Мнг. нээгч, нээх и патриарх Ной
Нем. текст перессказа о др.-египетском аналоге "волка-открывателя путей", - "Кри:гс унд Тотэнготт" ( божестве войны и смерти):
"Upuaut", auch "Wepwawet", "Wep-wawet" oder "Ophois" genannt, deutsch: „Oeffner der Wege“, wurde als aegyptischer Kriegs- und Totengott verehrt.
Wikipedia.de
Мнг. НЭЭГЧ, НЭЭХ и библейский патриарх Ной (НоахI)
О том как ближневосточный авраамитизм отредактировал архаичный сюжет из религиозно-мифологических представлений языковых предков нахско-дагестанских и монгольских народов. И...мохнатый первопредок* с функциями "открывателя путей" превратился в одного из "патриархов" еврейского народа. Да и само ивритское "ноахI" (Ной) - это из лексикона нахско-дагестанских и монгольских народов с точным указанием на "пещеру" и "путь".
Всё вышеприведённое ныне утрачено, но оставшихся языковых "обломков" однако достаточно, для того, чтобы реконструируировать какую-то роль в оригинальной версии "мотка пряжи/руна" (ав. НУХИ) и "ворона" ( ав. "НУХЪА"). Отправившийся на тот свет проходил через "порог" (ав. диал. НУХIДИ). В библейском же переиначивании "волка" ( а равно его двойника) нет вообще, а "ворон" продемонстрирован как отрицательный персонаж, в отличии от голубя. Напомним, что в германо-скандинавской мифологии ВОЛК и ВОРОН связаны с миром мёртвых- погибших на поле брани.
Халха-мнг. НЭЭГЧ "открывающий", НЭЭХ "открывать, отворять". Это всего лишь часть из мнг. совокупности производных со значением:
1.нора, дыра, отверстие, логово (НУЬХ); 2. путь, дорога, кочевать (НУЬУЬХ); 3. один, раз (НЭГ).
Всё это чётко связано между собой вдоль, поперёк и по диагонали. И эта парадигма прекрасно согласуется вплоть до мелочей с данными нахско-дагестанских языков. За исключением ауарского и чеченского обозначение "пути, дороги" - явные метатезы, т.е. + с перестановкой согласных.
Даже одно только наличие подобной обширной, разветвлённой и точной в деталях общей для мнг. и н.-д. языков парадигмы, ставит под сомнение возможность отсутствия языкового родства между мнг. и н.-д. языками.
Но даже не это самое важное. Эта парадигма просто ставит крест на иудейско-библейском происхождении "патриарха Ноя", его ковчеге и Всемирном потопе. Потому что этот сюжет вовсе не иудейско-библейский, а - ворованный. От начала и до конца - продукт банального заимствования из других культур. И источник его не дошедшая до нас общая для нахско-дагестанских и монгольских народов мифология.
Довольно интересная ситуация - авраамитические семитские вероучения пересказывают нахско-дагестанским народам у них же самих ворованный сюжет. И ничего семитского в нём нет.
Авторы двухтомника Мифы Народов Мира с одной стороны признают, что МИФ О ВЕЛИКОМ ПОТОПЕ СОХРАНИЛСЯ У НАРОДОВ ТИБЕТА, а с другой, что нет никакой подходящей этимологии для объяснения имени Ной ( НОАХI) в древнееврейском языке.
Обр. внимание, что в Коране НУХ (Ной) никакой не "патриарх", а "пророк, посланник", а у иудеев якобы их еврейско-иудейская родня! И между этим есть существенная разница. "Посланник Всевышнего" - как бы над племенами, языками и народами,а "патриарх" - семейно-родовое, по крайней мере из узкой, замкнутой на себе группы.
Если же обратиться к монгольским языковым клише,имеющим свои параллели и в нахско-дагестанских языках, то НУХ (ав. диал. НУХI) никто иной как НЭЭГЧ "открывающий" и АВРАГЧ " спаситель, избавитель". В этом и заключена его божественная миссия. И его числовая символ ика - цифра ОДИН, ЕДИНИЦА, ср. мнг. НЭГ "один" при чеч. НЕКЪ , ав. НУХ (диал. НУХI) "путь, дорога"). Но и это ещё не всё, ав. НУХ означает также "раз", т.е. число "один".
