Научное изучение гаудия-вайшнавизма
В 1907 году в Калькутте вышла книга Ш.;К.;Гхоша (1840-1911) «Господь Гауранга», посвящённая Чайтанье; она привлекла к себе внимание как бенгальской интеллигенции, так и англичан. Затем появились первые исследования литературы гаудия-вайшнавизма, которые были в основном филологическими. Среди них наиболее значительными были труды индийского филолога и исследователя бенгальской литературы Динеша Чандры Сена: «Chaitanya and His Age». Calcutta, 1922; «Caitanya and His Companions». Calcutta, 1917; «The Vaishnava Literature of Medieval Bengal». Calcutta, 1917; «History of Bengali Language and Literature». Calcutta, 1911. К этому же периоду относится книга М.;Т.;Кеннеди «Движение Чайтаньи» – первая научная работа о гаудия-вайшнавизме на Западе. В этом религиоведческом исследовании наряду с анализом литературного творчества гаудия-вайшнавских авторов, давались сведения об истории и культовой стороне традиции. Впоследствии к этой теме обратились такие исследователи как С. Сен и Сушил Кумар;Дэ; последнему принадлежит целый ряд значительных работ, в частности, «Ранняя история религиозного учения и движения вайшнавов в Бенгалии» – глубокое исследование гаудиявайшнавизма на английском языке с подробным обзором творчества всех ранних кришнаитских авторов. В работах Сушила Кумара;Дэ, однако, уделяется очень мало внимания таким выдающимся авторам XVII-XVIII веков как Вишванатха Чакраварти и Баладева Видьябхушана, без чего изучение наследия гаудия-вайшнавизма не может считаться полным. В другой из своих работ, статье «Философия Глава 1 – Гаудия-вайшнавизм 47 бенгальского вайшнавизма», С.;К.;Дэ анализирует доктрину гаудиявайшнавизма. К историко-филологическим исследованиям прежде всего принадлежат труды М. Мансимхи и Ч.;Даса, в которых оценивается вклад гаудия-вайшнавизма в литературу Ориссы. Роль гаудия-вайшнавизма в становление бенгальской литературы характеризуется в работе «Очерки истории бенгальской литературы» исследовательницы В. А. Новиковой, вышедшей в СССР в 1965 году. В1930-е годы вышел в свет ряд историко-религиоведческих исследований С.;Даса, Б.;Ч.;Пала и Дж.;Н.;Саркара, в которых немало внимания уделено доктрине гаудия-вайшнавизма. К числу важных работ также принадлежит вышедшая в 1939 году на бенгали книга Б.;Маджумдара «Шри-чайтаньячаритера упадана»,;в которой содержится богатый источниковедческий материал. Много работ;подобного рода стало появляться начиная с 1960- х годов. Среди них можно выделить исследования А.;К.;Маджумдара, Дж.;Чакраварти, Р.;Чакраварти, П.;Мукерджи, А.;Н.;Чаттерджи. В труде С. К. Мукерджи «A Study of Vaisnavism in Ancient and Medieval Bengal (up to the advent of Chaitanya)» (1956) освещается период, предшествовавший возникновению школы Чайтаньи. В своей книге : «Sri Krishna Caitanya. An Historical Study on Gaudiya Vaishnavism». («Шри Кришна Чайтанья. Историческое изучение гаудия-вайшнавизма») А.;Н.;Чаттерджи глубоко проанализировал воздействие гаудия-вайшнавизма на различные стороны социальной и культурной жизни Бенгалии, Ориссы и Ассама. Также вышли интересные работы российской исследовательницы Н.;М.;Корабельник, посвящённые социальным аспектам учения Чайтаньи. В последние десятилетия появился ряд статей по разным вопросам истории, литературы, религии и мировоззрения кришнаитов. К ним принадлежат
