечество» шли в бой наши воины в разные времена. Все три понятия непосредственно связаны с главным – Родиной. И во все времена Силе Оружия помогала Божья помощь. Приходят мысли, что совсем не случайно Храм в честь Спаса Нерукотворного, с образом которого на хоругвях ходили в бой русские воины возрождён именно сейчас в лихолетье, когда Русь-Россия вновь сражается с мировым злом.
Село Утёшево в наши дни получило новый импульс развития. Стало своеобразным центром, связующим прошлое и настоящее России. В 2022 году знаменитый дворянский род Лопухиных отметил свой тысячелетний Юбилей (!). Представители рода установили памятный камень в честь этого события в соседнем с Утёшево селе Лычино, где отец русской царицы Евдокии (первой жены императора Петра I) Илларион Авраамович Лопухин построил в 1700 году красивейший храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (впоследствии, в 1953 г., разрушенный) и где погребены представители четырёх поколений Лопухиных. Ровно через год в Утёшево прошли первые Лопухинские чтения, на которые приехали многочисленные гости из Москвы, Рязани, Калуги, соседних районов, представители рода Лопухиных: князь Вадим Олегович с дочерью княжной Марией. Доброе начинание решено продолжить и сделать ежегодным.
Остановка вторая – село Чернышено.
Село Чернышено Думиничского района. Почему оно? Потому что восстановление Храма Успенья Пресвятой Богородицы в этом селе началось в одно и то же время, что и в селе Утёшево, то есть в 2015 году. Более того построено оно было владельцем села генералом от инфантерии, героем Отечественной войны 1812 года(!) Иваном Никитовичем Скобелевым, дедом знаменитого «Ак-Паши», «Белого генерала» - покорителя Ферганы и Освободителя болгар генерала М. Д. Скобелева на месте захоронения супруги Надежды Дмитриевны в 1838 – 1844г.г.. То есть, практически строили оба Храма тоже одновременно. Случайное совпадение? Трудно сказать. Возможно, ответ на этот вопрос будет дан в завершении статьи. Немного истории об истории села и его знаменитых владельцах – генералах Скобелевых.
Село Чернышено основано в конце XVII века. Точная дата неизвестна. Расположено на левом берегу живописнейшей реки Жиздры. Почему Чернышено? Существуют две легенды о происхождении названия села. По одной из них в стародавние времена проплывали здесь монахи ( вариант существует: монахини)-раскольники-чернецы и им очень понравилось место чуть ниже впадения в Жиздру прозрачной лесной речушки Рессеты и они поселились здесь. Кстати, у места впадения Рессеты археологами обнаружена стоянка древнего человека эпохи неолита. По второй легенде на местных путях-дорогах разбоем промышлял цыганистого вида некий лиходей Черныш, не стеснявшийся « брать мзду за проезд» с купцов да бояр, то есть разбойник с большой дороги. Соответственно и место, где он промышлял, назвали в народе Чернышено. На мой взгляд, первая версия более правдоподобна. В начале XVIII века в селе проживало более двухсот человек. В 1708 году здесь была построена первая церковь, деревянная. В 1721 году, после окончания русско-шведской войны Пётр Первый пожаловал Чернышено во владение своему другу и сподвижнику графу Якову Брюсу, потомку шотландских королей. Брюс, выйдя в отставку, подолгу проживал в Чернышено, занимался алхимией, поисками «живой воды» и др. и остался в памяти народной как «колдун Брюс». Потомства не оставил, преставившись в 1735 г. Наследники его владели Чернышеным вплоть до начала XIX века, когда внучатая племянница и наследница Екатерина Яковлевна Брюс вышла замуж за графа В.В. Мусина–Пушкина. Вскоре Мусины-Пушкины продали Чернышено вновь испечённому дворянину , прапорщику И. Н. Скобелеву (1778-1849г.). Иван Никитович родом из так называемых «однодворцев», рано остался без отца, отставного сержанта, воспитывался под присмотром матери, женщины крайне религиозной, в бедной обстановке, в Оренбургском крае. Четырнадцати лет отроду поступил вольноопределяющимся в 1-й полевой Оренбургский полк. Молодой человек с бойким характером, наделённый от природы недюжинными способностями вскоре обратил на себя внимание начальства. Военная служба оказалась именно тем самым призванием на всю жизнь, и ей Иван Никитович отдавался со всей страстью. Война была его стихией. Отличился в Пруссии в 1807 г. В составе 26-го егерского полка, особенно в битве при Петерсвальде. В следующем году участвовал в шведской кампании, в битве при Кирке Коуртане потерял два пальца правой руки, раздробило третий, был ранен в грудь и сильно контужен. Был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость» и орденом св. Владимира 4-й степени. Далее воевал против турок в Болгарии. Отличился в битве при занятии Силистрии и Шумлы, награждён орденом Анны 3-й ст. Открывшиеся раны заставили его выйти в отставку, но ненадолго. В 1812-м году капитан И. Н. Скобелев назначается состоять при генерал-фельдмаршале М.