В данном случае Коран вне критики, его тексты ведь не утверждают, что Ной - патриарх евреев или арабов, в коранических текстах нет указаний на этническое происхождение Ноя (араб. НУХ).
Отдельное внимание следует уделить и на названия важнейших коранических сур - "ОТКРЫВАЮЩАЯ" и "ПЕЩЕРА". И всё это опять таки продолжение нашей темы, ср. лак. НУХ, ав. НОХЪО "пещера" с продолжением в мнг. - "нора, логово, отверстие" - НУЬХ.
Да, это вообще чисто восточно-азиатское всякое учение, мастерство, познание обозначать как ПУТЬ : Небесный Путь, Великий Восьмеричный Путь, Путь воина и пр. У греков, римлян, семитов этого как раз таки нет, а если есть, то невнятно и слабо представлено. В исламе мы знаем, что это - суфизм с его ТАРИКЪАТ, где араб. ТАРИКЪ ( ивр. ДЕРЕХ) как раз и есть "путь, колея". Это говорит о том , что на каком-то отрезке времени эта символика "пути, дороги" всё же схвачена адептами ислама и вновь возвращена. Даже газета израильской компартии называется "ЗО hа- ДЕРЕХ" (Этот путь). Но всё же это не совсем тот уровень акцентуализации "пути, дороги", которое мы видим в восточно-азиатской традиции. Масштаб несопоставим.
При всём этом, даже японское КАРАТЭ-ДО, ДЗЮ-ДО, БУСИ-ДО и др, содержащие компонент "до" (путь) опять имеет параллели в нахско-дагестанских, финно-угорских и древнегреческом языках. Представлена эта основа и в мнг., но не со значением "путь", а "низкий, приземлённый, лилипут".
То что мы имеем в мифе о Великом Потопе и "патриархе/пророке Ное" - уже сама по себе отдельная, законченная религия, причём ключевая, вокруг которой и сгруппировались иудаизм, христианство и ислам.
"Нацрут" (христианство) вторит иудаизму в том, что Ной - еврейский патриарх, ислам однако воздерживается от придания какой-либо этничности Ною/Нуху.
В исламе также нет акцентирования на том, что ислам - это "путь, колея, дорога" чего-то и кого-то. Образ "мистического пути" явственно проступает лишь у суфиев. Совсем другой вопрос - насколько верен их "путь", но обсуждение данного вопроса выходит за рамки настоящей статьи.
В кратце выделим следующее:
1. Патриарх/пророк Ной - это заимствованное духовное наследие из канувших в небытие прошлых религиозно-мифологических представлений общих для нахско-дагестанских народов;
2. В авраамитизм, в том варианте, котором он зафиксирован у иудеев, христиан и мусульман, не вошёл образ пещерного, мохнатого существа- первопредка. По сути это НЭЭГЧ "открывающий" путь. Напомним, что в древнем Египте ВУПУАТ/УПУАТ это "открыватель пути". Воины фараона ходили в бой с волчьими штандартами и ВУПУАТ считался "первым бойцом Осириса". В мнг. указание на "волка" спрятано под личиной "пса". Нежелание указывать прямо на волка - характерно для монголов. Реальный "волк" у них то "хангайская собака", то "душитель", то ещё что-то скрытое для непосвящённых. Но всё это шито, как говорится, белыми нитками.
Есть мнг. НУЬХ " отверстие, логово, нора" и есть мнг. НОХОЙ "собака" и при всём этом собаки не живут в норах и пещерах, им там делать нечего. Поэтому мнг
НОХОЙ - эвфемизм мохнатого первопредка. И это изначально не "собака", ближе всех к псу - волк. Мы однако предпологаем,что это даже не совсем "волк", а "паук-оборотень", способный менять обличья. Он "прядёт" миры и "шерсть, нити" - его стихия наряду с "мраком, пещерой" и т.п. Во многих традициях мы видим, что волк и указывает дорогу и меняет обличья. Просто для общения, коммуникации с человеком паук не годится. Млекопитающие терпеть не могут подобные существа.