Э.;К. Димока, Ф.;Харди и др. С.;Дасгупта посвятил несколько глав IV тома «Истории индийской философии» богословию и философии гаудия-вайшнавизма. Проанализировав труды Дживы Госвами и Баладевы Видьябхушаны, он объективно изложил доктрину бенгальского вайшнавизма. В одной из начальных глав этого же тома С.;Дасгупта дал оценку учению о «непостижимой единораздельности». С.;Радхакришнан уделяет гаудия-вайшнавизму немногим больше полутора страниц в своём труде «Индийская философия»; чуть больше можно найти у М.;Роя в его «Истории индийской философии»; С.;Чаттерджи и Д.;Датта удостаивают вниманием не только гаудиявайшнавизм, но и школу Мадхвы. Один из самых объёмных трудов по философии и богословию гаудия-вайшнавизма, «Доктрина бенгальского вайшнавизма», вышел на бенгали и принадлежит перу Р.;Натха. Также представляют интерес монографии С.;Чакраварти, Свами Б.;В.;Тиртхи, С.;Наранг, С.;М.;Элкмана и К.;К.;Брахмачари. В работе О.;Б.;Л.;Капура «The Philosophy and Religion of Sri Caitanya (The Philosophical background of Сознание Кришны как оно есть the Hare Krishna Movement)» (1976) дан сравнительный анализ важнейших концепций гаудия-вайшнавизма и других школ веданты. По мнению российского исследователя вайшнавизма С.;В.;Ватмана, автора книги «Бенгальский вайшнавизм», «О.;Б.;Л.;Капур отыскивает удачные параллели между доктриной бенгальского вайшнавизма и западной философией. К сожалению, несмотря на глубокое знание предмета, он не всегда основывается на первоисточниках, что иногда приводит его к предвзятым суждениям. В противоположность О.;Б.;Л.;Капуру, С.;Наранг в своей монографии последовательно основывается на тексте; но несмотря на добросовестность этой работы, ей недостает философского анализа; к тому же автор не задаётся целью выяснить роль и место Баладевы Видьябхушаны среди других комментаторов главных текстов веданты». В трудах Э.;Димока проводится параллель между мистическим учением бенгальского вайшнавизма и западноевропейским средневековым мистицизмом, а К.К.Брахмачари, в своей небольшой, но ёмкой статье, характеризует главные положения четырёх первых «Сандарбх» Дживы Госвами. Но в этом нет необходимости, потому что труды Госвами самодостаточны и не нуждаются в комментариях мирских ученых и религиоведов. Другой раздел литературы, играющий огромную роль в исследовании гаудия-вайшнавизма и дающий возможность взглянуть на предмет «изнутри», проясняя многие его существенные элементы – это труды вайшнавских богословов и историков XIX-XX веков – Бхактивиноды Тхакура, Бхактиведанты Свами Прабхупады и др. Апа-сампрадайи Есть много так называемых вайшнавских школ, берущих начало от Чайтаньи Махапрабху, которые не придерживаются шастр и потому считаются апа-сампрадайями – сектами, отклонившимися от истинной сампрадайи.
Вот названия некоторых из них: аула, баула, картабхаджа, неда, даравеша, шани, сахаджия, сакхибхеки, смарта, джата-гошани, ативади, чудадхари и гауранга-нагари.
Чтобы строго следовать подлинной традиции, идущей от Господа Чайтаньи, нужно держаться в стороне от этих апа-сампрадай. В «Чайтанье Чаритамрите» (Мадхья 1.271) говорится, что Шри Чайтанья Махапрабху преподал всемпреданнымурок, отчитав за дерзость, предупредив, что своеволие таит величайшую опасность для всего человечества. Чайтанья запретил всем своим последователям вести себя дерзко и своевольно. К сожалению, после его ухода многочисленные апа-сампрадаи (лжепоследователи Господа) стали пропагандировать идеи, не одобренные ачарьями. Аула-сампрадая, баула-сампрадая и другие сампрадаи придумали собственные толкования философии Господа Чайтаньи, отличные от толкований ачарьев. В этом стихе Шри Чайтанья Махапрабху Сам говорит, что подобные действия только оскверняют сам дух Его учения.
«Следует избегать общения с тринадцатью различными типами так называемых преданных известных как аула, баула, картабхаджа, неда, даравеша, шани, сакхибхеки, смарта, джата-госани, ативади, чудадхари и гаура-нагари».
