Русские

РУССКИЕ

     - Я русский, – сказал Иванов, задумчиво глядя на реку Москву через окно уютного кафе.
     - И я русский, – оживился Васильев, и взял со стола бокал с коньяком.
     - Совсем-совсем русский? – с подозрением скосил тёмные глаза Иванов, и тоже взял бокал.
     - Нет, не совсем. Я южнорусский, – улыбнулся Васильев и по-народному звонко чокнулся массивным бокалом о бокал собеседника.
     - Как это южнорусский? - воскликнул Иванов, переведя дух после глотка живительного напитка.   
     - А вот так. Я казак. Проследил родословную до седьмого колена, начиная с себя, и не обнаружил ни одной посторонней ветви. Ни по отцовской, ни по материнской линии.
     - Так далеко углубился? Зачем?
     - Свои корни надо знать. Летописец Нестор ещё в начале двенадцатого века задался вопросом: «Откуда есть и пошла русская земля?»
     - Ну так это же летописец, и он задался вопросом о народе в целом.
     - И отдельному человеку надо знать кто он, и откуда. Вот я и проверил. Я урождённый, как у нас говорят, донской казак.
     - А казаки разве не русские?
     - Деды и прадеды искренне верили, что они отдельная народность. Про более дальних предков и говорить не приходится. Да их, к глубокому сожалению, выкосили былые невзгоды. Некому стало передавать традиции. Вот некоторые из нового поколения и стали считать себя, с середины прошлого века, чисто русскими.
    - И это правильно. Мы же знаем из истории, что донские казаки – это русские, бежавшие от помещиков на Дон, откуда, как известно, выдачи не было.
    - Да, бежали иногда. И не только русские, а и другие российские народы. И прибегали они не на пустое место. Нет. Там уже жили люди с местным бытом и традициями. И эти быт и традиции заметно отличались от быта и традиций народов коренной России. И прибегающие полностью принимали местные обычаи, и потому со временем тоже становились казаками.   
    - Но что-то же они привносили и своё?
    - Да. Тем не менее местное население всегда оставалось обособленным народом.
    - А царю-батюшке служили верой и правдой.
    - Казаки и по сей день верно служат Отечеству.
    - Это точно. Вы за Россию любому глотку порвёте. Этого у вас не отнять.
    - Не только у нас. Я объездил всю Европу. Видел много наших за границей. Самые разные народы России считают себя там русскими: народы Поволжья, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, крайнего Севера. Это люди с разным бытом и традициями, исповедуют разные религии – православие, ислам, иудаизм, буддизм, шаманство, но там они, повторюсь, все в душе русские.
    - Да, да. Знаю. Они сами порой поругивают всякие недостатки на исторической родине, но не дай бог кому-то сказать что-то плохое про Россию... Горой встанут на защиту.
    - Это и понятно. Мы все так перемешаны – чуть ли не у любого найдёшь дедушку или бабушку другой национальности.
    - Как в том анекдоте.
    - В каком анекдоте?
    - Как мальчик пришёл учиться играть на скрипке, а маэстро спрашивает: «Как твоя фамилия?»
    - Иванов, – отвечает малыш.
    - А имя?
    - Ваня.
    - И ты хочешь учиться играть на скрипке? – удивился маэстро.
    - Да, хочу.
    - Ну ладно, сыграй что-нибудь.
    И малыш сыграл, и очень даже прилично.
    - Ну а отчество твоё как? – не переставал удивляться маэстро.
    - Иванович.
    - А папа?
    - Иван Иванович.
    - Что, и дедушка Иван Иванович? – в ещё большем удивлении воскликнул маэстро.
    - Да, Иван Иванович.
    - Ну а бабушку-то как зовут?
    - Фаина Абрамовна?
    - Ах вот как глубоко зарыт талант! – с облегчением выдохнул маэстро.
    Васильев сдержанно хохотнул и сурово посмотрел на Иванова:
    - Это ты про кого рассказал?
    - Про себя! – засмеялся Иванов, и тут же уточнил. – Анекдот конечно сочинили ещё до моего рождения. И талант глубже зарыт. Прабабушка была Берта Самуиловна. Родилась на территории Польши в довоенные времена, но всю сознательную жизнь прожила в Москве и патриотка была невероятная.
    - А бывает и по-другому. Есть такие неуживчивые типы, которые не родились на территории современной России, не являются ни по папе ни по маме русскими, отираются где-то за границей, но именно они знают как лучше жить россиянам: русским, татарам, чеченцам, дагестанцам, калмыкам, удмуртам, якутам, бурятам...       
    - Это ты намекаешь на когда-то маститого шахматиста?
    - И не только. Есть литераторы с похожими данными, актёры... А некая, дотоле ресторанная певичка, ставшая известной только благодаря русскому языку, вовсе сходит с ума.
    - Ну да. Кто бы её знал без русского языка. В её стране всего-то полтора миллиона населения.
    - И что удивительно. Как только у них появится возможность снова засветиться в России и заработать, все тут как тут окажутся. Они снова полюбят страну, они снова станут русскими.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Журнал «Литкультпривет!»
   № 10, 2024 г.,
   Красноярский край.
   Ссылка:  https://disk.yandex.ru/i/JFpapnn89lAMPQ

2.  Газета «Слава Труду»
    № 38, 21 сентября 2024 г.
    Кашары, Ростовская обл.

3. Альманах "Рукопись",
   2024,
   Ростов-на-Дону


Рецензии