15 августа - день памяти Н. Панченко
Николая Панченко (1924 - 2005) называют поэтом военного поколения,
которому приходилось говорить не только от себя, но и от имени сотен людей,
прошедших войну,
поэтом, доказавшим в лучших традициях русской поэзии слиянность судеб
личности и Родины.
В 1942 - 45 гг. Н. Панченко был на фронте - рядовым в пехоте, затем ст.
сержантом авиации. После войны жил в Калуге, работал редактором газеты
“Молодой ленинец”. В 1958 был издан первый сборник поэта “Теплынь”.
Панченко был также инициатором, издателем и соредактором альманаха
“Тарусские страницы”
С 1961 г. жил в Москве. Был жизненно связан с В. Б. Шкловским, Б.
Окуджавой, Н.Я. Мандельштам. Круг творческих связей определяется именами
Ахматовой, Б. Балтера, Н. Глазкова, М. Дудина, Ю. Казакова, о. А. Меня,
С. Наровчатова, К. Паустовского, Б.Слуцкого, А.Цветаевой.
Выходом сборника “Обелиски в лесу” (1963) и публикацией “Баллады о
расстрелянном сердце” было заявлено гражданское кредо поэта, отмеченное
антивоенным пафосом и неприятием официальной лжи.
Поэтические книги Н. Панченко “Уходит дерево”, “Остылый уголь”, “Белое
диво”, сборники “Стихи”(1983) и “Избранное“ (1989) явились значительными
событиями в нашей поэзии, однако, до “перестройки” многие его
произведения оставались неизвестными читателю или печатались со
значительными искажениями.
Н.В. Панченко много работал с поэтической молодежью, был организатором
«Лаборатории первой книги», помогавшей входить в литературу молодым авторам.
В последние годы стихи, публицистика и проза Н. Панченко широко
печатались в периодике, им был подготовлен к выпуску альманах
”Тарусские страницы”(вып.2). Изданы поэтические книги “Живу во глубине
России“ и “Горячий след”, куда вошли, впервые в авторской редакции, военные
стихи, а также лирика и поэмы более позднего времени. Незадолго до
смерти вышла книга поэзии и прозы «Слово о великом стоянии», наиболее
полно представляющая его творчество.
Заслуги Н.В. Панченко как гражданина и писателя были отмечены премией
«За честь и достоинство в литературе» (2001).
Читатели, друзья и ученики Николая Васильевича глубоко скорбят об уходе
из жизни этого большого, сильного и красивого человека, воплотившего в
себе лучшие человеческие черты своей эпохи.
ПРИМЕЧАНИЕ. Премия имени Андрея Сахарова «За гражданское мужество писателя» присуждена посмертно (ноябрь 2005).
Он умер на 82-м году жизни, на даче в Переделкино, в литфондовском доме, некогда сданном в аренду Виктору Борисовичу Шкловскому, а после кончины лидера формальной школы оставленном в пользование семье Панченко-Шкловских. Во дворе под навесом оставалась очередная яхта, недостроенная …
В журнале Дружба народов» в год кончины писателя была опубликована большая подборка стихов Панченко (ДН, №11, 2005) . Во вступительной заметке с большим пониманием ситуации и сердечностью были описаны переживания близких его друзей и последние минуты прощания с поэтом перед погребением на Переделкинском кладбище.
ЛУЧШИЕ ТАМ ОСТАЛИСЬ...
Стихи. Вступительная заметка Дмитрия Донского и Галины Климовой
Когда умирают поэты, нам остаются слезы, стихи и память из самого нутра, до озноба…Известный спор: поэтами рождаются или становятся, — жизнь разрешает однажды: поэтами умирают.