Эти тринадцать видов апа-сампрадай противопоставляют себя наставлениям Гауры и великих махаджан, поэтому не могут считаться чистыми вайшнавами, поскольку у них нет ничего общего с вайшнавами. В этом стихе предписывается оставить дурное общение и принять прибежище чистых вайшнавов. Если человек придерживается мнения, что слово сарва-вайшнава используется автором из смирения для обозначения всех людей, это должно означать, что такой глупец находится под влиянием иллюзорной энергией Вишну, и заслуживает титула асуры или «демона». Все живые существа по своей природе вайшнавы, однако, беспокойство ума и греховные поступки, порожденные телесными представлениями о жизни, не входят в принципы чистого вайшнавизма. Принять прибежище чистых вайшнавов и стремиться к вайшнава-апарадхе, порожденной склонностью к наслаждению – не одно и то же. Махапрабху говорил: «Я – слуга слуги, слуги Шри Шри Радхи и Кришны». Со временем смысл этой концепции был извращен, и попытки восстановить его всякий раз сталкивались со многими непреодолимыми трудностями. Чтобы иметь некоторое представление об этих трудностях, мы вкратце изложим философские отклонения, которые получили название апасампрадайи. Аула и баула сампрадайи Они отвергают преемственность ачарьев, предлагая свое собственное толкование философии Чайтаньи Махапрабху. Например, одна женщина открыто пишет, что Кришна пришел к ней и похитил ее одежду, а далее она описывает свои переживания. В действительности прямой контакт с Кришной невозможен уже потому, что тело живого существа в обусловленном состоянии материально, а Кришна всецело духовен. Это не метод поклонения, который предложил Чайтанья. Чайтанья предложил поклонение Господу в форме преданного Господа, совершая санкиртана-ягью. Другой случай, когда один джентльмен по имени Райа говорит, что мужчина должен иметь женщину, чтобы обрести паракия-бхаву. Но, как известно, сам Чайтанья был очень строгим санньяси. Женщины не могли приблизиться к нему даже чтобы оказать почтение. Они кланялись Господу на почтительном расстоянии. В отличие от этого, сахаджии, в особенности своих интимных отношениях с противоположным полом, не следуют ни одному из принципов даже обычной благочестивой и религиозной жизни, тем самым, создавая беспокойство в обществе и вызывая множество нареканий в адрес истинных последователей Чайтаньи Махапрабху.
Джати-госвами Джати-госвами создали класс Госвами, который существует, как традиционные брахманы. Также как брахманы они претендуют на свое избранное положение по праву рождения в семье Госвами.
В свое время Бхактивинода Тхакур был очень огорчен, глядя на такое состояние общества.
Смарта Поскольку лидеры этого общества были брахманами, они постепенно адаптировали вайшнавскую традицию, создав смарта-апа-сампрадайю. Они монополизировали право давать инициацию только теми, кто рожден в семьях брахманов. Священную нить имеет право носить только тот, кто получил посвящение от потомственного брахмана.
Гаура-нагари Концепция гауранга-нагари-вады, ее отклонение от пути, начертанного Шри Чайтаньей, состоит в настроении, с которым поклоняются приверженцы гаура-нагари.
Преданное служение должно соответствовать форме Господа, Его лиле. Шри Чайтанья Махапрабху – это Кришна, который играет роль преданного и духовного учителя, и Ему поклоняются в дасья-бхаве. Никто не может служить Гауранге, думая о Нем как о Кришне в настроении гопи. Кришна наслаждается любовью гопи, но, когда Он принимает образ Чайтаньи, в этом образе Сам служит Себе как гопи, Шримати Радхика. Согласно этой лилы, Господу Чайтанье оказывают служение только в дасья-расе. В «Чайтанья-Чаритамрите» о гаура-нагари говорится как еще об одном виде проявления сахаджийства, и истинные представители Гаудия-сампрадайи отвергают его. Желание иметь отношения с Чайтаньей Махапрабху в мадхурья-расе называется «гауранга-нагари-вадой». В настроении мадхурья-расы поклоняются только Кришне, следуя принципам, которые установил Шри Чайтанья.
Сакхибеки Искусственное, внешнее украшение себя как гопи (сари и прочее) и соответствующее поведение свойственно тем, кто называет себя «сакхибеки».
Такой маскарад не может доставить Кришне удовольствие. Истинное служение Кришне заключается в том виде божественной любви, которую питали гопи к Кришне, а не в украшениях и нарядах своего тела. Такие внешние украшения не могут привлечь трансцендентальные чувства Господа. Поэтому имитаторы не способны подняться до трансцендентной платформы, на которой их отношения с Кришной становятся реальными. Мы уже обсуждали в деталях формы Шримати Радхaрани и Ее подруг (сакхи). Их служение Кришне не имеет аналогов в этом мире иллюзии и подражание сакхи становится самым большим препятствием в духовной жизни. Джива Госвами строго запрещал людям с мирским складом ума подражать гопи. Не следует не только внешне украшать и одевать одежды гопи, но и имитировать их бхаджан или способ поклонения. Такого рода действия являются оскорблением (апарадха), которое приведут к падению с платформы преданного служения.
