Человек в пространстве архетипов
2. Нет повода не доверять К. Юнгу по поводу реальности архетипов, свои наблюдения он подтвердил экспериментально. Архетипов, по Юнгу, большое число, но ученый выделял несколько основных, которые, если так можно выразиться, «наиболее влиятельные». Не будем вдаваться в этот предмет, т.к. Интернет подкинет много информации по поводу архетипов. В настоящее время наиболее популярен список из 12 архетипов, которые активно используются нынешними психологами. К. Юнг относил архетипы к содержанию коллективного бессознательного, которое, в его представлениях, является частью психики человека. Но тогда возникает вопрос о природе этой части психики. Ее проявления – материальные, а само бессознательное? Если мы скажем, что оно материально, то быстро придем к противоречию, если оно не материально, то кто же его творец?
3. Коллективное бессознательное одинаково для любого субъекта, т.е. на этом уровне люди не различаются. Но тогда получаем, что коллективное бессознательное не может быть материально, т.к. в этом случае оно отличалось бы у разных индивидов. Но тогда это влечет, что все люди суть результат деятельности Творца, научно подтверждая версию о происхождении человека (И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2:7)). Уместно предположить, что дыхание жизни и содержало то коллективное бессознательное, которое было обнаружено К.Г. Юнгом. Но тогда оно не часть психики человека, проявления которой телесные, а часть бестелесной души. Следовательно, вся наша психика определяется бестелесным базисом, который по единому происхождению человека также един.
4. Архетипы управляют нашим сознанием и, следовательно, бытием, и в различных ситуациях проявляются разные из них с различной интенсивностью. Поэтому можно представить, что в каждый момент времени психика человека есть точка в многомерном пространстве. Размерность этого пространства определяется количеством архетипов, а положение точки в пространстве – интенсивностью их проявления. Здесь можно увидеть аналогию с описанием взаимодействий материального мира, которое реализуется с привлечением ограниченного числа физических констант. Все физические уравнения используют именно эти константы, и пока нет предпосылок для расширения этого множества. Тем самым, физические константы задают вполне ограниченную размерность взаимодействий материального мира, т.к. все взаимодействия в нем описывается при их непосредственном участии.
5. Сейчас нас интересуют не любые психические проявления, но лишь те, которые определены процессом приобретения знаний. Этот тот компонент, которым человек отличается от животных. И в этом видится смысл созидания человека. Бог сотворил человека со способностью приобретать новые знания, основываясь как на проявлениях материального мира, так и на изучении тех знаний, которые уже получены. Сам Бог не обладает способностью изучения мира, он всего лишь его Создатель. А вот человек такой способностью наделен, она заложена в человеке исходно. И эта способность заложена дыханием жизни, которое вдохнул в него Бог.
6. Подтверждением этого служит архетип Мудреца, который в своих проявлениях характеризуется спокойствием, отстраненностью от материального мира. Проявление этого архетипа в материальном мире сводится к познанию мира, изучению механизмов его функционирования, познавание себя и окружающих. Мудрецы стремятся найти гармонию, жить в гармонии с природой, а социальные блага, реализация для них вторичны или вовсе не имеют никакого значения. Конечно, это весьма поверхностное описание «функционала» этого архетипа, оно существенно шире, включая и познание себя, как Божьего творения. Именно реализация способности познания собственного духа, его гармонии есть основное проявление этого архетипа.
7. Естественно, возникает вопрос, зачем требуется способность человека к познанию, заложенная в него Творцом. Одна из причин уже указана: Бог – творец, но он не исследует мир, это делает человек, как инструмент Воли Божьей. Вопрос: зачем это происходит. Попытаемся ответить на него, отметив, что знания, привносимые в этот мир Мудрецами, не есть замкнутая категория, формируемая в результате сохранения приобретенных знаний, сохраняя их как в бабушкином сундуке, лишь иногда открываемый для проветривания. Знания формируют духовную оболочку, которая не замкнута и объективна, пока существует человек. В любой момент, практически любой человек может к ней прикоснуться, став обладателем знания. Эту оболочку можно назвать ноосферой, как это делал Вернадский, но в нашем понимании – это объективная оболочка, которая не имеет отношение к биосфере. Пока мы не знаем, являются ли знания объективной и независимой от материального мира оболочкой.
8. Достаточно тривиальный ответ, что знания размещаются на материальных носителях и поэтому непосредственно связаны с материальным миром, представляется примитивным. Тогда с исчезновением материального мира, знания исчезают. Т.е. исчезает и духовный компонент этого мира. Нечто подобное уже было в истории: «…все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Из них только один Ной был праведен и находился в благодати Господа Бога». В результате был сохранен Ной и его семья, чтобы не прервалась преемственность духовного развития.
9. Человечество может погибнуть, но носители Божьего Духа, способные передавать его дальше, исчезнуть не могут, т.к. в этом случае теряется смысл наделения венца творения – человека способностью познания мира. Если исключить этот смысл, то человека лучше было бы создать в виде обычной козочки или барашка, и хлопот для него самого гораздо меньше. Жуй себе травку и восхищайся солнышком утром. Пока тебя не съест кто-то высший в биологической цепочке.