Поэт Николай Васильевич Панченко лежал в переделкинском храме Преображения Господня в последнем ожидании… Во всем его большом теле, в породистом лице были покой и благородство, которые не смущались крупного узла его темного галстука. Борода была сбрита. Все мирское уже было не важно: опаздывает ли батюшка с короткой панихидой, сколько певчих пропоют старушечьими голосами Вечную память, почему не окажется в церковной лавке иконки Николая Чудотворца, чтобы вложить в руки новопреставленному Николаю…
Я, наверно, уйду не достроив своих кораблей.
Проплыву над толпою в сколоченной наскоро лодке.
Мне всегда не хватало ни черных, ни белых морей —
Мне мешали дышать эти мерные пальцы на глотке.
Он ушел. А мы остаемся жить с чувством вины и с чувством потери, что при жизни и на этот раз не разглядели Поэта во всем масштабе его судьбы и времени. А судьба и время не бывают легкими, особенно у Поэта.
Это ведь не выдумка, — вот отчего озноб из нутра. Непостижимость, непостигаемость? Трудно понять. Все божественно! Нужно только уметь открыть сердце…Это свойственно поэту, а Панченко — на редкость русский православный поэт. Может, поэтому не кичился ни своим дворянством, ни мастеровитостью, ни красотой, ни другими талантами, которые ему с любовью даровал Господь. Он трудно и просто жил:
Травиночка, мой будничный портрет,
Я тщусь прожить, как ты, самим собою…
И не есть ли во всем этом начало, о котором Николай Панченко так светло писал:
Как странно всю жизнь начинаться!
Но так и устроен Поэт:
Двенадцать часов, как двенадцать
столетий, а времени нет…
… В день, когда умер Николай Панченко, позвонил Ревич, и сквозь слезы и хрипы из Переделкина прорвалось: «Коли больше нет…» .
Мы взяли последнюю книгу стихов Панченко, бутылку освященного кагора и поехали… В комнате у Ревича собрались несколько человек, и мы помянули Николая Васильевича, как могли… Александр Михайлович рассказывал, как он впервые увидел Панченко на похоронах поэта Владимира Львова, и мы уже вместе вспоминали свою встречу с ним, его выступление в мае на презентации журнала “Дружба народов”, где он так вдохновенно прочитал бессмертную “Балладу о расстрелянном сердце”.
Уже тогда мы понимали, что это урок истории русской литературы!
Весь вечер по кругу мы читали его книгу, еще раз убеждаясь, что нет у Николая Панченко “проходных” стихов, что перед нами один из самых крупных поэтов военного времени, один из самых замечательных поэтов XX века.
* * *
Век не спрашивал: “Хочешь?”
не глядел на мандаты,
и решал — если ходишь —
годишься в солдаты.
Мы годились в солдаты.
Мы, признаться, гордились,
что решали комбаты,
для чего мы родились.
* * *
Мы кол с дощечкой в землю забивали
И дальше шли на риск и напролом;
Мы жили оттого, что забывали
Оставленных навечно под колом,
И в новые вступали города.
И снова — залп,
И два стакана водки,
И где-нибудь на склоне — незабудки:
Они-то не забудут никогда.
И водка разливалась, как вода.
И мальчики сухие не пьянели.
И только очи серые — синели:
Им было — до любви,
Не до стыда.
Мы жили оттого, что иногда…
1961
* * *
Угасают созвездья,
осыпаются грозди.
Погибают солдаты — их вбивают, как гвозди:
как по шляпке; по каске,
на дорогах победы.
По великой указке
умирают поэты.
Бедолагу в пути заметает порошей…
Большинство умирает
от жизни хорошей.
* * *
У тебя, как у людей, не будет.
Петр ошибся…
Будет все не так.
Залпы торжествующих орудий,
Кровь и крики бешеных атак —
Все не так…
Мутить не надо воду,
Тень бросать и бегать от теней.
Вот ты погибаешь за свободу,
Ничего не ведая о ней.
Так и надо, может,
так и надо —
Ничего не знать и погибать,
Не румянец яблонного сада —
Ветром незабудку нагибать
Над собою,
над своей могилой,
Над своей решенною судьбой.