Кудадахари Представители этой апа-сампрадайи считают, что могут привлечь Шримати Радхарани, если свои материальные тела нарядят и украсят как Кришна.
Неда или неда-неди (вайшнавы буддисты) Слово «неда» указывает на человека с бритой головой. Неди – это бритоголовая женщина. Неда-неди встречаются в Навадвипе, где они становятся неотличными от других вайшнавов, которые носят тилак и белые одежды. Эта апасампрадайа возникла во времена Шри Вирабхадра Госвами, сына Нитьянанды и Джахнави деви. Шри Вирабхадра Госвами (Вирочандра) обратил более тысячи неда и неди в вайшнавизм, которые принадлежали к тантрическому буддизму. Вдохновленные Вирабхадрой буддисты стали повторять Харе Кришна махамантру. Большинство из них он женил согласно ведическому ритуалу по всем правилам, положив, таким образом, конец свободным половым отношениям между ними под видом тантрической медитации. Но через какое-то время они снова взялись за старое и оставили путь чистого преданного служения. В настоящее время неда-неди представляют собой некую разновидность баул. Из истории описанной доктором Рамкантха Чакроварти известно, что некий буддистский монах из Ориссы, который во времена Санатаны Госвами жил в Пури, стал вайшнавом. Его имя Ачьютананда дас. Как все буддисты он бы против варнашрама-дхармы. Приняв своим гуру буддиста по имени Махананда, он основал свою группу, проповедуя служение Господу Будде в форме Шри Чайтаньи Махапрабху.
Ативади Жрецы ативади иногда одеваются как женщины для неких религиозных церемоний. Своими свободными отношениями между полами, они заслужили общественное порицание, при этом часто пользуясь успехом у власть имущих. Бхактивинода Тхакур упоминая о них, пишет, что они принадлежали к исламистским сектам таким как вахаби. Они проповедовали множество имперсональных идей и, хотя поклонялись образу Господа, однако полагали, что после смерти просто растворятся в Нем. Они практиковали йогу, а иногда занимались магией, используя в своей практике курение марихуаны и опия. Их общество чем-то напоминало тайное братство масонов, которое нашло свое широкое распространение на Западе. Основателем ачарьей Ативади был Джаганнатха дас, который имел приятный голос, хорошо пел и пользовался большим успехом у женщин. Когда его привлекли к уголовной ответственности за подрывную антиправительственную деятельность и растление нравов, он объявил, что не видит никакой разницы между мужчинами и женщинами.
Пракрита-сахаджия Пракрита-сахаджии отвергают процесс видхи-марга (очищение сердца) согласно панчаратрика-видхи, начиная практику бхакти сразу с принципов рага-марга. Поэтому их восприятие Кришны, преданных Кришны, служение Кришне и любовь Кришны является отражением и проявлением их собственной низкой природы. Они иногда утверждают, что рага-марг обретают исключительно по беспричинной милости Бхактидеви, поэтому не следует тратить время на попытки сдерживать порывы чувств и похоть. Но Шрила Прабхупада учил, что когда преданный строго следует регулирующим принципам, тогда Бхактидеви становится очень удовлетворенной и по Её милости беспокойства оставляют преданного. (Ш.Б.4.24.59).
TЕКСT 59
на йасйа читтам бахир-артха-вибхрамам
тамо-гухайам ча вишуддхам авишат
йад-бхакти-йоганугрхитам анджаса
мунир вичаште нану татра те гатим
Внешняя энергия, которая подобна темному колодцу, не способ-
на ввести в заблуждение преданного, который, служа Господу, пол-
ностью очистил свое сердце и снискал благосклонность Бхактиде-
ви. Полностью очистившись от материальной скверны, преданный
радостно постигает Tвое имя, величие, форму, деяния и прочее.