И. Кутузове, который вскоре сделал его своим старшим адьютантом. После смерти Михаила Илларионовича ( 1813г.), проводив его останки в Петербург, Скобелев спешит в действующую армию и вновь отличается , совершая подвиги при отбитии вылазки французского гарнизона из Майнца и под Реймсом. Пробивается со своим Рязанским полком сквозь вражескую кавалерию, спасает раненого графа Э.Ф. Сен - При. За эти подвиги получает ордена св. Владимира 3-й ст., св. Георгия 4-й ст., прусским орденом «Pour le merte». По прибытии в Отечество, после завершения боевых действий был произведён в первый генеральский чин – генерал-майор (1818 г.). Через десять лет – генерал-лейтенант. Постоянная бурная деятельность генерала И. Н. Скобелева дурно сказалась на его здоровье, и он вынужден был уехать на излечение в своё имение с. Чернышено. Однако восстание в Польше ( 1830 г.) снова отправило его в армию в марте 1831 г. Он, командуя 3-й бригадой гренадёрской дивизии, а также резервными дивизиями 1-го, 2-го и 3-го корпусов, спешит в пределы Царства Польского. В свой последний поход, принесший ему славу на века, но дорогой ценой. В сражении под Минском вражеское ядро раздробило ему левую руку, которую пришлось ампутировать. Во время операции он сидя на барабане издал свой знаменитый «прощальный приказ» в котором, среди прочего было сказано: «Для меча и штыка к защите прав батюшки царя и славы святого нам Отечества, среди храбрых товарищей, и трёх по милости Божией оставшихся у меня пальцев с избытком достаточно.» Не про таких ли чудо-богатырей земли русской написал Михаил Юрьевич Лермонтов:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя;
Богатыри – не вы!»
Подлечившись, через полгода, И. Н. Скобелев возвращается на службу, получает назначение состоять по военным поселениям, потом членом Генерал-аудиториата, инспектором резервной пехоты в Нижнем Новгороде, комендантом Петропавловской крепости, где снискал славу честного и добропорядочного человека, добившегося облегчения положения многих арестантов, а некоторых и досрочно освобождённых по его ходатайству.. Был членом Комитета о раненых, директором Чесменской богадельни, в 1842 г. Был награждён орденом св. Александра Невского, в следующем году произведён в генерала от инфантерии, отмечен знаком «За непорочную службу», майоратом Царства Польского, назначен шефом Рязанского полка. Кроме всего отметился как писатель, печатавшийся под псевдонимом «Русский инвалид». Его произведения на военную тематику пользовались успехом, пьесы ставились в театрах. Он знал хорошо военную службу. Он и писал для военных. Скончался Иван Никитович 19 февраля 1849 года. Похороны его, по свидетельствам современников, более походили на похороны фельдмаршала.
Рассказывать о сыне–генерале Дмитрии Ивановиче Скобелеве и знаменитом внуке-генерале Михаиле Дмитриевиче Скобелеве в этой статье мы не будем по той простой причине, что нас интересуют именно герои Отечественной войны 1812 г. и их связь с современностью через построенные ими Храмы. Замечательные люди, замечательны их дела во славу Отечества, в том числе на ниве созидания. Вернёмся к церкви Успенья Пресвятой Богородицы в с. Чернышено. Закрыта, а затем разграблена она была, как и в с. Утёшево в начале 30-х годов прошлого века( существует предположение, что под храмом была усыпальница с тремя захоронениями, одно с орденами и золотой саблей. Всё было конфисковано, то есть разграблено). Старожилы рассказывали, что в годы Великой Отечественной войны местные жители скрывались в храме от обстрелов немцев. Один раз случилось так. Что прятались в одном углу , а снаряд угодил в противоположный и все остались живы. Следы от осколков долгие десятилетия напоминали о тех страшных боях, вплоть до начала восстановления храма, которое решено было начать энтузиастами 14 октября 2015 году ( отметим, год тот же, как и в Утёшево). На всё про всё понадобилось и было потрачено около 80 млн. рублей. Закончены основные работы были в 2017-м году, а в октябре 2021 го епископ Козельский и Людиновский Никита освятил возрождённый храм Успенья Пресвятой Богородицы - покровительницы России.