Паук как и волк - ловкий охотник, но волк не "ткёт миры", "паутина, силки" и умение вводить жертву в заблуждение - совершенно не его стихия. Волку совсем ненужно превращаться в паука, а вот пауку превращение в волка или какого-то другого мохнатого существа, живущего в пещере очень даже нужно. Естественно, с точки зрения доисторического человеческого сознания. Мохнатое существо из пещеры, тени, мглы - это продукт восприятия мира первобытным человеком.
Всё это не вошло в авраамитические религии Ближнего Востока, они вобрали всего лишь идею Всемирного Потопа с НЭЭГЧ - открывающим и АВРАГЧ - "спасителем, избавителем". Авраамитизм принял идею ПУТИ из пещеры, замкнутого, тёмного и тесного пространства по водной стихии к спасению, обновлённому миру.
Но когда-то всё вышесказанное являлось одним целым: ПЕЩЕРА- ПОДЗЕМНАЯ РЕКА-БРЕЗЖИТ СВЕТ - СПАСЕНИЕ/ОБНОВЛЕНИЕ.
Авраамитизм выхватил один из эпизодов цикла. У допотопных мордехаев как-то чересчур много "родни" о которой их потомки ровным счётом ничего не знают, но при этом причисляют их к "патриархам". Так в статье "Ной" в Мифах Народов Мира нет до.-еврейской этимологии имени "Ной", но есть ссылка на глупые рассуждения иудейских "незнаек на Луне", представленных как "раввины", что в иврите "ноах" означает "отдыхать", и ,возможно, "Бог (Иегова) отдыхал на таких праведниках как Ной". Как вообще понимать этот бред? Это - далеко от реальности и вместе с тем легко объяснимо. Дело в том, что в языках лезгинской группы обсуждаемая нами основа имеет значение "вчера" - "нигъ" ( ср. ав. НОЛЪ "вчера") и т.п. Сюда же можно добавить нем. NACHT "ночь", но NACH "назад" ( при ав. НАХЪ, НАХЪЕ "назад"). Из индоевропейских языков в этом плане хорошо передано в латинском - NOX "ночь, ночной отдых, покой"; "сон"; "темнота, мрак"; "смерть". И ивр. "ноахI" должно находиться среди этого списка, но антропоним НОЙ этим не объясняется, потому что нет указания на ПУТЬ, а есть лишь что-то побочное от "пещеры". Поэтому подобная поверхностная этимология т.н. "библейского патриарха" не пойдёт,
"Пещера" - у Карла Юнга - "место сновидений". Естественно, что пещера рассматривалась как место отдыха, в том числе и погружения в сон. Всё кто интересуется этой темой могут почитать об образе пещеры у Карла Юнга, где он подробно разбирает где, когда и при каких обстоятельствах упоминалась пещера в мифах и религиозной литературе. Никто ни на ком не отдыхал,- вопреки балаганным раввинам.
В итоге можно констатировать, что в иврите никак не отражён Миф о Всемирном Потопе и вообще нет ничего, что могло бы связывать иудаизм с патриархом/пророком Ноем. Здесь такой же трюк подмены как в случае с "патриархом" ЭВЕРОМ/ЭБЕРОМ**. Последний - аккадо-арамейское "Земля Заречья", т.е. Сиро-Палестина (Левант).
* Мохнатость, шерстистось - главная характеристика для выявления первопредка у нахско-дагестанских и монгольских народов. Она же указывает на "темноту, ночь" и связь с "загробным царством". Он - некто "шерстистый" - хозяин над ним. Языческие божества и культовые герои языческого пантеона часто длинноволосые. У тех народов, у которых в роли первопредка выступает "птица", роль шерсти играют перья. Древние часто скрывали имя первопредка, заменяя его каким-нибудь эвфемизмов.
** 'EBER (ГIебер), ср. аккад. 'EBAR/'EBARTU, арам. Эбер Нари "Заречье".
Свидетельство о публикации №224082500226