КОMMЕНTАРИЙ: В "Шримад-Бхагаватам" (3.25.25) сказано:
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрт-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
Просто общаясь с чистыми преданными, человек постигает транс-
цендентное имя, величие, качества и деяния Верховной Личности
Бога. Шри Чайтанья Mахапрабху повторял:
`садху-санга', `садху-санга' - сарва-шастре кайа
лава-матра садху-санге сарва-сиддхи хайа
Ч.-ч., Mадхья, 22.54
Просто общаясь с чистым преданным, человек чудесным образом
обретает сознание Кришны. Общаться с преданным (садху-сан-
га) - значит всегда действовать в сознании Кришны, то есть по-
вторять мантру Харе Кришна и служить Господу. Преданный очи-
щается прежде всего благодаря повторению мантры Харе Кришна,
поэтому Шри Чайтанья Mахапрабху рекомендовал постоянно по-
вторять эту мантру. Чето-дарпана-марджанам: когда преданный
повторяет имена Кришны, зеркало его сердца очищается и он утра-
чивает интерес ко всему внешнему. У того, кто находится под вли-
янием внешней энергии Господа, сердце осквернено. А когда серд-
це осквернено, человек не способен видеть, что все в этом мире
связано с Верховной Личностью Бога. Идам хи вишвам бхагаван
иветарах (Бхаг., 1.5.20). Человек с чистым сердцем видит, что весь
материальный космос - не что иное, как Верховная Личность Бо-
га, но тот, чье сердце осквернено, видит все по-другому. Tаким об-
разом, благодаря сат-санге, общению с преданными, сердце чело-
века полностью очищается.
Tот, кто чист сердцем, никогда не попадает под влияние внеш-
ней энергии, которая заставляет индивидуальную душу стремить-
ся к господству над материальной природой. Ничто не омрачает
покой, царящий в чистом сердце преданного, когда он занимается
преданным служением, слушая и повторяя святые имена и повест-
вования о Господе, думая о Нем и т.д. Преданное служение вклю-
чает в себя девять основных видов деятельности. Но, каким бы из
них ни занимался преданный, имеющий чистое сердце, он никогда
не испытывает беспокойства. Занимаясь бхакти-йогой, необходимо
избегать десяти оскорблений святого имени и шестидесяти четы-
рех оскорблений, которые можно нанести в процессе поклонения
Божеству. Если преданный неукоснительно следует всем правилам
и предписаниям, он доставляет удовольствие Бхактидеви и тогда ни-
какие внешние воздействия не способны нарушить его покой. Пре-
данных иногда называют муни. Слово муни означает "мыслитель".
Преданный так же склонен к размышлениям, как непреданный -
к спекулятивным рассуждениям. В отличие от спекулятивных рас-
суждений непреданных, мысли преданных всегда чисты. Господа
Капилу и Шукадеву Госвами тоже называют муни, а Вьясадеву ве-
личают Mахамуни. Преданному присваивают титул муни, "мысли-
теля", если он очистился от материальной скверны и постиг Вер-
ховную Личность Бога. Итак, если человек общается с преданными
и старается избегать оскорблений при повторении имени Господа
и поклонении Божеству, его сердце очищается, и тогда Господь от-
крывает ему Свое трансцендентное имя, форму и деяния.
Картабхаджа – апасампрадайа Аул Чанд (с 1694-1770), основатель картабхаджа, был аскетом, получившим хорошее образование у Харихара Тхакура. По другой версии он был учеником мусульманского факира, а согласно третьей был инициирован в вайшнавизм у Баларамы даса, но потом принял имя Аул Чанд. Он очень много путешествовал по святым местам. Но в конце остановился в Гхошапаре недалеко от Канчрада и принял покровительство Рамшаран Пала. Слух о его мистических способностях постепенно распространился по миру, и 22 человека, включая самого Рамшарана, стали его учениками, сформировав ядро общины. Его последователи считали Аул Чанда, инкарнацией Чайтаньи. После ухода своего гуру они воздвигли ему мавзолей и стали ежегодно собираться для проведения фестивалей. Эта апа-сампрадайа представляет собой несколько сект, объединенных между собой (аула, баула, сани, даравеша), множество отдельных культов придерживающихся доктрины гурувада. На самом деле все тантрические апа-сампрадайи благоговеют перед гуру, как воплощением Бога. Картабхаджа считают гуру инкарнацией Бога. Эта идея сродни философии майавади. Гуру один, и он представляет собой форму поклонения Богу. Нет других форм поклонения Богу, включая арча-мурти. Нет необходимости повторять имя гуру, если повторять имя Кришны, потому что гуру – это сам Кришна. Согласно философии ачинтья-бхеда-бхеда Шри Чайтаньи Махапрабху, гуру не отличен от Кришны, но он – не Кришна. Он – ашрая-виграха, проявление милости Кришны. Он – вишнупадайа, т.е. тот, кто нашел свое единственное прибежище у лотосных стоп Господа Вишну, и Кришна-прештхая – он очень дорог Кришне. Последователи Аула Чанда называли его ади-пурушей, а жену, Сати, которая была его ученицей, – ади-шакти
Свидетельство о публикации №224082500196