Остановка третья - Варварёнки.
Лежащее по обеим берегам речки Птары село Варварёнки, благодаря своей славной истории, вошло в « Калужскую энциклопедию». В 1782 году село принадлежало экономическому ведомству Калужского наместничества. Деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы , построенную ещё в 1706 году, сменил выстроенный в XIX веке просторный кирпичный храм. В селе издавна действовала церковно-приходская школа. Чтобы узнать чем прославились Варварёнки вернёмся в 1812 год. В селе тогда формировался 2-й полк Калужского ополчения. Здесь проводились учебные стрельбы, новоприбывших организовывали в подразделения, проходило как сказали бы сейчас «боевое слаживание». Ополченцы участвовали в боях с французами у города Ельня Смоленской губернии, далее через Рославль дошли до Бобруйска. Один из батальонов в 1814 году принял участие в боях при длительной осаде города Данцига. Согласно архивным данным убыль воинов достигала « ужасающих размеров»…
Но вернёмся в наше время. Первый раз автор этих строк посетил Варварёнки в 2005 году.Тогда уже началось восстановление разрушенного в 30-года прошлого века сельского Храма. Село на тот момент почти вымерло, в нём оставалось всего два (!) дома с постоянно живущими жителями. Однако, по мере возрождения Храма сюда стали приезжать на ПМЖ люди. Удивительно! Приехала даже из далёкой Хакасии многодетная семья, стали возвращаться когда-то уехавшие. При восстанавливаемой церкви постоянно проживает послушница Галина из Оптиной пустыни. Она и рассказала всё что знала о Храме. Кирпичное здание было построено в конце, как уже упоминалось выше, XIX века, с двумя приделами в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, а другой – в честь святой великомученицы Варвары. Начинал восстанавливать церковь, по словам Галины, священник из Москвы, но после его смерти дело застопорилось. Спустя некоторое время, Калужская православная епархия и Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь продолжили начатое дело.
С приходом весны 2005 года тяжёлые грузовики завезли необходимые материалы, приехали рабочие строители. Храм по периметру был окружён строительными лесами. За лето многое было сделано: починили кровлю, восстановили купола, начали ремонт внутри Храма. Один из куполов уже засиял на своём месте, а для маковки колокольни привезли отреставрированный крест времён царя Ивана Грозного. Маковка на земле ждала своего часа водружения на колокольню. Удивительно, но уже тогда, почти 20 лет назад, язык не поворачивался назвать эти места глухими и заброшенными! Наоборот, всё здесь было наполнено живым дыханием Жизни и одухотворённостью. Не было абсолютно ощущения заброшенности. Это было, повторюсь, почти 20 лет назад. А что сейчас? Жизнь в селе забила ключом. Сюда проложена новая дорога в асфальтовом исполнении, пришёл крупный инвестор, который возродил сельское хозяйство, дал работу людям и хорошие зарплаты. В полностью восстановленном Храме Живоначальной Троицы проходят службы по православным праздникам, который с удовольствием посещают казаки из соседней Погореловки Перемышльского района. Казаки участвовали в восстановлении Храма, а теперь являются активными прихожанами. Также помогали в восстановлении несколько калужских приходов, городской хлебокомбинат, водоканал. Одна фирма, например, нарезала совершенно бесплатно стёкла для окон Храма, частные лица, пожелавшие остаться неизвестными, тоже внесли свою лепту. Вот так, как всегда на Руси было, всем миром восстановлен ещё один Храм, а с ним и жизнь в благословенных калужских краях.
В завершение хочется высказать вот какую мысль: видимо неспроста на Руси столь массово в последние годы восстанавливаются православные храмы, в том числе и в самых, казалось бы, глухих местах. Мы видим, что творится, какая бесовская вакханалия на «просвещённом» Западе. Абсолютное Зло правит там бал, перед которым пресловутые Содом и Гоморра, кажутся «детским садом». На мой взгляд, Святая Русь и станет тем самым «ноевым ковчегом» спасения заплутавшего человечества в наступающие времена, особенно в духовно-нравственной сфере. На том и поставим точку.
Свидетельство о публикации №224082501381