Милая моя,
с тобою милой,
Мне с тобою,
как с самим собой:
Существуем, погибаем, значим
Только тем,
что истинно близки
В этом мире,
суетно-незрячем,
Зубками вцепившемся в соски.
* * *
В живых остались нелучшие —
Лучшие там остались:
Они — предзакатные лучики —
По черной земле скитались,
Беспривязно, неумело,
И умерли — меркла высь! —
Туманилась и темнела,
И звезды на ней зажглись.
Мы — звезды,
Мы — дети темени.
И дырочки в дальний свет,
Когда отстаем от времени,
Как те, что сошли на нет…
* * *
Нас выбило из колеи,
колеса нам перекосило,
И сила вся идет на то,
чтоб вдруг не сделать кувырок,
И, уцепившись за порог,
так трудно сдвинуться с порога.
Ах, если б там была дорога
и все четыре колеса…
И все же мы — а как же быть? —
Идем нетвердыми шагами.
И, заглядевшись на звезду,
Встаем с ободранных колен.
О, жизнь моя,
мой сладкий плен —
молитва, нищенство, отвага,
вся в черных буковках бумага.
И ожиданье перемен…
* * *
По чистой иду на гражданку —
Меня собирает народ:
Кто банку тушенки, кто банку
Английского джема сует,
Бредовый табак “филичевый”,
Что мог заменить анашу.
— Пиши!
Отвечаю:
— Еще бы! —
Хоть знаю, что не напишу.
Я — это уж точно — не годен
Счастливые слезы скрывать:
Я, может, впервые свободен
На все и на всех наплевать.
Прощай астраханское ханство1 —
Моя золотая орда.
Сержантско-майорского хамства
Не видеть бы мне никогда…
Примечание. «Астраханское» — место формирования полка.
1946-й
Порушены мертвые связи,
Иная упрочена связь:
Проныры —
из грязи да в князи,
Народишко мордою в грязь,
Как раной открытой прижался —
Отторгни его,
оторви.
Прижался, приник, прилежался.
Чтоб храмом восстать на крови.
Кровит над забором рябина
Всей горечью подлых кровей —
Россия,
опять ты — чужбина
Для лучших твоих сыновей.
* * *
Если старуха сцапала,
вырваться — лысого черта вам!
Где вы, ребята с двадцатого?
Мальчики — с двадцать четвертого?
А я все пишу и пишу вам
про все, что случалось, подряд,
стихи, из которых шубу
не сшить, — знатоки говорят.
В них то, что одним — ребячество.
В них то, что другим — история.
И ты не поддержишь,
незрячая,
немая аудитория.
Лежишь в полковом отдалении,
на метр и на два в глубине:
в секрете мое отделение,
в секрете мое поколение —
пятнадцатый год на войне…
Молитва
Одиночество одиночеств
Умножается от вражды.
Собери нас, предвечный Отче,
На земные твои следы.
Дай опору нам, дай надежду,
Отведи неблагие сны,
Дай нам слово живое — между! —
Чтобы были всегда ясны.
Тяжко — истинно! — если нету
Слова этого на губе
К твоему припадаю свету,
К телу ближнего, как к тебе.
И коснувшись уже покоя,
И простив моему врагу,
Окровавленною щекою
Что-то выразить не могу…
* * *
Я возвращаюсь к дому,
к запаху вялых трав.
Я головою в омут
брошусь — и буду прав.
Пусть он меня раскрутит,
спустит винтом до дна.
Пусть меня, словно прутик,
вынесет быстрина.
Выкинет вал на берег,
руку протянет сад.
Я никому не верил,
что ворочусь назад,
к берегу, к этой роще…
Жизнь велика-велика,
Только меня не трожьте
письма издалека.
Опубликовано в журнале Дружба Народов, № 11, 2005
Свидетельство о публикации №224082500758