Человек в коробке. Приложение 3 к Россия Япония 18
«Вряд ли правильной была политика Советского правительства в отношении насильственно задерживаемых в Сибири японцев. Думаю, что она принесла не столько экономической выгоды, сколько морального ущерба. … Около 45 тысяч моих соотечественников навсегда остались в сибирской земле».
Като Кюдзо служил офицером в сапёрных войсках Квантунской армии, в 1945-ом было ему 23 года. Состояние его отряда: «Наша группа была вооружена саблями, винтовками и пистолетами. Винтовок было очень мало и их не хватало на всех, патронов почти совсем не было».
Приказ о прекращении войны они получили примерно 20.08 и на следующий день сдались.
«Почти весь сентябрь мы провели в лагере для военнопленных, который находился на берегу реки Шахэ», - вспоминал Като. Затем – пеший марш более 300 км под Муданцзян.
«В то время мы думали, что нас отправят домой через Владивосток. … По пути к Муданьцзяну мы встретили несколько шедших нам навстречу больших групп японцев. Среди них были в основном женщины, дети и старики в разорванной одежде, все грязные и потные».
«… Японские войска в Маньчжурии составляли единое целое с жившим здесь гражданским населением – тоже японцами. Последние считали, что раз они приехали на этот континент, то могут рассчитывать на защиту армии».
За период существования Мансю туда переселилось около 6 млн. японцев.
В октябре под Муданцзяном ещё лежали трупы японцев, заметил Като. Я спросил свою маму (служила тогда там), она подтвердила.
Эпизод в повести «Тихо вокруг..», когда при ночном обстреле красноармейцы в кювете топчутся по телам японцев, я не выдумал.
Като работал на строительстве дороги Тайшет – Братск длиной 317 км; он считал, что БАМ в 1947-ом году строили 50000 японских военнопленных. К марту 1950-ого он прошёл более десяти лагерей. «У нас не было никакой уверенности, что мы сможем когда-нибудь покинуть Сибирь», - признался он.
Бывало, японцы строили бараки для советских заключённых, для народа-победителя.
До декабря 1947 г. в СССР была жёсткая карточная система; местные жители говорили японцам: «У вас гораздо лучше, чем у нас». Ну, это спорный вопрос.
Весной 46-ого пленные стали есть лесные растения и нередко травились ими.
Охрана распускала слухи, что японцев скоро отправят домой; «это делали для того чтобы военнопленные не убегали. … Беглецов ловили и иногда расстреливали. Таких примеров было сколько угодно».
Напомню, Женевская конвенция признаёт право пленного на побег, т. е. ловить можно, расстреливать – нельзя.
Однажды бежали трое: капрал Намикава Хачиро, рядовой Миано Дайсабуро, художник Танно Гоичи (40 лет, работал водовозом), с топорами. Пять автоматчиков – в погоню; на следующий день привезли трупы беглецов.
Двое в одежде, сильно обожжены, а Танно без ожогов, голый, затылок разрублен. «В верхней части его ног кожа была аккуратно снята, а мясо срезано… Куски этого мяса были разложены тут же на палатке. По размеру и толщине они, грубо говоря, напоминали бифштекс.
Часть мяса лежала в котелке. По своему красно-чёрному цвету оно напоминало конину.
Стало ясно, что мясо отрезано с трупа Танно. Мне показалось, что я нахожусь в аду. Было ужасно стыдно, что я живу в этом мире и на этой земле. … В этот момент мне не хотелось быть человеком».
Като не написал, что наши уголовники тоже практикуют «на рывок» людоедство и «живую консерву». Неужто не знал? Не понял, что автоматчики скосили двоих у костра за обедом и не сразу вытащили из огня?
Подъём в лагере – в 7 часов, обед – в 12, как подвезут; после него – перекличка. Работа всего 10 – 12 часов, зависела от погоды и сезона. «На ужин нам обычно давали селёдку и кашу из гаоляна (китайское просо)». Селёдка на двоих, по ломтю хлеба, по кружке чаю – ужин моей мамы, бойца Бикинской группы в 1943-44 гг.
Раз в месяц – медосмотр: ущипнёт врач за жопу и по её упругости назначит один из четырёх разрядов. Первый – самые тяжёлые работы, четвёртый – доходяги.
«Всё было очень грязное», бывали вши, «люди умирали от сыпного тифа, дистрофии», воспаления лёгких.
