Как бы из огня

«В грядущем веке, –говорит преподобный Максим Исповедник, – греховные дела уходят в небытие, когда пройдя через огонь Суда, естество получает обратно свои силы здравыми». Эти слова Преподобного напомнили мне о плевелах, от которых зёрна будут отделены лишь после жатвы*. Но автор размышляет совсем над иным местом Писания. Естество проходящее через огонь Суда, результатом чего является гибель греховных дел–образы, навеянные Максиму не менее запоминающимся образом из Павлова  Послания к Коринфянам: кто не помнит строения, с которым Апостол сравнивает работу своих собратьев по служению, т.е. проповедь апостолов, подобно Павлу «строящих» живые храмы сердец и общин, обратившихся ко Христу в результате благовестнического служения того или иного проповедника**? Все подобные «строения» основаны, согласно Павлу, на единственно возможном основании, которое есть Иисус Христос, но далеко неодинаковыми может быть материал, из которого они построены. И вот, тот самый огонь Суда сожжёт непрочный материал, так что строитель потерпит урон, в прочем, сумеет спастись, как спасаются погорельцы, чудом освобождённые из огня.
    Почему же прп. Максим своими размышлениями напомнил мне о зёрнах и плевелах?
     Сходство действительно есть! И там и там решающим моментом является то, что в Библии часто называется днём Господним. Обыватель здесь чаще всего будет говорить о конце света или страшном суде. Ну как это ни называй, а итог один: чему сгореть– сгорит, чему уцелеть– уцелеет. Однако не стоит оправдываться написанным на роду, судьбой или предопределением, потому как плевелам Господь дозволяет расти до жатвы, когда они наконец будут отделены от плодов доброго семени. Некоторые толкователи усматривают в этом шанс для сынов лукавого а именно их разумеет Иисус под плевелами, на спасение. Так же и горе-строители из Послания к Коринфянам могут спастись, пусть и «как бы из огня», но всё-таки не погибнуть. Их спасают то самое единственно возможное (для верующих) Основание и тот факт, что они пытались созидать именно на этом основании хоть, судя по всему, то ли по нерадению, то ли ещё по какому недугу не использовали огнеупорный и подобающий для Основания материал.
     Конечно, в Послании говорится прежде всего об апостолах, которых немало было в ту эпоху, т.к. апостольство являлось одним из привычных для верующих той эпохи служений. И под строениями прежде всего разумеется общины, а если точнее, то устройство жизни в этих общинах. Но дальнейшие слова Павла о храме, которым и является как отдельный человек ,так и община в целом***, помогает нам куда шире взглянуть на проблему. И вот уже храмом святым, за разорение которого покарает Господь, видится сердце каждого из нас. И кто же тогда строитель этого храма? Устроить храм Богу из сердца возможно только тому, чьё это сердце. Поверив в Евангелие и обратившись ко Христу, человек полагает то самое единственно возможное основание, а далее на протяжении жизни человек выстраивает пространство отношений с Богом внутри себя: устремления и поступки человека и есть тот самый материал, который может быть разным. Да и внешние плоды такого пути тоже можно считать материалом. Каждое дело да, пожалуй, и каждое намерение человека связаны с добродетелями или пороками, что, согласно всё тому же Максиму Исповеднику, Апостол и разумеет под драгоценными и не очень материалами. Истинные добродетели выдерживают испытания огнём, а простые и горючие материалы сгорают вместе с делом всей жизни, будь то апостольство с примесью корысти или подвижничество с самолюбованием. Такой христианин больше напоминает плевелы, чем пшеницу. Но ведь у такого человека есть хоть какое-то стремление быть со Христом, пусть и из сена и соломы строит такой человек свой храм, милостивый Господь и такой труд принимает, хотя плоды такого труда неспособны преодолеть огонь Суда, но сам человек, обгорев и едва оставшись жив, оказывается не в числе сынов лукавого, спасшись «как бы из огня».
     Так Евангелие этого места Павловых посланий и надежду даёт всякому, кто худо-бедно старается следовать за Христом, но и звучит грозным предупреждением тем, кто привычно нерадив в духовном делании и служении, кто старается не столько делать Божие дело, сколько самореализоваться и самовыражаться: огонь Суда может и не пощадить заигравшихся в  самость или потухших до уровня теплохладности. Да, Господь милостив, но Он же и о вечных муках говорит. Для того ли мы родились во Христе, чтобы умереть вне Его? «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм–вы».****

          24 08 2024г.

*Евангелие от Матфея 13.24–30

**1-еПослание к Коринфянам 3.9–15

***там же16–17

****то же.


Рецензии
В Иерусалимском храме было 7 материалов выражающих святость (книги Царств и Паралипоменон). Золото - созерцание и послушание, серебро - кротость, бронза, медь - исповедание, железо, сталь - дела доброго самарянина. И 3 ткани выражающие чистоту, сотворчество и теплый покров. Последнии материалы - ткани тоже проходят невредимо сквозь огонь, как у Св Степана Пермского. Сила в немощи проявляется тогда.
+
Если уточнять.
+
Напротив сребренники Иуды Искариота, как и утаенное вознаграждение проржавело по посланию апостола Иакова. А спрятанный талант передался умножившему.
+
Сребренники здесь в частности жизненный путь и соблазн такого человека открывшийся мерзким и пустым. Упраздняется. Как вы пишете в комментарии к 1му Псалму. Как и пути священника и левита прошедших в Храм мимо израненного разбойниками, в отличии от доброго самарянина.
+
И когда талант умножен, то эти добродетели, как ноты образуют псалом песни Агнца и Моисея в спасаемых (образ из Апокалипсиса Иоанна).

Дмитрий Хохлов 2   07.11.2024 14:18     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв и ценный комментарий.
Доброго Вам творчества!

Захария Монах   07.11.2024 16:19   Заявить о нарушении