10. Следовательно, т.к. в настоящее время эволюция Божьего духа воплощена в ноосфере, то уместно считать, что она является независимым компонентом по отношению к биосфере. Она формирует собой нечто объективное, динамическое, которое пока демонстрирует устойчивое развитие. Обратим внимание, что здесь под знаниями понимаются не только научные знания, но и морально-этические императивы, формируемые по мере развития человечества. Косвенным подтверждением объективности ноосферы можно считать эффект одновременного открытия научных фактов в разных концах мира. Когда не знакомые друг другу исследователи одновременно приходили к одинаковым заключениям.
11. Примеры одновременного открытия разными людьми одних и тех же законов:
Формализация дифференциального и интегрального исчисления в XVII веке Исааком Ньютоном, Готфридом Лейбницем и другими. Закон Бойля — Мариотта, независимо открытый двумя учёными в XVII веке. Открытие кислорода в XVIII веке Карлом Шееле, Джозефом Пристли, Антуаном Лавуазье и другими. Неевклидова геометрия, независимо развитая в начале XIX века Н. И. Лобачевским в России, Яношем Бойяи в Венгрии и Гауссом в Германии. Теория эволюции видов, независимо развитая в XIX веке Чарльзом Дарвином и Альфредом Уоллесом. 17 июня 2006 г. британский журнал «Nature» опубликовал статьи сразу двух групп исследователей, работавших независимо друг от друга. В выпуске сообщалось, что учёные научились телепортировать атомы.
12. Но прямым доказательством следует считать здравый смысл, которым наделен каждый субъект. Мы все наделены здравым смыслом по причине того, что материальный мир отличается целостностью, гармонией и определенной целью своего развития, что подтверждает и теория эволюции. Последняя как раз и констатирует, что в процессе развития целостность и гармония мира не нарушается, они просто принимают новые формы. Именно поэтому материальный мир не стагнирует, а постоянно развивается, оставаясь целостным и гармоничным.
13. Этот же тезис нужно пролонгировать на духовную сферу, развитие которой возложено на человека. Нельзя допустить, что духовная сфера создана, в отличие от материальной, не целостной и гармоничной. Этому есть две причины: первая, духовный мир перешел от Бога непосредственно, вторая – мир, как творение Бога, целостен и гармоничен, поэтому духовная сфера, как составная его часть, также целостна и гармонична. Но тогда, если основной «функционал» человека – это познание, то основная цель познания, как основного драйвера духовного мира – сохранение гармонии последнего. Но духовный мир создается не только как отражение материального. Следовательно, эта гармония уже сформированного духовного мира не связана только с материальным миром. Его источником его был не только материальный мир, но и духовные явления, в частности психика человека. Следовательно, сам духовный мир является источником своего развития, тем самым отличаясь от материального мира. Именно в силу такой независимости, ноосфера представляет собой объективную сущность, носителем которой только кажется человек. На самом деле, она независима от человека, человек лишь есть инструмент ее становления. Это также, как лопата, которой копают канаву. Без лопаты канаву не выкопать. Но после того, как канава выкопана, она существует уже независимо от лопаты.
14. После того, как признана гармония духовного мира, а гармония — это баланс целого и частей, а также соединение различных элементов в одно целое, то сразу можно увидеть структурированность духовного мира. Во-первых, это выражается в разделении духовного мира на взаимодействующие части. С появлением науки это очевидно. Весь духовный мир делится на компоненты: переживаний, эмоций, морали, нравственности, логики, формальных взаимоотношений, математики, физики и пр. Ноосфера целостна, но это не отрицает наличия компонентов, которые кажутся независимыми, но лишь поверхностно. Особенно это ясно на примере методов математики, которые приникают во все остальные составные части. И пора уже постулировать, что духовный мир целостный и требует целостного представления, в точности так же, как коллективное бессознательное представляет совокупность архетипов. Последние лишь внешне независимы, но в реальности они составляют составные части одной психики – психики субъекта. В точности так же ноосфере, своими компонентами формирует нового сверхчеловека, который будет воспринимать знания не по отдельности, а с позиций целостности.
15. Круг замкнулся. Исходный Божий замысел, воплотившийся в создании человека и вдохновении в него Духа Божьего пришел к первому промежуточному финишу – и он определяется признанием, что духовная сфера должна рассматриваться как целостное независимое от человека образование. И это образование, создает вновь то, что мы видели в материальном мире и психике. Материальные взаимодействия определяются лишь ограниченным числом констант, психика субъекта определяется архетипами. Следовательно, и в ноосфере необходимо сформулировать те константы духовного мира, которые будут определять его взаимодействия. И эти константы суть обобщение констант материального мира и архетипов – т.е. мира психического. И теперь можно вполне говорить о пересмотре модели мира, новая модель – описывает целостную картину, объединяющую материальное и духовное бытие.
16. И тогда эволюция представляет собой аналог листа Мёбиуса, представляющего собой картину развития цивилизации – от первоначальных констант, заданных Божьим творением, переходим к новым константам, которые суть обобщение исходных. Т.е. происходит формирование нового человека, основное содержание души которого будет создаваемая ноосфера. И теперь уже ноосфера будет продуктом деятельности нового человека.
Свидетельство о публикации №224082601102