До армии Като Кюдзо изучал немецкую литературу, знал немецкий язык; а в плену неплохо выучил русский: начал с того, что взял на свалке англо-франко-немецко-русский словарь. Он заметил, что знание русского языка привлекает внимание НКВД; но это сближает с местным народом.
«О Есенине я впервые услышал в 1945 году именно от конвоира Токарева. Он знал наизусть несколько стихотворений Есенина и часто читал их. Особенно мне нравилось стихотворение, которое начинается словами «До свидания».
И вот уже весной 1946-ого года в 28 км от Братска на стройке БАМа он сошёлся с Ниной, женой чекиста Евдокимова. «Наши отношения перешли определённую черту… По некоторым данным на одного взрослого мужчину приходилось пять женщин».
Конец главки: «С тех пор прошло немало лет, но всегда, когда я, путешествуя по Сибири, вижу цветущую черёмуху, или же, когда в Японии цветут цветы сакуры и душистой дахны, я всегда вспоминаю Нину. Интересно, что она сейчас делает?»
Вспоминает Като Кюдзо и одного лейтенанта: «Лупандин был хорошим человеком. К нам, военнопленным, он относился доброжелательно. … Лупандин прошёл немецкий плен и частенько, не вдаваясь в подробности, говаривал: «Ваша жизнь в плену не идёт ни в какое сравнение с тем, как жили мы в Германии».
Несмотря на свои 33 года, он, очевидно, из-за долгой жизни в плену, выглядел значительно старше. У Лупандина была любимая жена, полька».
Однажды конвоиры украли одну тушу барана из довольствия лагеря и обвинили в том японцев. Лупандин с помощью своего дорогого пса Абрека нашёл тушу и разоблачил воров. Через неделю Абрека застрелили.
«Расправа с Абреком потрясла и нас, пленных. Эта собака служила для нас большим утешением».
К новому, 1948-ому, году отменили карточную систему на продукты. Но «хлеб официально стоил 5 рублей, на рынке продавали за 30 рублей».
Над зоной висел транспарант: «Мы готовы отдать последнюю каплю крови за советское социалистическое государство. = Сталин =».
В лагере была культурно-воспитательная часть, читали лекции; например: «Демократия в США и демократия в СССР». Ну, понятно.
Вели антирелигиозную пропаганду; это среди японцев, которые часто одновременно и синтоисты, и буддисты, и конфуцианцы. Толерантность японцев к религиям чудесна.
Была создана так называемая «Демократическая группа японцев» (Тоидзуми её называла «собаки»: перевод с русского на русский - суки).
В марте 1950 г. Като-сан ляпнул пленным: «Что же Советский Союз так плохо к нам относится? Разве могли мы, маленькие люди, влиять на события, которые происходили вокруг нас? Уже скоро пять лет, а они не думают о том, чтобы возвратить нас домой».
Вечером «Демократическая группа» созвала собрание, заклеймила Като ярлыком «контра!» и объявила ему бойкот. Любой нарушитель бойкота становился «контрой».
«К счастью, вскоре после объявления мне бойкота пришёл приказ о возможности моего возвращения в Японию. Это случилось 16 апреля 1950 года. Мы погрузились на пароход «Мэйюмару» и отплыли из Находки.
Вскоре на пароходе тут и там стали мелькать солдаты со своеобразными нашивками: на белом бинте был начертан красный круг – японский флаг.
Интересно, как себя чувствовали в это время члены демократической группы?»
Жаль, я не встречался с Като Кюдзо; но он часто работал до ноября 1981-ого в Сибири у академика А. П. Окладникова. А мои друзья - ученики Алексея Павловича, они знали Като, от них и его книга. Приезжал Като в Сибирь и позже.
Рассказ не по теме: молодые археологи Коля Оводов и мой сосед по Владивостоку Володя Дьяков сделали каменную пилу и «состарили» её на 4000 – 5000 лет; знают, как.
Подсунули её Окладникову, тот остолбенел: мировое открытие, переворот в истории неолита!
«Срочно телеграмму в Москву!» – приказал Алексей Павлович. И шутники признались… Окладников сутки на них дулся, а потом хохотал. Вот такой был друг у Като Кюдзо.
«Скажи мне, кто твой друг – и я скажу, кто ты».
Свидетельство о публикации №224082500517
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 25.08.2024 11:51 Заявить о нарушении